Среда, 30.11.2022, 22:09
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Август » 28 » Необходимость стимулирования стратегических сфер и отраслей экономики Нагорного Карабаха
Необходимость стимулирования стратегических сфер и отраслей экономики Нагорного Карабаха
01:14

Analitika.at.ua. В Нагорно-Карабахской Республике существуют несколько сфер и отраслей, развитие которых в современных рыночных условиях может иметь стратегическое значение как для процветания нашего хозяйственного комплекса, так и для экономики в целом. Среди них хотелось бы выделить одну, роль которой весьма значима не только для развития экономики НКР, но и по сути является гарантом обеспечения безопасности нашего государства, стимулятором прогресса в области образования, культуры и общества в целом. Речь о науке. В данном направлении в РА и НКР были приняты ряд нормативно-правовых документов, есть также соответствующая законодательная база. Иными словами, эта сфера находится под патронажем государства.

 

В Республике Армения в данной сфере уже сформировано необходимое законодательное поле. Кроме того, как ученые, так и высокопоставленные государственные чиновники считают, что необходимо спонсировать науку с целью решения ряда важнейших экономических задач.

 

Согласно статистическим данным РА, по состоянию на 1-ое января 2011 года, в государственных и негосударственных вузах республики преподают порядка 4 тысяч человек, имеющих ученые степени. Из них ученые звания имеют около 80% человек. Женщины, занимающиеся научной деятельностью в РА, также имеют высокий процент - около 40% от всего числа научных работников. Помимо вузов, научный потенциал РА преимущественно сосредоточен в более чем 90 научных учреждениях, занимающихся исследованиями и разработками. В 2010 году финансирование научных организаций РА составило свыше 8.5 млрд. драмой, причем свыше половины этих средств – государственные дотации. Здесь работают свыше 6 тысяч человек, где более 40% составляют лица с учеными степенями и званиями. Согласно постановлению Правительства РА от 10 января 2008 года об установлении размера надбавок за ученую степень научным работникам, занятым в реализуемых за счет государственного бюджета РА научной и научно-технической деятельности, докторам наук будет ежемесячно выплачиваться сумма в 20000 драмов, а кандидатам наук – 10000 драмов. В НКР аналогичные надбавки были установлены для ученых лишь в июне 2010 года. Следует также отметить, что в НКР число лиц, имеющих ученые звания и ученые степени, чуть более сотни. Это составляет примерно 0.07% от общей численности населения НКР (в РА – 0.12% от общей численности населения). В процентном соотношении число женщин в Арцахе с учеными степенями почти в два раза превосходит показатель женщин-ученых РА.

 

В настоящее время в Армении работает немало ученых со степенями и учеными званиями, являющихся уроженцами Арцаха. Это и члены Национальной академии наук РА, и ректора, и преподаватели вузов. В НКР на сегодняшний день создана единственная ГНО (Государственная некоммерческая организация) «Научный центр Арцаха», занимающаяся научно-исследовательской деятельностью. По объективным и субъективным причинам в данной организации не задействован ряд молодых талантливых ученых, имеющих научные звания и научные степени. Необходимо отметить, что, согласно уставу данной организации, главной целью научного центра является проведение в НКР исследований, которые содействовали бы развитию стратегически значимых для экономики НКР отраслей. А одна из основных задач центра – это выявление и помощь занимающимся исследованиями талантливым научным работникам, содействие творческому росту молодых ученых. Было бы желательно, чтобы упомянутые молодые работники с учеными степенями и званиями были привлечены к рабочим программам научного центра Арцаха.

 

Отрицательные последствия мирового финансово-экономического кризиса не могли обойти стороной экономику НКР. Кризис повлиял как на сферу промышленности, сельского хозяйства, так и на другие отрасли республики. В данной ситуации необходимо создавать условия для развития МСП (малое и среднее предпринимательство), как это было сделано в РА. Благодаря антикризисной программе, принятой Правительством РА, в данной сфере на 3 года были практически приостановлены всякого рода проверки (кроме налоговых), что стало стимулом количественного роста малых и средних предприятий РА. Увеличился также объем выпуска предприятиями МСП продукции и по отраслям экономики (на 1-ое января 2011 года он составил порядка 45%). В НКР на сегодняшний день существует ряд факторов, препятствующих развитию МСП. Среди них можно выделить применение со стороны государственных органов (в частности, налоговой, инспекции качества, санэпидемстанции) чрезмерных административных штрафов в отношении предприятий, занятых в сфере МСП. Было бы логично в данных условиях учитывать опыт РА, где применяется более гибкая и мягкая политика в отношении предприятий МСП. Необходимо также отметить, что в ряде стран Европы и Америки применяются всякого рода механизмы содействия законопослушным налогоплательщикам, занятым в сфере МСП. К примеру, в США каждый год к таким предприятиям применяются соответствующие механизмы финансового поощрения (предоставление беспроцентных краткосрочных кредитов, бонусов и т.д.). А в ряде европейских стран внедрен также опыт бизнес- инкубаторов, структур, охватывающих предприятия, которые осуществляют различного рода экономическую деятельность, получающих от государства финансовые средства и добросовестно выплачивающих налоги.

 

Одним из наиболее перспективных и многообещающих направлений в деле развития предпринимательства является создание с помощью государственной поддержки и независимых спонсоров именно системы бизнес-инкубаторов. Мировая практика свидетельствует о том, что применение сети бизнес-инкубаторов оказывает значительное воздействие на дальнейшее существование и перспективное развитие новосозданных предприятий (или частных предпринимателей). Как в развитых и развивающихся, так и в странах с переходной экономикой, бизнес инкубаторы играют немаловажную роль в решении таких микро и макроэкономических вопросов как:

 

- применение новых технологий и новейшей информации, в том числе использование на практике научных исследований и новинок, информационный доступ к различного рода новейшим бухгалтерским и финансовым программам, использование в бизнес целях сети интернет;

 

- создание новых рабочих мест;

 

- помощь в экономическом развитии отдаленных районов нашей республики.

 

А главным плюсом бизнес инкубаторов является возможность выпуска из инкубатора за короткие сроки в рынок наиболее жизнестойких и финансово стабильных предприятий.

 

Практика применения бизнес-инкубаторов странами с переходной экономикой говорит о том, что последние ускоряют развитие малого и среднего предпринимательства от 7 до 22 раз, тем самым снижая процесс банкротства и неудач до минимума.

 

Согласно исследованиям ООН по программе развития бизнес инкубаторов, за последние 10 лет в большинстве стран мира их численность возросла в 10-15 раз. Так на сегодняшний день их численность в США составляет свыше 600, в Китае – около 100.

 

По данным госдепартамента США из 10 малых предприятий – 6 прекращают свою деятельность в течение первых 2-х, 3-х лет. А из тех же 10 предприятий, которые проходят инкубацию, лишь 1 или 2 прекращают свою деятельность.

 

Из анализа жизнедеятельности 51 бизнес-инкубаторов, действующих в 11 Европейских странах мира, было выявлено, что только 6 ( или 11,8%) потерпели неудачу. Причем за 5 лет их жизнедеятельности было создано свыше 16000 рабочих мест.

 

Для стран с переходной экономикой бизнес-инкубаторы обычно создаются и поддерживаются в основном исключительно со стороны государственных управленческих служб и финансируются за счет долгосрочных кредитов, имеющих низкие процентные ставки. Государство также оказывает им помощь в вопросе предоставления на безвозмездной основе неиспользующихся территорий.

 

Данный подход является наиболее удобным и перспективным и для нашего государства. Так за счет внедрения в бизнес системы бизнес-инкубатора развивается внутренний рынок, увеличивая тем самым уровень деловой активности в регионе, повышается степень эффективности использования экономических ресурсов, находя свое быстрое и наиболее эффективное применение высокотехнологические нововведения, растет численность занятых на предприятиях.

 

Уже сегодня практика применения системы бизнес-инкубаторов нашла свое применение у наших соседей, то есть в странах СНГ, в том числе: в Украине, в Беларуси, Казахстане, Узбекистане и т.д.

 

Для нашей же республики, которая является государством с переходной экономикой, применение на практике системы бизнес-инкубаторов может сыграть неоценимую роль в деле развития малого и среднего предпринимательства в нашем регионе. Опыт показывает, что сам бизнес инкубатор может непосредственно воздействовать и на предприятия, которые функционируют вне инкубатора.

 

Благодаря своей гибкости и многофункциональности, бизнес инкубаторы могут стать важным инструментом для решения ряда важнейших социально-экономических проблем и вопросов.

 

Пока в нашем государстве отсутствует законодательство по применению в НКР данной системы бизнес-инкубатора. Но из всего вышеизложенного фактом остается то, что претворение в жизнь системы бизнес-инкубаторов пока еще не навредило ни одному государству мира. Поэтому в НКР необходимо принятие соответствующего закона «О бизнес инкубаторе».

 

Нужно отметить, что для НКР так же немаловажно развитие таких стратегических отраслей как туризм, и такое узкое направление сельского хозяйства, как виноградарство.

 

В последние годы на сферу туризма были выделены значимые финансовые средства со стороны государства. В 2010 году они составили свыше 10 млн.драмов.

 

Следует также учесть, что в любом государстве, для развития туризма необходимо наличие двух факторов: во-первых, это природно-климатические, географические факторы, богатая и красивая флора и фауна, богатство местного рельефа. Сюда можно также отнести и историко-культурные факторы (т.е. церкви, памятники культуры и т.д.). Все это классифицируется как устойчивые факторы развития туризма.

 

Во-вторых, существуют также и динамические факторы (т.е.социально-экономические, научно-технические, политические). Все они могут иметь различную оценку, значение, могут меняться в зависимости от времени и места, уровня развития данного региона.

 

Для развития туризма также необходимы удобность и доступность туристических центров, коттеджей, отелей, гостиниц; создание условий для путешествования туристов наиболее современным и комфортабельным транспортом.

 

В странах мира, с развитой сферой туризма, государство из года в год выделяет большие средства для обеспечения стабильного роста данной отрасли: организация выставок, реклама отдыха и многое другое.

 

В большинстве стран Европы и Азии доходы от туризма составляют от 13 до 40%-ов от объема ВВП. В РА он составляет около 8%.

 

Туристы из более 90 стран мира посетили НКР за последние годы. Наибольший поток туристов приезжает из США, он составляет от 35 до 40% от всего количества приезжающих в республику.

 

Основными факторами, тормозящими развитие туризма в НКР, являются: непризнание нашего государства (как и самого государства в целом) как зоны туризма, представление нашего региона с неуравновешенной политической и экономической ситуацией. Все это, как и многое другое, мешает развитию туризма в нашем регионе.

 

НКР по природно-климатическим условиям, зонам отдыха почти ни в чем не уступает РА. Однако фактом является то, что туризм в РА развивается намного быстрыми темпами, чем туризм в НКР. Это связано, конечно же, с тем, что РА давно уже признана мировым сообществом как самостоятельное и независимое государство, которое имеет свою определенную долю в мировом туристическом бизнесе. В РА есть прекрасные места (горы, леса, реки), которые посещаются туристами для отдыха летом, есть так же оздоровительные комплексы, посещаемые туристами вплоть до конца августа, и спортивные комплексы, которые посещают туристы зимой (Джермук, Цахкадзор и т.д.). Кроме того, в РА прекрасно организован туристический сервис, действует множество гостиниц, ресторанов, павильонов, коттеджей и т.д. Туристический сервис, включая гостиничный, рекламируется по всемирной интернет сети. В этом аспекте НКР по многим параметрам в сфере туризма уступает РА. Однако, в ближайшем будущем, от данной отрасли, в случае привлечения соответствующего объема инвестиций, действия авиатранспортной связи с НКР, решения вопроса суверенитета и признания независимости НКР, можно будет ожидать большего.

 

Нужно создавать все необходимые условия в зонах отдыха для туристов, приезжающих в НКР. Развитие туризма в НКР потребует немало усилий и времени, несмотря на рост их численности за последний год на 30% и завершения в 2011 году в республике отвечающего необходимым европейским стандартам аэропорта.

 

Как известно, Армения всегда славилась производством великолепного коньяка, вина и водки. А Карабах всегда славился красным вином. Так, например, высокую оценку нашего вина дал великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин во время своей поездки в Эрзрум и Тифлис. Оценивая на вкус сначала грузинское вино, а потом наше, карабахское, счел последнее просто бесподобным, и отметил, что оба вина прекрасны и стоят некоторых бургундских вин.

 

Начав свой путь развития еще в 1920г., вино и водка Арцаха, производясь только домашнеремесленным способом, успели быть вывезенными как в Россию, так и в страны Западной Европы. Сейчас, в начале XXI века в НКР уже создано 4 винных завода. А за последние несколько лет было экспортировано свыше 170 тыс.тонн винограда.

 

В НКР на сегодняшний день производством виноводочных изделий занимается в основном фирма «Арцах Алко», которой принадлежит свыше 70%-ов рынка алкогольных напитков. Продукция фирмы экспортируется во многие страны мира, включая Россию и США. Производственные возможности фирмы могут позволить ей выпускать в месяц свыше 250 тыс.литров виноводочных изделий (т.е. порядка 3 млн.тонн в год).

 

Учитывая вышеизложенное, нужно принять во внимание тот факт, что сфера виноградарства нуждается как в государственном, так и в частных зарубежных вложениях. Кроме этого, необходимо приступить к применению современных технологий по производству высококачественных напитков низкой крепости для того, чтобы данная сфера стала одной из важных экспортирующих отраслей экономики НКР. Невзирая на все еще продолжающийся на мировом рынке спад виноградарства, это не должно стать серьезным препятствием для привлечения в отрасль финансовых средств (как внутренних, так и внешних).

 

В заключение хотелось бы отметить, что последствия финансово-экономического кризиса, привели к тому, что в большинстве государств СНГ был зафиксирован низкий уровень экономического роста. Так, например, в РА он составил всего лишь 2.6%. В НКР в 2010 году экономический рост составил 5.5%.

 

Принимая во внимание все эти факты, становится очевидным тот аргумент, что НКР также нуждается в принятии антикризисных мер. Что касается частного предпринимательства НКР, то нашим предпринимателям следует находить новые рынки сбыта для реализации отечественной продукции. Экономическая интеграция со странами СНГ, Азии и Европы создаст возможность решения ряда экономических проблем и задач, а так же станет гарантом в деле обеспечения стабильного экономического роста. Давид АГАДЖАНЯН, bs-kavkaz.org

Категория: Экономика | Просмотров: 691
Календарь новостей
«  Август 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru