Analitika.at.ua. "ГРЭММИ", "Оскар", "Золотой
глобус", масса других менее престижных наград, всевозможные хит-парады -
все это приметы окончания зимы в мире популярного искусства. К сожалению, наших
артистов в этих списках почти никогда не бывает. Но вот граждан других стран с
армянскими фамилиями в них найти можно достаточно часто. Вот и по результатам
прошлого года, согласно табели о рангах, составленной ведущим американским
джазовым критиком Кеном Драйденом, к мнению которого прислушиваются во всех
профессиональных джазовых журналах, из тысячи рассматривавшихся джазовых
альбомов в лучшую десятку попал альбом пианиста, композитора и руководителя
собственной группы Теда Кушяна.
ОСТАВИТЬ ТАКОЙ ФАКТ БЕЗ ВНИМАНИЯ Я НИКАК НЕ МОГ И НАПИСАЛ
МУЗЫКАНТУ. Ответ не заставил себя ждать. Выяснилось, что Теодор Армен Кушян
родился в 1961 году в Калифорнии. С раннего возраста родители отдали сына
учиться музыке. Его преподаватель однажды познакомил мальчика с записями
великого канадского пианиста Оскара Питерсона, и этот момент стал переломным в
жизни будущего джазмена. Когда ему перевалило за двадцать, он устроился
пианистом на круизные лайнеры и посетил многие страны мира. Через пять-шесть
лет Тед перебирается в Нью-Йорк. Там он начинает работать в качестве
"свободного художника" - играет в аккомпанирующих коллективах таких
звезд, как Арета Франклин, Чак Берри, Тони Брэкстон, Сара Брайтман, на
несколько лет становится участником легендарной некогда супергруппы, на много
лет определившей развитие современной музыки, "Кровь, Пот и Слезы".
После периода сплошных гастролей наступил период "оседлой жизни" -
Теда приглашают делать аранжировки, руководить оркестрами и играть в
бродвейских театрах. Но при этом главная любовь всей жизни - джаз не был забыт.
Тед играет его в ансамблях с другими музыкантами, а затем создает и собственный
коллектив - Ted Kooshian’s Standart Orbit Quartet, с которым записал три
альбома. Именно третья его работа - Underdog and another stories и удостоилась
внимания и высокой оценки профессионалов.
- Мои дедушка Кеворг Геджекушян и бабушка Аниг Дер-Газарян
по отцовской линии приехали в Америку в разное время, изменили свои имена на
американский лад, став Джорджем и Сюзанной, встретились и поженились. Так
появилась наша семья. Когда отец женился на американке, она научилась у бабушки
готовить многие армянские блюда, и я в детстве всегда ел толму, кюфту, пахлаву
и прочие армянские яства. Кстати, рядом с дедушкиным домом был армянский
магазин, где всегда можно было купить бастурму, сыр, лаваш... И конечно, мои
дедушка и бабушка, да и отец много мне рассказывали об истории нашего народа. А
сейчас я и сам много читаю на эту тему, у меня большая коллекция книг по
истории Армении. А еще мой дед написал автобиографическую книгу "Петь
собственную песню", где описывает свое детство в Турции, лагеря беженцев,
куда он попал после Геноцида, свою жизнь в Америке. Так что у меня солидный
запас знаний.
- Когда я прочел твой солидный послужной список, то отметил, что ты
одинаково много и успешно играешь самую разную музыку - от классики до
бродвейских мюзиклов. Разве легко - так резко переключаться с жанра на жанр?
- Не скажу, что очень легко. Дело просто в том, что я
начинал с классической музыки. Когда мне исполнилось 12 лет, увлекся джазом,
потом играл в колледже в многочисленных рок-группах, ну а потом мюзиклы,
Бродвей, кабаре и теперь снова джаз. Я все время слежу за новинками во всех
жанрах, вот и удается держаться на плаву во всех жанрах и чувствовать себя
достаточно комфортно. Я работал с мюзиклами "Король Лев",
"Аида", "Мама миа!"... Видишь ли, музыкант в Нью-Йорке
должен быть очень крепким и всеядным - иначе не выжить. Сегодня нужно играть
джаз - пожалуйста, завтра рок - пожалуйста, мюзикл - да ради бога! В этом мне
очень помогают мое классическое образование и уже достаточно серьезный опыт на
большой сцене. В работе на Бродвее есть своя особенность - нужно уметь играть в
большом составе, уметь подчиняться дирижеру, а главное, одинаково хорошо играть
изо дня в день на протяжении многих месяцев, а то и лет, одну и ту же партию.
Ведь за дверьми много других музыкантов, желающих получить эту работу!
- На твоем последнем более чем удачном джазовом альбоме, отмеченном
солидными критиками, почти нет джазовых стандартов. Это в массе своей обработки
поп и рок-хитов. Как ты это объяснишь?
- Конечно, я люблю стандарты и играю их уже лет 30. И со
своим ансамблем, и в качестве аккомпаниатора певцам. Я также написал много
джазовой музыки сам, и мой первый альбом Clockwise целиком состоял из авторских
произведений. На двух последних альбомах я попытался представить в джазовых
обработках музыкальные темы из известных мультфильмов и телесериалов. Честно
говоря, я до сих пор очень люблю смотреть мультфильмы... Я попытался
представить тот материал, который до меня еще никто и никогда не делал. И
надеюсь, что сумел вызвать у многих людей приятные ностальгические чувства. Но
на альбомах все же есть по одному-два стандарта.
- А может, это связано с тем, что "чистый" традиционный джаз,
мейнстрим, уже не так популярен в современной Америке?
- Да, джаз уже не является массовой музыкой в США настолько,
насколько он был в 40-х - 50-х годах. Я часто читаю споры и дискуссии
специалистов, музыковедов, критиков в СМИ о проблеме и судьбе джаза в Америке.
Некоторые говорят, что настоящий джаз умирает, другие утверждают, что он просто
преобразуется. Но то, что он уже не столь популярен где-то начиная с 60-х
годов, - это точно. Это я даже на себе чувствую. Но это можно понять. Ведь
чтобы слушать, понимать и наслаждаться джазом, нужно приложить немало усилий, и
не всем это хочется делать. Зато если вы хоть немного напряглись, то будете по
достоинству вознаграждены!
- Насколько я знаю, ты учишь джазу молодых музыкантов. На какую
особенность обучения ты указываешь им в первую очередь?
- Да, я учу музыке, причем не только джазу. Вначале - общие
музыкальные знания, ну а потом способы их применения в джазе. Главную мою
задачу как инструктора в джазе я вижу в том, чтобы дать основные знания, чтобы
музыка и базовый академический материал стали второй натурой молодого музыканта
настолько, чтобы он потом не думал об этом, а мог уже свободно ориентироваться
и найти свои собственные пути самовыражения в музыке.
- А что ты знаешь об армянском джазе?
- К сожалению, ничего. Я никогда не встречался лично ни с
одним джазовым музыкантом армянского происхождения, хотя о многих из них,
конечно, слышал и слушал их игру в записи. Первым в этом списке, конечно же,
стоит барабанщик мирового уровня Поль Мотян. Я очень люблю его музыку еще с тех
пор, когда он играл с великим пианистом Биллом Эвансом, и до его последних
записей, где он выступает уже со своим собственным ансамблем. Я слышал много о
пианисте Армене Донеляне, даже играл несколько его композиций. Мы с ним,
кажется, соседи, но никогда не встречались ни на сцене, ни в жизни. В последнее
время я познакомился с Арто Тунчбояджяном. Много читал о нем, но никогда не
слушал его игры. Есть и еще знакомые имена.
- А как твоя семья относится к твоей профессии?
- Я женат уже 12 лет. Моя жена Джекки Хендерсон также
музыкант. Она играет на саксофоне, кларнете и флейте в оркестре, сопровождающем
бродвейские шоу, а иногда и классическую музыку. Она, как и я, преподает
музыку. Джекки не имеет армянских корней, но от меня и от моего отца она многое
узнала об Армении, прочла много моих армянских книг и даже кое-что умеет
готовить из армянской национальной кухни. Так что дома проблем с особенностями
профессии у меня нет.
- И последний вопрос: в Ереване джаз достаточно популярен, не хотел бы
приехать и поиграть здесь?
- О, конечно! Прекрасная идея! Я с огромным удовольствием бы
приехал, посмотрел страну, о которой так много слышал и читал, в которой жили
мои предки. Поверь, я испытываю большую гордость за армянский народ, за его
храбрость и решительность в преодолении тех трудностей, которые подстерегали
его в тяжелой истории. Ну а если бы выпала и возможность поиграть с местными
джазменами, я был бы просто счастлив.
Последний альбом Теда Кушяна один критик сравнил с работами
Майлса Дэвиса и Джона Колтрейна периода их работы с поп-материалом. "Не
обманывайтесь названиями тем из мультфильмов - это настоящий серьезный
джаз", - отозвался о нем другой музыкальный критик. Ну и еще: "Тед
Кушян - неправдоподобно талантливый пианист и композитор".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.