Analitika.at.ua. Археологическая наука обогатилась
выдающейся находкой: в Армении обнаружено древнейшее захоронение с жертвенным
конем. Обывателю это, может быть, ничего не говорит, но для историка
свидетельство того, что Армения одна из прародин коневодства. Не стоит и
говорить, что прирученная лошадь была на протяжении нескольких тысяч лет
главным двигателем истории.
Останки погребенного, а также половина жертвенного коня и
множество замечательных артефактов обнаружены известным археологом, директором
НИЦ историко-культурного наследия при МК, Акопом Симоняном (на снимке). Он же —
руководитель археологической экспедиции в Неркин Навер, что рядом с селом
Парби. Интуиция и дар научного предвидения подсказали ему сконцентрироваться в
этой точке армянской земли еще в 2002 году. Он обнаружил огромный некрополь со
множеством курганов и начал планомерные, насколько давали возможность скудные
средства, раскопки.
Предыдущие раскопки позволили Акопу Симоняну сделать вывод,
что, да, Армения является одним из главных центров древнего мира, где была
одомашнена лошадь. Это, можно сказать, хрестоматийный случай версификации,
когда новые открытия подтверждают научные гипотезы, основанные на лишь немногих
фактах. Можно говорить также и о счастливом везении, но везение — категория
весьма аморфная, покоящаяся на случае. А тут!
С каждым годом, с каждым раскопанным захоронением гипотеза
обрастала новыми доказательствами. Курган N 9 превзошел все ожидания. Если до
того Симоняну счастье улыбалось в виде разрозненных фрагментов лошадиного
скелета, то здесь оно, счастье, и вовсе привалило. Под слоем земли обнаружились
останки всадника и половина (!) коня. В анатомически правильной ситуации лежали
череп, шейные позвонки, часть груди, передние ноги и даже копыта. Если грядущие
исследования выявят в копытах следы гвоздей, то это и вовсе расставит точки над
"i”. Радиокарбонный анализ в свою очередь определит точную дату погребения.
Пока же найденные артефакты позволяют Акопу Симоняну
датировать находки 27-25 вв. до р.Хр. О столь почтенном возрасте усопшего и его
верного коня свидетельствуют три обсидиановых наконечника и кремневый зубчатый
инструмент, которые характерны для эпохи ранней бронзы, а именно — для 27-25
вв. до р.Хр. А еще великолепная архаичная керамика с уникальной технологией
нанесения орнамента, характерной — держитесь крепко — для культуры Центральной
Европы, конкретно, уверен Симонян, для восточноевропейских и южнороссийских
степей. Как керамика попала в Армению — неясно, но определенно и тогда люди
были озабочены зудом путешествий. И возили под шумок товар.
Коню — конево, а кесарю — кесарево. Погребенный всадник
представляется человеком совсем не простым, а весьма высокого положения, Из
высшего эшелона власти. Стали бы предавать земле простого смертного с конем
(хотя и половиной коня) и класть ему под голову шкуру льва или другого
благородного зверя семейства кошачьих? Не стали бы. Каков был хищник, еще
установят палеозоологи, но найденный коготь говорит о царе зверей или его
ближайших родственниках. Так кто он, далекий предок из Неркин Навер — царь,
вождь, военачальник? Определенно лучник, тому доказательство — наконечники
стрел.
В Неркин Навер в четырех прежде исследованных курганах также
были обнаружены останки жертвенных коней, но вот шкура хищника, половина лошади
и впечатляющие параметры кургана красноречиво говорят о захоронении более чем
знатного и важного индивида. К тому же на Востоке охота на львов была
привилегией исключительно царских особ. И еще под черепом всадника Симонян
нашел тоненькую золотую пластину. Еще одно доказательство нерядовых похорон,
случившихся в то далекое время.
Подытожим. Содержимое кургана свидетельствует о развитом
коневодстве и связях местной публики с Европейским континентом. И отодвигает
предыдущую дату (по данным Неркин Навер) приручения лошади лет на 300 далее. А
может, и больше. Не случайно, что погребальный обряд да и само название
местности говорят о том, что здесь проживали индоевропейцы. Таким образом, получается,
что эпические Мгер и Давид со своим Джалали не так уж вымышлены и до
исторических архетипов можно рукой достать.
Впереди еще почти двадцать курганов — что хранят они в своем
чреве, покажет будущее. Экспедиция Акопа Симоняна продолжит раскопки: Неркин
Навер — это явно археологический клондайк. Все бы хорошо, но необходима более
ощутимая государственная поддержка. Финансовая и прочая. Ведь не далее как в
2008 году экспедиция чудом спугнула грабителей, подобравшихся к этому кургану.
Трудно даже вообразить, что бы потеряла армянская история,
если бы алчные придурки... Земля, сокрывшая бесценные научные сокровища,
принадлежит общине села Парби. Местная власть с пониманием и энтузиазмом
воспринимает реалии, прекрасно сознавая, какие дивиденды это сулит. Но надо
обезопасить территорию, надо бы подумать о музее, надо бы помечтать о туризме.
Шутка ли — почти пять тысяч лет!.. Карен Микаэлян, Новое время |