Analitika.at.ua. С удивлением узнал о том, как турецкий
кинематограф готовится снять фильм о войне 1877-1878 гг., в котором все местные
актеры хотят играть только "турецких героев". В рамках бесплатного
курса ликвидации безграмотности, которая, как выясняется, присуща не только
отдельным местным авторам и их коллегам, сообщаю общеизвестные факты о том, что
представляли из себя эти герои и их действия в Западной Армении.
В отличие от турок, русская армия и тогда соблюдала
известные всем людям гуманные правила, несколько ослаблявшие бремя войны для
мирного населения, в том числе и мусульманского. Это полностью соответствовало
задачам, поставленным в утвержденных императором Александром II еще в ноябре 1876 г. инструкциях
заведующему гражданскими делами при Главнокомандующем Дунайской армией. Среди
них было и такое положение: "Ограждение свободы веры иностранцев, и в том
числе и мусульман от проявлений местного фанатизма". Для достижения данной
цели было необходимо: 1) разоружить мусульманское население; 2) прекратить
нападения болгар на мусульманские селения. По просьбе мусульманских общин для
этого в эти населенные пункты вводились небольшие группы казаков.
Совершенно другой была практика турок по отношению к
христианским подданным Порты, имевшим несчастье оказаться в прифронтовой
полосе. В приказе по армии от 8 августа 1877 г. турецкий "святой закон" был
объявлен "выше законов всего цивилизованного мира", причем святость
этого закона позволяла заниматься поиском добычи, т.е. мародерством. Кроме
болгар и сербов на Балканах, массовым и систематическим грабежам и насилиям
подверглись и армяне в Закавказье. 1(13) декабря 1876 г., т.е. еще до начала
войны, прошла массовая резня в гор. Ван. С началом военных действий ситуация
лишь резко ухудшилась. Турецкие власти смотрели на эти насилия
снисходительно-покровительственно. "Резня в Баязете, - отмечал 14 июля 1877 г. в своем дневнике
британский журналист, находившийся с турками в Западной Армении, - осквернение
русских могил, расчленение трупов, нарушение неприкосновенности белого флага, и
недавние жестокости по отношению к христианам в Ване - все находит оправдание,
и в том числе юридическое, ввиду продолжения войны".
Несмотря на то, что Турция в 1865 г. подписала Женевскую
конвенцию 1864 г.
о помощи раненым воинам, события показали, что для турок это была простая
формальность - вплоть до 1877
г. Константинополь не удосужился подумать о собственном
символе медицинской службы, и только с началом войны с Россией ввел в качестве
такового "Красный Полумесяц". Все остальные 12 лет, очевидно, никто и
не думал об использовании "Красного Креста" и, тем более, об уважении
к нему. Не удивительно, что основные положения конвенции 1864 г. - нейтралитет и
неприкосновенность военно-санитарных и лечебных учреждений и обслуживающего их
персонала - также нарушались турецкими военными, подвергавшими русских раненых
и врачей, попадавшим им в руки, зверским насилиям.
В ходе боевых действий турецкой армией неоднократно открывался
огонь по флагу "Красного Креста" и по санитарам, что вызывало резкое
раздражение среди русских войск и иногда приводило к отказу брать пленных и
особенно башибузуков. Тем не менее, по свидетельству британских и французских
военных журналистов, для раненых, военнопленных и гражданских лиц русской
стороной, в отличие от противников, делалось все необходимое и с должной
заботой.
2(14) июля 1877
г. было принято "Временное Положение о
военнопленных Восточной войны 1877 года". Турецкие пленные снабжались
продовольствием и обеспечивались медицинским обслуживанием, в случае
необходимости - одеждой и обувью, категорически запрещалось всякое стеснение в
исполнении обрядов богослужения. Выполнением на практике требований
"Временного Положения..." и объясняется наличие большого количества
турецких пленных - 70 654 чел. (27 генералов, 4087 офицеров и 66 540 рядовых),
которые оказались в России во время войны и были возвращены потом назад в
Турцию.
Что касается самого Эрзерума, то ничего особо героического в
нем турками в эту войну не было предпринято. Скорее можно говорить о
героической работе русских медиков - тех самых, которых турецкие аскеры и
башибузуки по своим варварским обычаям не брали в плен. Канва событий очень
проста:
24 октября(5 ноября) 1877 г. эта крепость была обложена отрядом
ген.-лейт. В.А. Геймана. В ночь на 28 октября (9 ноября) Гейман попытался
овладеть ей, но безуспешно. Впрочем, это не был полномасштабный штурм. Судить о
его масштабах можно по потерям - русские войска потеряли 4 офицера и 66 солдат
убитыми, 1 офицера и 131 солдата пропавшими без вести, и 22 офицеров и 506
солдат ранеными и контуженными. Потери турок были вполне сравнимы - около 700
убитых и 1500 раненых, 20 офицеров и 500 солдат попали в плен.
Немногочисленность отряда Геймана, оторванность его от
основных сил, недостаток снарядов и крайнее утомление людей - все это диктовало
генералу необходимость осторожных действий. Отказавшись от плана повторения
атаки, он ограничился блокадой Эрзерума. Гейман выполнил главную из поставленных
перед ним задач - он обеспечил тыл войск, осаждавших Карс. Впрочем, у генерала
была и еще одна причина не торопиться - в окруженном Эрзеруме началась эпидемия
тифа, от которого в день умирало по 50-90 чел.
19(31) января 1878 года в Адрианополе Главнокомандующим
Дунайской армией Великим Князем Николаем Николаевичем-старшим, и турецкими
представителями - Сервер-пашой и Намык-пашой было подписано перемирие и
предварительные условия мира.
3(15) февраля на основании этого документа в Гассан-кале под
Эрзерумом было подписано соглашение об условиях перемирия на
Кавказско-Малоазиатском фронте: турки должны были очистить территории
Батумского, Баязетского и Ванского санджаков, передать русским крепость Эрзерум
и отвести свои войска за линию Байбурт-Машахатун. 8(20) февраля 1878 г. крепость Эрзерум
была сдана. Это сразу же позволило русским медицинским и военным властям
приступить к исправлению чудовищного санитарного положения в городе. Потери
гарнизона и населения с октября 1877 по апрель 1878 г., когда русским
властям удалось улучшить санитарное состояние города, и эпидемия пошла на спад,
составили около 12 тыс. чел.
Понимаю - такой образ действий в Турции не может считаться
ни героическим, ни достойным внимания, но в борьбе с варварством Россия и
освобождаемые ею народы проявили себя достойно, а "герои"... Неужели
за 100 с лишним лет они не изменились?
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.