Главная » 2010»Июнь»18 » Независимая газета: Нагорно-Карабахский конфликт ждет решения
Независимая газета: Нагорно-Карабахский конфликт ждет решения
14:33
Analitika.at.ua. Альтернативой нарастанию напряженности могли бы стать
прямые переговоры конфликтующих сторон.
Оценивая нынешнюю ситуацию в Черноморско-Каспийском регионе,
нельзя не указать на несовместимость по крайней мере двух характеристик его
современного развития: утверждение его роли как транспортного пути каспийских
энергоресурсов, с одной стороны, и эпицентра целого ряда замороженных
этнополитических конфликтов – с другой. К чему это может привести, стало ясным
во время августовской (2008) «пятидневной войны», когда под вопросом оказалась
безопасность энергетических транспортных коридоров – Баку–Тбилиси–Джейхан и
Баку–Тбилиси–Эрзерум. В этой связи стоит напомнить, что еще в середине 1990-х
годов после абхазско-грузинского конфликта тогдашние абхазские политики прямо
предупреждали руководство международных нефтяных компаний о высоких
политических рисках строительства трубопроводов по территории Грузии (см.
«НГ-энергию» от 10.02.09). После августа 2008 года возникли предложения о
необходимости альтернативных энерготранспортных путей через Южный Кавказ, на
этот раз через территорию Армении. Но для этого необходимо разморозить
армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха. И не случайно, что
эта проблема уже в августе 2008-го активно обозначилась в политике региональных
и мировых держав.
Сложившимся положением сразу же воспользовалась Турция,
усмотрев в нем возможность повышения своей роли в делах Южного Кавказа. В
основу дальнейших переговоров по урегулированию конфликта вокруг НКР были положены
сформулированные Минской группой ОБСЕ в ноябре 2007 года и обновленные в июле
2009-го Мадридские принципы. В обновленном варианте особо выделялась
необходимость наделения Нагорно-Карабахской республики промежуточным статусом,
идея проведения референдума была отодвинута на второй план. В то же время
предполагалось приступить к поэтапному (в разных вариантах) освобождению
оккупированных районов Азербайджана, окружающих территорию НКР. В дополнение к
Мадридским принципам Турцией и Арменией были подписаны Цюрихские протоколы,
которые, однако, не были ратифицированы и не вступили в силу из-за отказа
Армении увязать открытие границы с Турцией с началом урегулирования конфликта
вокруг Нагорного Карабаха.
В конце апреля 2010-го после отказа Армении в условленные
сроки ратифицировать Цюрихские протоколы свои посреднические услуги в
урегулировании карабахского конфликта предложил Иран, остающийся для Армении
главным торговым партнером, а после августовского (2008) конфликта и
практически единственным сухопутным путем. Но после очередного обострения
иранской проблемы и принятия 9 июня Советом Безопасности ООН резолюции,
содержащей пакет новых санкций в отношении ядерных программ Ирана, вопрос отпал
сам собой.
Становится все более очевидным, что альтернативой нарастанию
напряженности вокруг Нагорного Карабаха могли бы стать прямые переговоры
конфликтующих сторон, поддержанных заинтересованными региональными и мировыми
державами. Пока неясно, как скоро это станет возможным, но такое решение
представляется безальтернативным.
Очередной попыткой внести ясность в позиции возможных
международных посредников стала одобренная Европейским парламентом в начале
июня резолюция 2216, содержащая требование «вывода армянских сил из всех
оккупированных районов Азербайджана». Тогда же на встрече президента РФ Дмитрия
Медведева с канцлером ФРГ Ангелой Меркель было принято решение о совместном
поиске путей урегулирования замороженных конфликтов. И, несмотря на высокий
уровень сотрудничества с Арменией, позиция России по поводу урегулирования
конфликта вокруг НКР формулируется в соответствии с согласованными Минской
группой принципами. Главное, чтобы процесс продолжался на основе соблюдения
территориальной целостности Азербайджана и уважения других основополагающих
норм международного права, без применения силы, говорилось в заявлении МИД
России от 24 мая, принятом на следующий день после проведения парламентских
выборов в НКР.
Что же касается Соединенных Штатов, то, по оценке многих
экспертов, выдвижение на первый план задач, связанных с завершением вооруженных
конфликтов в Афганистане и Ираке, и известное ослабление американского фактора
на Южном Кавказе привели к регионализации карабахской проблемы. Но это, конечно
же, не означает, что в случае вооруженного конфликта западные, прежде всего
американские, монополии, владеющие на Южном Кавказе миллиардными
энергопроектами, позволят пустить свои капиталы «по каспийским ветрам». О
необходимости предотвращения на Южном Кавказе вооруженных конфликтов недавно
заявил и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.
Все сказанное говорит о том, что решать «проблему Нагорного
Карабаха» так или иначе придется. Поэтому важно уже сегодня продумывать
варианты этого решения и, что не менее важно, создавать для него предпосылки в
общественном мнении конфликтующих сторон.
Алла Алексеевна Язькова - доктор исторических наук,
профессор, руководитель Центра по исследованию проблем Средиземноморья и
Черноморья Института Европы РАН.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.