Главная » 2010»Ноябрь»10 » Независимая газета: Русским в Армении все Фиолетово
Независимая газета: Русским в Армении все Фиолетово
01:16
Analitika.at.ua. Когда мы приезжаем в другую страну,
сразу же начинается сумасшедшая гонка – осмотр достопримечательностей. Площади,
памятники, центральные улицы, аллеи, парки – все сливается в единый водоворот
эмоций и впечатлений. Рассказ о путешествии ограничивается общими фразами. Но
иногда удается найти в рядовой заграничной поездке что-то, что перекрывает все
остальные эмоции. Что остается в памяти навсегда, и именно это рассказывают первым,
отвечая на стандартный вопрос: «Ну, как съездили?»
Два часа по серпантину, вверх, в горы Армении. И вдруг
оказываешься в русской деревне. На указателе – село Фиолетово. Здесь, вдали от
ереванского шума и городских забот, живут сектанты-молокане. В начале XIX века представители этого
религиозного движения были сосланы на Кавказ. Себя молокане называют «духовными
христианами». Они считают, что, для того чтобы общаться с Богом, не нужны ни
попы, ни кресты, ни церкви. Молятся в молельных домах, но крестом себя не
осеняют. Даже обряд крестин у молокан называется «кстины».
Фиолетово – одно из самых крупных поселений молокан в
Армении. Смешанные браки не приветствуются. Молоканам удалось создать в Армении
свою маленькую Россию, не потерять себя, свою веру и свой язык. Жители
разделились на тех, кто строго соблюдает старинные молоканские обычаи: мужчины
носят длинные бороды, женщины ходят в платочках, категорически не употребляют
спиртное, не курят, молятся по нескольку раз в день. А есть те, кто бороды бреет,
покуривает. Но за это достается от старшего поколения и пресвитера, который
возглавляет общину. Поэтому нарушители традиций прячутся от посторонних глаз.
Телевизоры, радио и телефоны тоже запрещены. Но некоторые все же не могут
отказать себе в удовольствии иметь связь с внешним миром. Наличие телевизоров в
доме осуждается, поэтому их тоже прячут, даже друг от друга. Старосту села
Алексея Новикова называют идолопоклонником – у него дома есть телевизор
(наклоняется, чтобы включить) и даже спутниковая тарелка. Часто в дом старосты
забегает соседская девочка Таня Морозова. Раньше в доме Тани был телевизор, но
потом он сломался, и отец не разрешает покупать новый. А Таня очень скучает по
сериалам, ведь у молоканских детей развлечений совсем мало.
семьи многодетные. Аборты строго запрещены. Детских садиков
нет. Малыши воспитываются всем селом. На улицах, которых в селе всего две –
Центральная и Погребальная, бегают группы детишек, удивленно рассматривают
«пришельцев», с любопытством заглядывают в фотообъектив. Поразительно русские
мордашки: ясные голубые глазки, светлые, золотистые волосы и россыпь веснушек
на курносых носах. Те, кто постарше, помогают родителям справляться с
хозяйством. Есть школа, даже с компьютерным классом. Армянский язык
преподается, но по-армянски молокане говорят плохо. Интересная деталь: русскому
языку фиолетовцев обучают армяне – ни одного русского учителя нет. После школы
все сразу начинают работать, получить высшее образование, как правило, никто не
стремится.
Все дома в деревне большие, добротные, в каждом дворе
навалены огромные горы кочанов капусты. Оказывается, молоканская квашеная
капуста раньше была знаменита по всему Союзу, а сейчас ее охотно покупают на
армянских рынках. «Капуста – наша кормилица», – говорят молокане. В огромные
дубовые бочки наваливается нашинкованная вручную капуста, туда же морковь и
соль, и через две-три недели самая лучшая закуска, богатая витамином С, готова.
К сожалению, не все удается продать. Большая часть урожая пропадает. Раньше
держали овец, но сейчас некуда сбывать шерсть. Свиней у молокан нет – они
считаются грязными животными. Из скотины остались только коровы, но молоко и
мясо – для себя. Поэтому молокане вынуждены уезжать на заработки. Кто в Ереван,
кто в Россию. Многие отказываются от пенсии – не хотят принимать деньги, не
заработанные своим трудом. В городе работают слесарями, сварщиками,
кровельщиками, а женщины – лучшие уборщицы. Молокан ценят за их трудолюбие,
честность и опрятность. Кроме того, это, пожалуй, единственные работники, которые
не пьют.
Староста села Алексей Ильич предупреждает, что с прессой
общаться жители не любят. От камер отворачиваются, на вопросы не отвечают. Но
все же нам удалось зайти в дом к местной жительнице Дусе. Обстановка самая
простая: печка, стол, стулья, комоды да странные очень высокие кровати с
несколькими подушками под тюлевыми накидками. Вместо икон висит только белое
полотенце с ручной вышивкой. А на столе разложены раскрытыми три самые главные
для молокан книги: Ветхий Завет, Новый Завет и «Дух и жизнь» – «Богодухновенные
изречения Максима Гавриловича Рудометкина, Царя Духов и Вождя Сионского Народа
Духовных Христиан Молокан Прыгунов». Других книг нет. Зато в доме у Алексея
Ильича в шкафу в дальней комнате стоят книги Пушкина, Сэлинджера и детективы.
«Так сыновьям покупал, – как бы оправдывается староста-«идолопоклонник». –
Давно еще. Сам не читаю».
Непременный атрибут любого молоканского дома – это сундук.
Есть старинный обряд. Свадьбы обычно устраивают в воскресенье. Заранее, в
четверг, жених кладет в сундук подарок для невесты: туфли, косынку, передник,
нижнее белье. И отвозит невесте. Ее родители складывают в сундук приданое и
платье. В день свадьбы, в воскресенье рано утром, этот сундук выкупают. Сейчас
это чисто символическая сумма. Иногда говорят, что сундук украли и жених должен
его найти. Иногда девушки выкапывают яму, опускают туда свой сундук – так жених
проверяется на прочность. Если жених не нашел, должен заплатить двойную цену,
уже более ощутимую. У каждой семьи свой сундук, чужой брать нельзя. Их
заказывают у специального мастера. Таких мастеров в селе несколько. Размеры
сундуков стандартные, различаются они только узорами. Все самое сокровенное
складывают в сундук. Потом он занимает почетное место в доме как символ
семейного благополучия. Молоканские семьи очень крепкие. Разводы запрещены.
Если кто-то хочет развестись, на него начинают воздействовать всем миром:
староста, пресвитер, соседи и родственники. Увещеваниями и уговорами пытаются
сохранить мир в семье. Может быть, нам в России тоже заводить свой сундук?
Глядишь, и разводов бы меньше стало...
«Чем же вы занимаетесь целыми днями? – спрашиваю у Дуси. –
Зимой-то совсем тоскливо, наверное».
«Как чем? Капусту квасим. В гости друг к другу ходим,
общаемся, чай пьем. – Дуся угощает меня квашеной капустой. – Новый год и
Рождество мы не отмечаем, дни рождения тоже. Самый главный праздник для нас –
Пасха. Еще кстины. После молитвы все собираются за столом, ставим большие
самовары, песни поем. Раньше был у нас Дом культуры, артисты приезжали, а сейчас
нет ничего».
Действительно, здание бывшего Дома культуры стоит с выбитыми
стеклами, а перед входом – огромная гора капусты.
Несмотря на тяготы жизни, молокане на судьбу не жалуются.
Нам, приезжим, их образ жизни кажется странным и непонятным. Непонятно, почему
они не возвращаются в Россию. Почему не стремятся получить высшее образование и
выстраивать карьеру. Мы забыли о том, что можно просто жить. Без рвачества, без
стремления заработать все деньги мира. Просто жить, без надрыва, без того, чтобы
жилы натягивались тугими канатами, а нервы превращались в звенящие струнки.
Просто жить, без допинга в виде алкоголя, сигарет, без непрекращающейся
информационной атаки телевидения и Интернета. Просто жить в гармонии с самим
собой, в мире, где семейные узы священны и детей не оставляют в роддоме. Жить
там, где нет вечных пробок, выхлопных газов, неоновых вывесок. Там, где люди
дышат полной грудью, а вместо вечерних новостей смотрят на закат солнца. Юлия
Гришина, "Независимая газета"
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.