Главная » 2011»Январь»17 » Независимость юга Судана: прецедент в пользу НКР?
Независимость юга Судана: прецедент в пользу НКР?
14:38
Analitika.at.ua. На юге Судана завершился недельный референдум по вопросу
об отделении его от остальной территории и выделения в самостоятельное
государство. «За» проголосовало около 80% принявших участие в голосовании.
Говоря обычным языком, народ юга Судана не хочет жить в одном государстве с
жителями севера. Предшествовала референдуму растянувшаяся почти на два
десятилетия затяжная война, в которой с обеих сторон погибли около 2 млн.
человек. Чтобы картина была полной, добавим, что южане – христиане, по
преимуществу, и язычники (территория была колонизирована европейцами), северяне
– мусульмане (эти формировались под арабским влиянием). Продолжительный
конфликт на первый взгляд можно бы посчитать межконфессиональным (христиане vs
мусульмане), если бы не одно обстоятельство. Какое? – можно угадать с первого
же раза: нефть. Месторождения нефти на юге, перерабатывающие мощности – на
севере. Южане нефть добывают, северяне ее перерабатывают и продают.
Соответственно, большая часть дивидендов в виде денег, инфраструктуры и т.п.,
определяющих уровень жизни, оставалась на севере. Понятно, что такая ситуация
не могла удовлетворять южан, которых подзуживали бывшие колонизаторы: этих
очень не устраивал тот факт, что конечный продукт выпадает из-под их контроля.
При наличии месторождений создание новых перерабатывающих мощностей – дело
времени; действующие НПЗ без сырья – музейный памятник индустриальной эпохи.
Таков, в самых общих чертах, фон, на котором развивались
события.
Что жители юга проголосуют за независимость – было понятно с
самого начала. Столь же несомненно, что результаты референдума будут
благосклонно приняты мировым сообществом и на карте мира, после завершения
необходимых бюрократических процедур, появится еще одно государство, которое
тут же возьмут под свое крыло США, как поборник и защитник демократических
ценностей (понимай – нефти), и иже с ними.
Процесс рутинный и обкатанный на всем протяжении
человеческого существования. Так образовывались все государства Земли, начиная
с первых, так образовались и сами США.
В связи с предстоящим провозглашением независимости Юга
Судана и его признанием у нас начался оживленный обмен мнениями о том, как
скажется это на судьбе Нагорно-Карабахской Республики, причем большинство,
демонстрируя, на мой взгляд, излишний и неоправданный оптимизм, полагает, что
скажется положительным образом: НКР получит дополнительный козырь.
Так-то оно так, но вот только козырей у НКР и без того
достаточно. Можно сказать, что все четыре туза и козыри у НКР были с самого
начала. «Игра» шла с нашей стороны абсолютно честная, и при наших картах мы
попросту не могли проиграть. Мы действительно выиграли, играя по всем правилам
международного публичного права. Но реальная международная политика имеет ровно
такое же отношение к международному публичному праву, как растущая в огороде
бузина – к гешефту киевского дядьки. На бумаге – в самых разных хартиях,
уставах и пр. написано все правильно и демократично, с соблюдением всех
гуманитарных установлений. На практике они либо не реализуются вовсе, либо
реализуются так и тогда, как и когда это выгодно главным игрокам. Самые большие
козыри в виде авианосцев, танков и экспедиционных корпусов находятся у них, а с
такими козырями они манипулируют международным правом так, что Арутюн Акопян
рядом с ними – детсадовский мальчишка.
В реальной международной политике законы действуют
избирательно: теоретически все равны, но на практике одни равнее больше, другие
– меньше. Одним можно то, что нельзя другим. И выстраивают эту линейку «равных»
вовсе не по Уставу ООН, а исходя из сугубо практических соображений. А
поскольку старшиной, или паханом, что одно и то же, является НАТО (США +
Западная Европа), понятно, что первыми равными среди равных будут те, в ком
страны НАТО так или иначе заинтересованы, те, кто будет обслуживать их, угождая
и предугадывая каждое желание. А в этом плане мы, конечно, не можем тягаться ни
с Азербайджаном, у которого есть нефть, ни с Грузией, по территории которой эта
нефть течет на Запад.
За последние два десятка лет, как существует НКР, в мире
образовались и были признаны независимыми чуть ли не столько же государств.
Признание или непризнание нового государства, абсолютно несущественное с точки
зрения международного права, зависит не от того, законно или незаконно это
государство образовалось, а от того, какой навар имеют с этого признающие
государства. Границы варьирования тут весьма широки: от банального подкупа
(гуманитарная помощь, беспроцентный займ на неопределенный срок), до легализации
режимов признаваемых государств и оказания им поддержки в деле вхождения в
«цивилизованное общество». И тут уже определяющее значение имеет то, кто
протежирует новому государству. Если США и НАТО – признают процентов 70-80
государств (примеры: Косово, Эритрея, Восточный Тимор, Юг Судана). Если Россия
– то, как показал пример Абхазии и Южной Осетии, от силы несколько государств.
Еще раз повторюсь: к международному праву все это не имеет
никакого отношения, а определяется «авторитетом» паханов и их интересами.
Независимость Юга Судана будет провозглашена и признана
большинством государств – за ним стоит НАТО. Сколько бы мы не говорили о
недопустимости двойных стандартов, о том, что Азербайджанская Республика с
точки зрения международного права имеет – если имеет вообще! – намного меньше
прав на независимость и признание, чем НКР, никто нас не услышит. Не услышит
потому, что ничего нового мы им не скажем; высоколобые юристы и политики мира и
без нас отлично знают: АР намного менее удовлетворяет требованиям,
предъявляемым к государству, чем НКР. Достаточно уже того, что АР претендует на
территорию, на которую ее юрисдикция не распространяется. Они сами великолепно
знают, чем закончится попытка загнать нас под ятаган и не сомневаются, что этот
ятаган будет работать без остановки. Но они знают и другое: мы не тот народ,
который безропотно пойдет на бойню. Они знают, что попытка силового решения в
пользу Азербайджана приведет как минимум к его ликвидации как государства, а
может – и полному вытеснению закавказских турок со всех незаконно им отданных
земель. Беда турок – и закавказских, и анатолийских – в том, что они появились
и предъявили права не на «бесхозные», ничейные земли, а на страны, которые
имели свою историю, государство и культуру. Попытка уничтожить аборигенные
народы ни тем, ни этим не удалась; в загс они нас повести не смогли, а значит,
мы поведем их к прокурору.
Тут в самый раз риторически воскликнуть: «А судьи кто?»,
поскольку заранее известно, что и судьи, и прокурор сидят на нефтяной игле и
соскочить с нее не могут, а значит, будут потакать ворам и грабителям.
Потакать будут, но никаких реальных рычагов принуждения нас
к капитуляции у них нет. Они знают, что после первого залпа Азербайджана наш
ответный залп будет не по Баку, а по нефтепроводам, нефтепромыслам и по
коммуникациям. Баку и без нас либо сгорит в огне, либо задохнется в дыму. Мы
показали и доказали, что можем жить и развиваться в условиях блокады; что можем
победить противника при соотношении живой силы 1 к 10, а военной техники – 1 к
30. Что можем вести прогнозируемую, достаточно взвешенную политику без
установления монархического режима и без перманентных гражданских войн. Что
можем – и смогли – создать достаточно цивилизованное гражданское общество с
предсказуемым поведением, и что нас, несмотря на попытки, так и не удалось
выбить из седла.
Мир уважает силу, а не публичное право – оно для
эстетствующих теоретиков. Свое право на жизнь мы отстояли, а для мировых
прагматиков это многое значит.
Так что можно сказать, что референдум в Судане для нас не
будет иметь никакого значения – свой референдум мы провели в 1988-1994 годах. А
признание – оно для понта: официальные делегации, визиты, ковровые дорожки к
трапу самолета; лестно, но бесполезно. Оттого, что СССР долго не признавали, он
не перестал быть, а к моменту, когда он перестал быть, был признан всем миром.
Нагорно-Карабахскую Республику, может быть, не будут
признавать еще долго. За это время, возможно, появится еще не одно новое
государство, которое затем признают. Но никогда еще признание не предшествовало
появлению государства и не создавало его, и никогда еще государство не
переставало существовать только потому, что его не признавали. Это –
объективная реальность, с которой всем рано или поздно придется считаться.
А для этого надо холить, любить и лелеять армию – она
единственный реальный гарант существования государства. На нас не нападают не
потому, что уважают международное право, а потому, что боятся нашей Армии. И мы
обязаны – ежечасно, ежеминутно, ежесекундно – укреплять нашу Армию. Раздан
Мадоян, Voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.