Analitika.at.ua. Эта перспектива кажется лидерам талышского движения
вполне реальной, если армяне помогут коренным народам восточного Закавказья
объединяться.
В Ереване завершила работу вторая международная конференция
по талышеведению. Первая, состоявшаяся опять же в Армении в 2005 году, вызвала
большой резонанс в талышском обществе и волну протестов в Азербайджане. В Баку
научную конференцию сочли проявлением готовности талышских лидеров последовать
примеру армян Нагорного Карабаха. И хотя подобные трактовки не имеют пока
реальной почвы, очевидно, что проведение форума в Ереване имело не только чисто
научное, но в каком-то смысле и политическое значение.
Талыши могли бы стать союзниками армян в борьбе с тюркской
экспансией в регионе. Будучи коренными жителями востока Закавказья,
представители этого народа пострадали от тюрок, быть может, даже больше, чем
армяне. Но, столетиями проживая бок о бок, партнерство по разным причинам не
складывалось. И только в течение последних десятилетий лидеры
национально-освободительного движения талышского народа начали осознавать, что
союзников следует искать не на севере и не на юге, а на западе. Лидер Движения
за возрождение Талыша Фахраддин Абосзода не раз высказывался о том, что
"армяне, являясь крупнейшим автохтонным народом Южного Кавказа, несут
ответственность за будущее всех аборигенных народов региона”. Сегодня уже
очевидно, что многие проживающие в Азербайджане талыши, лезгины, удины смотрят
на армян как на старшего брата, и мы обязаны помочь им объединиться.
Талыши — один из многочисленных иранских народов, населявший
север Ирана и юго-западное побережье Каспийского моря с незапамятных времен. Они
являются потомками первых государственных образований, созданных в глубокой
древности на землях Мидии и Атропатены. До девятнадцатого века талышам
удавалось сохранить некоторые атрибуты независимой государственности. Талышское
ханство имело больше самостоятельности, чем многие из государств, состоящих
ныне в Организации Объединенных Наций. С началом русско-персидских войн
талышские ханы связывали надежды на национальное возрождение. Они обратились к
русскому монарху за помощью, обещая ему всяческую поддержку. В соответствии с
Туркменчайским договором 1828 года ханство было присоединено к России. Царские
наместники талышей жаловали не больше, чем представителей соседних народов. Но
не препятствовали сохранению национальной самобытности, культуры, языка,
обычаев и традиций. После октябрьского переворота 1917 года талыши решили
воспользоваться своим законным правом на самоопределение. 15 мая 1919 года в
Ленкоранском уезде была провозглашена Муганская Советская Республика в составе
РСФСР. В ответ на это правители мусаватистского режима послали в Ленкорань
армейские подразделения на подавление национально-освободительного движения. В
конце июля азербайджанские войска заняли Ленкорань и жестоко расправились с
руководством республики и всей национальной элитой. Установив на востоке
Закавказья советскую власть, большевики пренебрегли мнением коренных жителей
края и настояли на включении Талышстана в состав Азербайджанской Советской
Социалистической Республики. Годы коммунистического правления были крайне
тяжелыми, так как бакинское руководство всячески добивалось фактической
ликвидации талышей как нации. Талышей насильственно записывали азербайджанцами,
язык в школах не преподавали, изданные в прежние годы книги уничтожали.
После распада Советского Союза начался рост национального
самосознания талышей. 21 июня 1993 года на территории семи районов юга
Азербайджана была провозглашена Талыш-Муганская Автономная Республика. Возглавил
ее полковник азербайджанской армии Альакрам Гумматов. В начале августа начал
работу парламент непризнанной республики. Было сформировано правительство,
принят конституционный закон, учреждены гимн, флаг и другие государственные
атрибуты. Но республика просуществовала всего два месяца. 23 августа
правительство было свергнуто направленными из Баку силами. Активисты талышского
движения подверглись жесточайшим репрессиям. Все руководство республики было
арестовано. Нескольких национальных лидеров приговорили к смертной казни. В
отношении президента Гумматова смертный приговор был заменен на пожизненное
заключение, а в 2004 году он был помилован президентом Ильхамом Алиевым и
выслан за пределы страны.
Восстание 1993 года заставило азербайджанских правителей
считаться с существованием талышской нации. Если в советские годы Гейдар Алиев
и слышать не хотел о том, что есть такая нация, то, заново придя к власти в
1993 году, он санкционировал включение в анкетные листы переписи населения
нации "талыш”. Согласно данным последней переписи, в Азербайджане проживает 112
тысяч представителей этой национальности. Но сами талышские лидеры утверждают,
что их в Азербайджане не меньше полутора миллионов. Бывший глава парламента
поверженной Талышской республики, лидер Движения за возрождение Талыша Фармони
Фахраддин Абосзода склонен брать за основу более скромные цифры. "Наши
собственные подсчеты доказывают, что в настоящее время талыши составляют от 15
до 25% населения Азербайджана. Если 30 тысяч абхазцев имеют свою
государственность, то почему миллион талышей не могут иметь хотя бы автономии?”
– говорит он. Абосзода вынужден был иммигрировать в Россию, где получил
политическое убежище. Жизнь в Баку была невыносимой. Особенно после того, как в
застенках Министерства национальной безопасности Азербайджана был забит до
смерти известный представитель талышской интеллигенции, редактор газеты "Талиш”
Новрузали Мамедов.
Кстати, именно Абосзода был одним из организаторов первой
ереванской конференции по талышеведению. Он не смог участвовать в работе
второго форума, но прислал очень теплое приветствие: "Мне очень радостно, что
наши общие усилия по объединению в единый фронт борьбы не оказались напрасными.
Без поддержки наших ближайших соседей, без объединения всех наших сил
невозможно достичь успеха в нашем деле. Первыми среди других народов нашего
региона эту истину поняли наши армянские соседи. Проведение первой конференции
именно в Ереване стало знаковым событием и поворотным пунктом в ходе нашей
общей борьбы. Первая международная талышеведческая конференция в Ереване стала
новым этапом в развитии движения нашего народа. Вторая конференция даст новый и
очень сильный толчок в нашей борьбе за восстановление талышской государственности
и решение проблем всех коренных народов Южного Кавказа...”
В отличие от Фахраддина Абосзода, который изначально
выступал за союз с армянами в борьбе против азербайджанской экспансии,
некоторые лидеры талышского национального движения страдали тяжелой формой
политической близорукости. Так, президент несостоявшейся Талыш-Муганской
Республики Аликрам Гумматов тешил себя абсурдными иллюзиями о том, что
возрождение талышского народа возможно в "сообществе свободных наций
Азербайджана”. В 1991-м он присягнул на верность азербайджанскому государству,
и когда в Арцахе началось национально-освободительное движение, он оказался по
другую от нас сторону баррикады. Гумматов во главе с отрядом вооруженных
головорезов отправился в Карабах воевать против армян. Этот позорный факт,
по-видимому, еще долго будет негативно сказываться на отношениях двух народов. Спустя
годы Гумматов осознал всю чудовищность собственного заблуждения. Перед армянами
он так и не покаялся, но вместо него это сделали его соотечественники. Пора
перелистать темные страницы истории и написать новую. Союз коренных наций
восточного Закавказья неизбежен. Необходимость его создания назрела. Настало время
переходить от слов к делу. Артем Ерканян, «Новое Время»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.