Analitika.at.ua. Украинско-румынский конфликт отражается на интересах
России и США.
Новый территориальный спор между Украиной и Румынией
стремительно перерастает в международный конфликт: на днях Киев вынес этот
вопрос на уровень Еврокомиссии. Однако украинские эксперты сомневаются в успехе
затеи, ведь Бухарест играет активную роль в восточноевропейской политике ЕС и
при этом ощущает поддержку Вашингтона. Поэтому единственным союзником Киева
может оказаться Москва.
Как известно, в начале 2009 года Украина проиграла Румынии
территориальный спор в Международном суде ООН в Гааге. Вердикт касался острова
Змеиный, который по решению суда перестал считаться прибрежной линией Украины.
В итоге Бухарест получил около 80% спорной территории. Экс-премьер-министр Юлия
Тимошенко сочла это решение несправедливым, пояснив, что суд отдал Румынии
шельф с залежами нефти и газа, «которых хватит на десятки лет». Хотя Тимошенко
обещала оспорить судебный вердикт, но эксперты сходились во мнении, что де-юре
это невозможно. Украина могла бы разве что отвоевать часть территории, но об
этом речь, конечно, не шла.
Получив первую победу, Румыния подняла новый пограничный
вопрос. Весной сего года источники в дипломатических кругах сообщили о том, что
Бухарест претендует на небольшой остров Майкан на Дунае, между городами Килия и
Вилково. Причина претензий сводилась к тому, что по международному праву
государственная граница между двумя странами, проходящая по реке, определяется
срединной линией фарватера, если стороны не договорились иначе. Когда
подписывались документы об украинско-румынской границе, фарватер проходил между
румынским островом Бабин и украинским Майканом. Однако в последние годы русло в
этом месте обмелело, а суда стали обходить Майкан с другой стороны – ближе к
украинскому берегу. На этом основании румыны предложили изменить линию границы,
что означало бы потерю Украиной острова.
«Дело не в этом острове, – уверен депутат Верховной Рады
Геннадий Задирко. – Румынии нужен судоходный канал». Он пояснил, что Украина
пять лет тому назад построила глубоководный канал – выход из Дуная в Черное
море через устье Быстрое. Это нанесло Румынии ощутимый удар, ведь румынские
каналы – Георгиевский и Сулинский – потеряли, по оценкам экспертов, до половины
бизнеса на пропуске кораблей.
Украинский МИД сразу же жестко отреагировал на ситуацию,
заявив, что Киев не намерен пересматривать линию госграницы. В конце апреля
сего года в украинской столице состоялись переговоры делегаций украинского и
румынского внешнеполитических ведомств. Подводя итоги встречи, министр
Константин Грищенко сообщил, что румынская сторона получила предостережение о
намерении Киева привлечь Евросоюз к решению спора: «Мы четко дали понять нашим
румынским коллегам, что имеющиеся у нас с ними разногласия не должны
становиться вопросом на повестке дня отношений Украины с ЕС».
Но ситуация не разрешилась. Более того, Румыния стала
действовать в отношении Украины по принципам экономической «партизанской
войны», рассказал «НГ» сотрудник Министерства по чрезвычайным ситуациям
Украины. По его словам, Румыния в течение мая–июня, когда шли проливные дожди,
корректировала уровень воды таким образом, что через разрушенные румынские
дамбы поток хлынул на украинскую территорию, заилив на двухметровую высоту
украинский судоходный канал. По словам чиновника, расчистка фарватера ведется до
сих пор и требует серьезного финансирования. «Это не случайность. Они бьют по
всем направлениям: неделю тому назад фактически заблокировали автомобильный
пункт пропуска «Порубное–Сирет» на Буковине. Ввели норму об обязательной
проверке всех машин новым рентгеновским оборудованием. Поскольку с румынской
стороны границы никто не спешит – на украинской скопились сотни машин», –
сказал собеседник «НГ».
Хотя в украинских СМИ звучат опасения, что спор может
перерасти в военное противостояние, директор Центра исследований проблем
гражданского общества Виталий Кулик не разделяет эту точку зрения: «Нужно
понимать, что есть третья сила, заинтересованная в ухудшении
украинско-румынских отношений. Спорные и конфликтные вопросы между нашими
странами существуют объективно, однако это не означает, что нет иных, кроме
военных, путей их решения». Политолог отказался назвать упомянутую третью силу.
Но украинские эксперты сходятся во мнении, что Украина втянута в новую
геополитическую интригу, основными игроками в которой выступают США и РФ.
«Вашингтон объявил о намерении разместить на румынской территории силы ПРО.
Россия не отказалась от планов по формированию собственного пояса безопасности
в регионе», – согласен Кулик. По его словам, именно ощущение американской
поддержки и активная позиция в Евросоюзе позволяют Румынии вести агрессивную
наступательную политику в отношении Украины и Молдавии. ЕС дистанцируется, а
Россия выступает скорее наблюдателем, нежели активным игроком, считают в Киеве.
Между тем член комитета по иностранным делам Верховной Рады
Украины Алексей Логвиненко заявил агентству ForUm, что ситуация чрезвычайно
опасна: «Указ исполняющего обязанности президента Молдавии Михая Гимпу, которым
он фактически признал Молдавию частью Румынии, как это было до 1941 года,
является посягательством на независимость Украины. Как известно, часть
украинской Буковины была присоединена к Украине именно в 1941 году. В данном
случае, если Молдавия отойдет Румынии, это может только усилить напряженность
во взаимоотношениях между Украиной и Румынией». Некоторые украинские политики
опасаются, что если история с островом Майкан станет второй победой Румынии в
споре с Украиной, то за этим могут последовать претензии на часть западной
Буковины (Черновицкая область) и южной Бессарабии (Одесская область), которые
тоже некогда являлись румынскими территориями.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.