Суббота, 20.04.2024, 04:14
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Май » 2 » Ни одно из государств региона, кроме Турции и Израиля, не желает усиления Азербайджана
Ни одно из государств региона, кроме Турции и Израиля, не желает усиления Азербайджана
12:31

Analitika.at.ua. Пытаясь усилить значимость своей страны в регионе, правительство Азербайджана содействует созданию довольно крупных компаний, предназначенных для осуществления экономического проникновения в страны региона (Турцию, Грузию, Россию, Центральную Азию, Иран, Арабские страны, Балканы и другие) в целях усиления позиций Азербайджана. Данным компаниям предоставляется определенная недвижимость, материальная база в виде отдельных небольших предприятий, складских помещений, строительная техника, гостиницы, им предоставляются кредиты, а также средства иных компаний и частных лиц. То есть, в директивной форме формируются компании смешанного типа при участии частного и государственного капитала, при этом, довольно часто не обозначены подлинные собственники данных компаний. Предполагается, что имеет место система участия в создании компаний, которые экономически вполне эффективны и самодостаточны, но имеют, одновременно, политические цели. Правительство активно работает с банками для предоставления соответствующих кредитов данным компаниям.

 

Нельзя сказать, что правительство стремится предоставить данным компаниям какие-либо льготы или преимущества, и смысл данных инициатив в том, чтобы создать компании, способные работать в современных рыночных условиях на различных внешних рынках. До данных проектов правительство пыталось выяснить возможность привлечения частных компаний для осуществления внешней экономической экспансии, но, как оказалось, частные компании, как правило, пока не обладают такими возможностями и соответствующим экономическим менталитетом для осуществления внешнеэкономической деятельности. Особенно это сложно при осуществлении средних и крупных проектов в сфере сооружения коммуникаций, крупных инфраструктурных объектов, промышленных предприятий, даже в пищевой и легкой промышленности. Правительство поняло, что данные задачи можно решить либо самим государством, либо при участии государства.

 

Рассматривая внешнеэкономическую деятельность властей Азербайджана, можно придти к неверному выводу относительно того, что не всегда обнаруживается настойчивость и последовательность в осуществлении данных задач. В действительности, правительство Азербайджана готово затрачивать значительные средства для проведения экономических исследований, маркетинга, изучения отдельных проектов. Это позволяет не торопиться, не предпринимать скорых решений и выжидать более благоприятных условий. Азербайджан предпочитает не осуществлять сооружения различных объектов, а приобретать уже готовые предприятия и объекты. В ряде случаев, на довольно выгодных условиях, приобретаются предприятия, которые еще не совсем достроены или оказались в неблагоприятном финансовом состоянии. Например, на грузинском побережье Грузии был приобретен недостроенный терминал по транспорту сжиженного газа, который сооружался грузинским предпринимателем. Иногда, когда сделки по приобретению портовых объектов в Грузии не удаются, видимо, по неким политическим соображениям, Азербайджан продолжает поиск путей по установлению контроля над данными объектами, выдвижением различных предложений об участии или создании совместных компаний по ряду функций с компаниями, которые уже владеют данными объектами.

 

В отдельных случаях, под видом создания или приобретения предприятий, которые, якобы имеют большое влияние на политическую жизнь данных стран, азербайджанские власти создают условия для получения сверхприбылей, причем, для властных кругов. Имеются много примеров, когда созданные по инициативе властей азербайджанские компании создают предприятия игорного бизнеса в Грузии и Турции. Эта сфера в данных странах, в значительной мере, принадлежат азербайджанским бизнесменам, что является важным направлением создания властями различных «черных» фондов и касс, которые используются во внутриполитических и внешнеполитических целях, но главным образом являются источником обогащения властных кругов. «Вторым» эшелоном проникновения азербайджанского капитала в соседние страны является сфера туризма и развлечений. Эта сфера, также, развивается в основном в Турции, проявляется большой интерес и к Грузии. В последнее время азербайджанские интересы проявляются в странах Персидского залива.

 

Присутствие в данной сфере позволяет азербайджанским предпринимателям устанавливать связи и контакты с коммерческими и политическими кругами в данных и других странах, внедряться в различные сферы жизни, приобретать новую собственность и обеспечивать лучшие условия для деятельности. Несколько ранее азербайджанское правительство дало поручения дипломатическим миссиям в странах Запада, России и Ближнего Востока постараться приобрести крупные, престижные издания и периодику. Данные попытки на Западе довольно быстро завершились неудачей, что привело к осознанию сложности затеи. Например, во Франции были предприняты попытки приобрести значительный пакет газеты «Либерасион», а в Великобритании неудачей завершилось серьезное предложение некой группы из Азербайджана стать совладельцем газеты «Гардиан». Обе эти газеты определенное время находились в сложном финансовом положении. В настоящее время предпринимаются попытки, совместно с одним из торговых холдингов Турции, создать в Германии новую многоязычную газету, рассчитанную также и на турецкого читателя, но, прежде всего, имеющую общеевропейское звучание.

 

По мнению одного из молодых политических деятелей Азербайджана А. Моллазаде, попытки создать или приобрести крупную газету являются бессмысленной затеей, гораздо эффективнее было бы тесно сотрудничать с рядом газет и оплачивать ряд публикаций. Вместе с тем, именно попытки в сфере туризма и информации обнаружили отсутствие должных средств. Кроме того, в ряде случаев проекты, которые могли бы иметь важное политическое значение, оказывались нерентабельными. В самом Азербайджане не очень много сфер приложения капитала, которые приносили бы достаточно высокую прибыль. Имеются более-менее успешные попытки восстановления и развития алюминиевой промышленности, промышленности органического синтеза, создана автосборочная промышленность. Эти производства ориентированы на экспорт, и в их развитии приняло участие государство. Но это отдельные предприятия, мало связанные с экономикой страны, и таких возможных проектов немного. Например, даже при участии турецкого капитала не удалось обеспечить развитие текстильной и кожевенной промышленности, базирующихся на местном сырье и способных обеспечить значительную численность занятых. Данные отрасли, предполагающие выход на внешние рынки, не могут стать конкурентными.

 

Кроме того, турецкие компании заинтересованы не в производстве готовой продукции в Азербайджане, а в вывозе сырья в Турцию. В связи с этим, азербайджанские власти изыскивают возможности вывоза крупных капиталов и освоения внешних рынков. Но проникновение на западные рынки не очень легко, а в регионе высокодоходных сфер немного. Поэтому предполагается сочетание двух условий – создание предприятий в регионе, имеющих большое геоэкономическое значение, влияющих на региональную или глобальную экономическую и политическую ситуацию, и получение сверхприбыли, или, по крайней мере, устойчиво высокой прибыли на протяжении длительного времени.

 

Азербайджан хотел бы занять важные позиции в мировом нефтяном бизнесе, но, только экспортируя нефть, этого трудно добиться, поэтому проявляется интерес к созданию нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Джейхане, совместно с Турцией. Азербайджан интересуется и возможностью участия в сооружении двух нефтепроводов от черноморских портов Болгарии и Румынии в западном направлении. Классическим примером участия в таких проектах является сооружение железной дороги Карс – Ахалкалак, а также сооружение железнодорожного кольца вокруг Армении – Карс– Нахиджеван. Азербайджан также предложил Ирану свое участие в сооружении железной дороги от Имишли до Джульфы, что призвано разблокировать Нахиджеванскую область, и сооружение железной дороги от Астары до Туркменистана.

 

Особое значение сохраняют попытки установления контроля Азербайджана над морскими портами Грузии – Батуми и Поти, а также, возможно сооружение нового порта. Наряду с данными проектами, Азербайджан проявляет интерес к приобретению пакетов акций и новых позиций в нефтепроводах Баку – Супса, Баку – Тбилиси – Джейхан, а также в проекте газопровода NABUCCO и в тех проектах, которые только планируются, например, газопроводов, которые намеревается соорудить Турция.

 

В начале 2007 года в Азербайджане созданная специальная группа при правительстве по изучению экономических проблем Каспийского моря, то есть выяснения различных сторон тех проектов, которые рассматриваются в каспийском бассейне, включая порты, терминалы, коммуникации, другую инфраструктуру. В планы, разрабатываемые данной группой, входят проблемы развития торгового флота и судоходства. Имеются предложения по созданию Океанической компании Азербайджана, при аренде ряда портов в Средиземноморском бассейне. Правительством рассматриваются предложения по усилению экономического присутствия Азербайджана на Северном Кавказе, имея в виду охват различных функций в сфере транспорта, энергетики, гостиничного и туристического бизнеса, прежде всего, в Дагестане, на Черноморском побережье Кавказа, в городских центрах кавказских республик России. Считается, что в этой сфере в регионе складывается благоприятная ситуация. Имеется в виду установление контроля над энерготранспортной, туристической и энергетической системой Северного Кавказа. Для президента И.Алиева подготовлен доклад по экономическим и технико-экономическим параметрам Волго-Донской речной судоходной системы, который содержит предложение создать компанию по развитию и эксплуатации данной системы, совместно с Россией. В докладе содержится оценка относительно того, что на первом этапе реконструкции данной системы потребуется 2,0 млрд. долл., на втором этапе – до 4,5 млрд. долл. Считается, что, в зависимости от контроля над данной системой, могут появиться новые политические условия во всем Каспийском регионе, включая интересы Ирана. Предполагается обеспечить пропуск по данной речной судоходной системе глубокосидящих судов, водоизмещением до 50 тысяч тонн, а также крупных барж с крупно-габаритным оборудованием.

 

По инициативе Национального банка Азербайджана в Баку проведен семинар с участием представителей ведущих банковских учреждений и консалтингов Запада и Ближнего Востока, где рассматривались возможности «превращения Баку в региональный банковско-финансовый центр». Предполагается, что к 2015 году в банках Баку могут быть аккумулировано до 60 – 70 млрд. долл. кредитных ресурсов, и необходимо разработать долгосрочные проекты по применению данных средств. Имелось в виду, что приемы нефтеэкспортирующих государств, которые предпочли иметь активы в банках Запада, не приемлемы для Азербайджана, который располагает широкими сферами приложения капитала как внутри страны, так и в регионе.    

 

Таким образом, Азербайджан преследует цель установить относительный или определяющий контроль над энерго-коммуникационной системой региона, а также в сфере переработки углеводородного сырья, над туристическим, гостиничным, игровым бизнесом, отчасти в химической и металлургической промышленности. Данные и другие амбициозные проекты, в том числе, в банковско-финансовой сфере, в информационных технологиях, призваны придать Азербайджану более высокий региональный и мировой геополитический и геоэкономический статус. Вместе с тем, многое будет зависеть от ближайших 6–8 лет, когда предполагается достичь пика добычи и экспорта нефти. Если за этот период не будут созданы предпосылки успешного воспроизводства и расширения производственной и инфраструктурной базы, то в последующие 10 лет Азербайджану будет не до нового статуса, а придется поддерживать социальные стандарты и пытаться развивать новые отрасли экономики.

 

Запасы нефти и газа не столь значительны, а международные экономические условия, несмотря на высокие цены на нефть и газ, характеризуются высокой конкуренцией и крайней политизированностью многих стратегических отраслей промышленности, системы коммуникаций и энергетики. Ни одно из государств региона, за исключением Турции и Израиля, не желает усиления Азербайджана, придания ему ключевых функций международного разделения труда, тем более, в сфере энергетических и иных коммуникаций. Политический класс, видимо, преувеличивает возможности страны по установлению контроля над стратегическими геоэкономическими системами в регионе, а также - само по себе - контролирование данных сфер только посредством участия и инвестирования. Для осуществления контроля над коммуникациями и инфраструктурой, а также производственными отраслями на территории других государств необходимы не только финансовые, но и политические условия, в частности договоренности важного, стратегического значения. Нефтепровод Тенгиз – Новороссийск сооружен во многом благодаря участию американских и иных иностранных компаний, но эта система транспортирования нефти стала важным инструментарием в политике России. Уже созданные нефтепроводы и газопроводы, функционирующие в западном направлении, характеризуются значительными ресурсными проблемами, и все еще остается проблема обеспечения их нефтью и газом.

 

Западное сообщество заинтересованно в регионе только в двух векторах развития энергетики и экономики – достижения более высокой степени независимости в энергоснабжении от ОПЕК и России, усилении политической независимости от России государств региона. Многие цели Азербайджана вполне совпадают с целями Запада, но далеко не все. Попытки Азербайджана внедриться в некоторые сферы не будут одобрены ни США, ни европейскими партнерами. Например, попытки Азербайджана установить контроль над Батумским транспортным узлом были пресечены Великобританией, так как это «запретная зона» для малой региональной страны, имеющей тесные и даже зависимые отношения с Турцией. В свою очередь, экономическое или политическое участие или заинтересованность Турции в том или ином проекте правительства Азербайджана неизменно будет вызывать настороженность государств Запада.

 

Исследования, проведенные Международным Валютным Фондом, Всемирным Банком, различными консалтинговыми группами по Азербайджану, включая Национальный Совет по разведке США, рассматривают Азербайджан, как динамично развивающуюся страну, благодаря доходам от нефти и газа, но не относят эту страну к ряду экономически доминирующих в регионе ни в ближайшей, ни в дальней перспективе. Азербайджан рассматривается как государство с преимущественно моно-продуктовой экономикой, с возрастающей неравномерностью распределения доходов среди населения, с сильными авторитарными чертами.

 

Игорь Мурадян

Источник: lragir.am

Категория: Политобозрение | Просмотров: 1025
Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru