Analitika.at.ua. В Ереване состоялась премьера фильма "Высоцкий. Спасибо,
что живой”. "Надеюсь, он полюбится вашему зрителю, - сказал Никита Владимирович.
– Я впервые в Армении, но уже ощутил на себе доброжелательность вашего народа.
Это тем более приятно, что с Арменией у нашей семьи более крепкие связи, чем
кажется на первый взгляд. Мой отец приезжал в Армению с гастролями. Да и в роду
у нас тоже было родство с армянской фамилией.
Так что Армения мне не чужая страна”. Вокруг фильма возникло
очень много споров среди зрителей и кинокритиков. Одни считают, что картина
удалась, другие жестко ее критикуют. Об этом и не только беседуем с Никитой
ВЫСОЦКИМ — автором сценария и сопродюсером картины.
— Почему было решено рассказать в фильме именно об этом эпизоде из
жизни поэта, когда на гастролях в Бухаре он пережил клиническую смерть, да и в
целом неприкрыто поведать о наркозависимости поэта?
— Не думаю, что образ Высоцкого как-то "пошатнулся” из-за
нашей картины. Уверен, если б была экранизирована какая-то другая история, то
соотношение негатива и позитива было бы таким же. Эта история, характеризующая
его настоящего, не придуманного, не того, каким мы хотим видеть и помнить. До
того как пошел наш фильм, мы провели в российских городах-миллионниках
исследование. Выходящим из кинотеатров показывали известную фотографию, где
отец сидит на кубе с гитарой, и спрашивали: кто это? 6% ответили, что это Чак
Норрис, 3% — Джеки Чан, 8% затруднились ответить, остальные все же признали. То
есть этот разговор о Высоцком — много говорят, много пишут, он герой желтой
прессы по сей день, о нем снимают документальные фильмы, ему устанавливают
памятники, его именем называют улицы, — а на самом деле ситуация весьма
трагична. Высоцкий стал неинтересен, и надо иметь смелость это признать! В
жизнь входят люди, родившиеся после его смерти, не помнящие того времени, тех
реалий, проблем.
— Вы считаете, фильм показал молодежи того Высоцкого, какого им
следовало бы знать? Многие, в том числе и Марина Влади, осудили картину,
обвинив вас в спекуляции. Вот мнение кинокритика: "Это картина, имеющая
отношение к Высоцкому чуть менее, чем никакое, стремящаяся положить больше
денег в карман Эрнсту, а заодно и исказить нашу историю в глазах молодежи”.
— Коммерческий интерес никогда не был главенствующим в нашем
начинании. Что о моральной стороне картины, это говорят люди, которые не знают
действительную ситуацию с положением и с отношением к Высоцкому в стране, равно
как к культуре и тому времени.
Это не спекуляция, на этом очень трудно спекулировать — я
занимаюсь пропагандой Высоцкого. Мы решили в семье, что я буду этим заниматься,
— и я вижу, что интерес к Высоцкому падает катастрофически.
А что касается сюжета, это история, которая меня
перевернула, когда мне было 16 лет. На девятый день после смерти отца мне ее
рассказал Всеволод Абдулов, и эта история стала началом моего нового открытия
отца. Это история про поэта, история про творческого человека, про живого
человека и про победителя, который борется, и борется за себя, за свой дар, за
близких своих, за свою свободу, за свою любовь.
В начале картины он собирается ехать в Париж лечиться, но
ради друзей, организовавших концерты в Бухаре, вдруг разворачивает с запада на
восток и отправляется навстречу своей смерти. Это огромный поступок, мало людей
способны на такое. Зная, что может быть впереди, не спасать свое физическое
тело, а оставаться, искать, двигаться, творить. Это ли не достойный пример
стойкости духа и силы воли для молодежи?
Что касается Марины, она знала, что я начал работать над
картиной, я передавал ее представителю в Москве тексты для корректуры. Однако
она не захотела вмешиваться в этот процесс, и предоставила свое разрешение на
использование имени, песен и имиджа Высоцкого, наследницей которого также
является. Она могла запретить, но не сделала этого, и у меня к ней нет никаких
претензий. Марина не приняла картину, как я не принял ее книгу. Все нормально.
— В одном из интервью вы сказали, что не только некоторые персонажи
вымышлены, но и определенные события. В конце фильма, когда у Высоцкого
наступает клиническая смерть, в его сознании прокручивается сон-воспоминание о
том, как он выталкивал машину с женой и двумя детьми из колеи. Машина буксует,
Высоцкий толкает, но это дается ему с трудом. Вдруг он замечает лучистый взгляд
сына Никиты, верящего в то, что у отца все получится! Высоцкий оживает...
— Однажды отца спросили, почему вы пишете о войне или о
моряках, хотя вы не моряк и не военный? И какое вы имеете право? И он сказал,
что художественное произведение — это 10% правды или того, что человек сам
пережил, того, что имело место в реальной жизни, его опыт и т.д. и остальные
90% фантазии. Не художественный вымысел и домысел, не вранье, а фантазия.
Зачем это нужно? Потому что это художественное произведение,
и в нем самое главное — это художественная правда. Я все время говорю: Сальери
Моцарта не травил, но лучшая книга про Моцарта, к сожалению, — это маленькие
трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери”, где он на сцене высыпает яд в стакан. Это
художественная правда. Я так считаю. Мы к этому шли, мы не воспроизводили
события, которые были. В таких случаях это называется "основано на реальных
событиях”.
— Мария Арбатова: "Посмотрев эпизоды, не нашла в душе ни одного
нормативного слова. Я Высоцкого немного знала, и смотреть на фрика лично мне
очень противно”. До сих пор тщательно скрывается имя актера, сыгравшего
Высоцкого, хотя все давно вычислили Сергея Безрукова. Благодаря шумихе,
поднятой в интернете, интерес к фильму необычайно возрос задолго до премьеры.
Высоцкий — супергерой, поставленная вами цель достигнута. Так зачем сейчас
продолжать этот "секрет Полишинеля”?
— Начну с того, что я не рассматриваю это как пиар-акцию.
Имя актера скрывалось с той целью, чтобы зритель не пытался увидеть в Высоцком
актера, исполняющего роль, чтобы ничего не отвлекало от образа поэта. Мы даже
проводили эксперименты до премьерного показа. Писали в титрах фамилию актера
(другого) и наблюдали за реакцией в зале. Первые 40 минут начисто вылетали из
фильма. Зритель смотрел на Высоцкого, но пытался увидеть актера. Во избежание
этого мы и скрываем имя актера, который, надо признать, мастерски справился с
поставленной задачей.
— А как вы объясняете появление актера в гриме на показах — или такого
не было?
— Было, но не на показах. Незадолго до премьеры мы собрали
человек 500 директоров кинотеатров, директоров локальных сетей, владельцев
кинотеатров, программных директоров и т.д. Перед тем как показать им отрывки из
картины, мы загримировали артиста и вывели его на сцену. Обмороков не было, но
в зале был шок. То есть этот шок был необходим для того чтобы они взяли эту
картину, для того чтобы они поверили в нее. И этот шок сработал, мы расписали
полторы тысячи копий.
...Сейчас все говорят: вот, зачем вы это сделали, резина на
лице, фу, какая гадость. Я отвечаю этим людям: вот представьте себе, вышел бы
актер Икс — в этой роли — и запел бы песню Высоцкого — что бы вы тогда сказали?
Представьте себе, вы сидите в зале, и выходит вот эта физиономия и говорит:
здрасьте, я Владимир Высоцкий. Что бы вы сказали? Я думаю, вы бы встали и вышли
из зала…
***
Во многом логичные, продуманные ответы Никиты Владимировича,
казалось бы, точно и четко расставляют точки над i. Ясно главное — на самом
деле это глубоко личная, тихая история любви Никиты Высоцкого к своему отцу (на
которого он до сих пор смотрит глазами маленького мальчика, то есть как на
бога), рассказанная языком современных маркетологов и новейших технологий. Рубен
Пашинян, NV.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.