Главная » 2010»Февраль»10 » Николай Сорокин: мы рискуем оттолкнуть от себя армян
Николай Сорокин: мы рискуем оттолкнуть от себя армян
09:08
Analitika.at.ua. Агентство политических новостей (АПН) опубликовало
сегодня статью Николая Сорокина, в которой автор, анализируя внешние и
внутренние причины распада СССР, коснулся также проблемы нагорно-карабахского
конфликта, а также армяно-турецких отношений. Представляем читателям Aysor.am
отрывок статьи без изменений.
«Самое страшное, в каком-то смысле необратимое для
целостности Союза преступление было совершено по отношению к Армянской ССР и
армянскому народу. Дело в том, что исторически армяне являлись одной из
государствообразующих наций, краеугольным камнем Российской и Советской
империй. Народ — труженик, построивший древнейшую христианскую культуру на
голых, выжженных солнцем скалах, народ, наиболее пострадавший, как в
человеческом, так и в территориальном смысле от звериной экспансии турецкой
военщины во все времена был оплотом России. Несть числа битвам, в которых бок о
бок сражались наши нации, не упомнить и не сосчитать знаменитые русские
купеческие и дворянские фамилии, художников, ученых, военачальников армянского
происхождения. Все эти люди от генерала Лорис-Меликова до маршала Баграмяна, от
художника Айвазовского до конструктора Микояна были выдающимися патриотами
России и формировали основу российского исторического архетипа. Другими
словами, армяне — это полномасштабный базовый этнос нашей государственности и
попытка его изъятия привела и всегда будет приводить к масштабным
геополитическим потрясениям. Армяне в России представляют собой крупнейшую
армянскую диаспору в мире. В 2002 году российская перепись зафиксировала 1 130
491 представителя этой нации в нашей стране.
Нагорный Карабах, населенный преимущественно армянами, в
начале XX века дважды (в 1905—1907 и 1918—1920 гг) становился ареной кровопролитных
армяно-тюркских конфликтов. (Назвать их армяно-азербайджанскими довольно
проблематично в связи с неиспользованием в досоветское время понятия
«Азербайджан» применительно к прикаспийской территории Российской Империи). В
1921г.
постановлением Политбюро ЦК РКП(б) он был включен в состав Азербайджанской ССР
с созданием Нагорно — Карабахской автономной области. Это вызвало недовольство
армян, на протяжении многих десятилетий требовавших присоединения НКАО к
Армении.
Горбачевское Политбюро огласило постановление, согласно
которому требование о включении Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР
представляется как результат действий «экстремистов» и «националистов»,
противоречит интересам Азербайджана и Армении. Центральные органы власти и в
дальнейшем, несмотря на обострение обстановки, будут руководствоваться этим
постановлением, непрерывно заявляя, что «перекройки границ не будет».
В феврале 1988 года у армянского населённого пункта Аскеран
произошло столкновение с использованием огнестрельного оружия между группами
азербайджанцев из города Агдам, направляющимися в Степанакерт «для наведения
порядка», и местным населением. С этого момента уже невозможно было
предотвратить большую кровь. Все, что можно для этого было сделано в Москве,
которой больше никто не верил.
Начались массовые убийства армян на территории Азербайджана.
В ходе «сумгаитской резни» поразительным образом проявилось практически полное
бездействие центральных советских властей. Имея от КГБ, МВД, армии полную
информацию о происходящем с самого первого дня погромов, они не предприняли
никаких реальных шагов для их предотвращения. Они не сделали ничего для
спасения своих сограждан, — а их можно было спасти, если бы войска были бы
введены в город сразу с началом погромов и получили бы приказ решительно действовать
против погромщиков.
* * *
Лояльность армян по отношению к русским, их генетически
усвоенная благодарность за охранительную роль, которую сыграла Россия в Малой
Азии — не сравнимы с отношением к нам любого другого народа. И тем более
отвратительной видится политика горбачевского руководства, которое по каким-то
необъяснимым, извращенно-понимаемо «консервативным», а, по сути, изменническим
соображениям, открыто встало на сторону Азербайджана. Подчеркиваю, не на
сторону азербайджанского народа, а именно на сторону абсолютно чуждой русской
традиции, давно смотрящей в сторону Турции, глухо ненавидящей «русское
владычество», насквозь коррумпированной азербайджанской элиты. Сегодня многие
склонны оправдывать такое поведение Горбачева и Шеварнадзе якобы огромным
народнохозяйственным значением этой прикаспийской республики, необходимостью
сохранить контроль над ее нефтяными месторождениями и перерабатывающими
предприятиями, с ее значительно более серьезным, в сравнение с маленькой горной
Арменией, геополитическим весом.
Приведу лишь два аргумента, хотя можно бы было привести сто.
Во-первых, если ваш кровный брат с которым вы прожили всю жизнь беднее соседа,
задумавшего его истребить, значит ли это, что из «высших соображений» следует
поддержать соседа-убийцу против брата? Во-вторых, именно такая «тонкая»
политика и привела к сдаче всех, веками наработанных страной позиций, сделала
бессмысленными колоссальные 300-летние русские жертвы и отбросила Россию к
границам конца XVI столетия.
Предательство армян привело к первому в истории кризису
русско-армянского доверия, потери Москвой своего авторитета на Кавказе и стало
одним из главных факторов распада СССР.
В результате подобных действий доверие ключевых
государствообразующих национальных элит к Москве было окончательно подорвано.
Им стало понятно, что истинный путь к спасению и дальнейшему выживанию в
условиях своей национальной идентичности лежит в сфере обретения
государственного суверенитета.
Интересно, что поддержка Азербайджана не принесла никаких
дивидендов. Как только центр окончательно ослаб, республика немедленно
освободилось от ненавистных местному байству русских оков, пришедший к власти
фанатичный Народный фронт тысячекратно проклял времена «русского ига»,
немедленно отказавшись от всех символов «оккупации» — русского языка, остатков
советской интернационалистской идеологии и большей части русского населения.
Практически сразу новое независимое государство было инкорпорировано в орбиту Турции.
Уже позже, летом 1992 Министерство Обороны Азербайджана
выдвинуло ультиматум ряду частей и соединений Советской Армии, дислоцированных
на территории Азербайджана, передать вооружение и военную технику
республиканским властям во исполнение указа президента Азербайджана. В
результате к концу 1992 Азербайджан получил достаточно техники и оружия, чтобы
сформировать четыре мотопехотные дивизии.
Итогом военного противостояния стала победа армянской
стороны. Несмотря на численное преимущество, превосходство в боевой технике и
живой силе, при несравнимо бмольших ресурсах Азербайджан потерпел поражение.
Боевые потери у армянской стороны составили 5856 человек
убитыми, из них 3291— граждане непризнанной НКР, остальные—
граждане Республики Армения и немногочисленные добровольцы армянской диаспоры.
За время войны между Азербайджаном и непризнанной НКР, в
результате бомбёжек и обстрелов азербайджанской армией гражданского населения
НК, погибло 1264 мирных жителей (из них более 500 женщин и детей). Без вести
пропало 596 человек (179 женщин и детей). Всего с 1988 по 1994г.
в Азербайджане и непризнанной НКР было убито более 2000 гражданских лиц
армянской национальности.
Потери азербайджанской стороны составили более 25 000
человек убитыми, в том числе военнослужащих Национальной армии Азербайджана,
внутренних войск, бойцов ОМОН, территориальных батальонов, боевиков из
различных организаций, а также иностранных наёмников.
О жестокости и масштабе войны говорят также следующие цифры—
с 21 ноября 1991г. по май 1994г. только на Степанакерт
(население в 1989г.— 54 тыс.) азербайджанской
армией было выпущено свыше 21 000 снарядов РСЗО «Град», 2700 ракет «Алазань«,
более 2000 артснарядов, 180 шариковых бомб, 150 полутонных авиабомб (в том
числе 8 боеприпасов объёмного взрыва). На территории непризнанной НКР
азербайджанской армией было установлено более 100 000 противотанковых, ещё
большее количество противопехотных мин.
А ведь все это можно было предотвратить, займи Горбачев в
1988 году решительную позицию и прислушайся он к голосу армянского народа —
единственного искреннего союзника России на Южном Кавказе. Впрочем, этот
человек тем и прославился даже в многострадальной и неспокойной российской
истории, что АБСОЛЮТНО ВСЕ, что он делал — было неправильно.
Карабахский конфликт имеет очень давнюю историю. Он перешел
в военную плоскость еще во время существования СССР. Еще в конце 1990-х годов
наметились попытки активного участия в урегулировании этого конфликта со
стороны ряда европейских структур, российская сторона стала выпускать из своих
рук инициативу в этом вопросе. Это проявлялось в том, что разного рода
совещания и встречи президентов Армении и Азербайджана стали проводиться отнюдь
не в Москве, и даже не в государствах Южного Кавказа, а на территории стран ЕС.
Это, естественно, побуждает Москву к большей активности.
Не далее как две недели назад в Москве побывал президент
Армении Серж Саргсян, который обсудил с главой российского государства
возможность очередной трехсторонней встречи. А чуть более года назад в Москве
по инициативе Дмитрия Медведева прошла трехсторонняя встреча глав России,
Азербайджана и Армении, по итогам которой была принята прорывная декларация,
определяющая принципы урегулирования конфликта. Это был первый документ за всю
15-летнюю историю карабахского урегулирования, который согласились подписать
представители стран — участниц конфликта.
В ходе предстоящих встреч российское руководство попытается
сблизить позиции Армении и Азербайджана по вопросу о предварительном
освобождении армянской стороной ряда азербайджанских районов вне территории
Нагорного Карабаха. Напомню, что в ходе военных действий в начале 1990-х годов
армянам удалось захватить часть территории Азербайджана, что делалось
исключительно из военных целей — чтобы предотвратить возможность артиллерийских
обстрелов и прорывов танковых колонн. Если Ереван согласится предварительно передать
эти территории Баку, это станет огромной и неоправданной уступкой с его
стороны.
Однако, в августе 2009 года Азербайджан выступил с жестким
заявлением в адрес Еревана, пригрозив его «принудить к миру». Такой сценарий в
Баку рассмотрят, если решение проблемы Нагорного Карабаха не найдется на
переговорах.
«Пять районов должны быть возвращены немедленно, а два — с
течением времени. Это время может продлиться до пяти лет. Также в зоне
конфликта должны быть размещены международные миротворческие силы, состав
которых в основном будет определен самими сторонами», — заявил главный
переговорщик от США, сопредседатель так называемой Минской группы Мэтью Брайза.
Это с какой радости? Во-первых, даже если отбросить
исторически обоснованные права армянского народа (а их не надо отбрасывать ни
при каких условиях), то следует понимать, что контроль над этими землями был
установлен в результате ВОЙНЫ. А война, для всех времен и народов — вполне
законное средство установления суверенитета над новыми территориями.
Великобритания в результате войн получила половину своих колоний и в результате
других войн — потеряла многие из них. США в результате войны с Испанией 1898
года получили контроль над Кубой, Пуэрто-Рико, Филлипинами. В результате Второй
мировой войны Штаты на 50 лет установили контроль над японским островом Окинава
и до сих пор фактически управляют им. По итогам этой же войны Россия
присоединила к своей территории Восточную Пруссию, нынешнюю Калининградскую
область. Никто же не говорит, что Калининградская область — это исконная
германская земля и Россия должна ее немедленно передать. Хотите вернуть —
воюйте. Но только потом не возопите о потере еще половины исторической
территории. После драки кулаками не машут. И как бы это жестоко не звучало — на
этом стоит современное международное право.
Поэтому, как метко заметил премьер Путин, еще будучи
Президентом, по поводу претензий Эстонии на Пыталовский район Псковской области
— «от мертвого осла уши!»…
А, во-вторых, и этому есть недавний доказательный пример
Южной Осетии, отсутствие «санитарного коридора» приводит к тому, что
приграничные зоны немедленно становятся военными плацдармами, насыщаются
войсками противника, тяжелыми вооружениями — артиллерией и системами залпового
огня, и все это, в конечном итоге заканчивается полномасштабной агрессией. В
случае же с Карабахом, окруженным со всех сторон переполненным оружием всех
типов и калибров Азербайджаном — все закончится неприкрытом геноцидом
армянского народа. Поэтому, любые разговоры о передаче сопредельных районов —
либо глупость, либо провокация.
И не надо только разговоров о том, что ситуация не может до
бесконечности находиться в подвешенном нестабильном состоянии, что нужен мирный
договор, дипломатические отношения и т.п. Все это чушь и пораженчество! У
России с Японией уже 65 лет нет мирного договора и ничего, никого это особо не
беспокоит. Единственное что нужно делать — укреплять армию Карабаха и насыщать
ее современным российским оружием. И быть готовым прийти на помощь братскому
народу в случае агрессии.
Границы административного образования в составе СССР не
могли при развале СССР, и не могут ныне считаться «незыблемыми». Ибо проведены
они были без консультаций с включенными в АзССР народами: армянами, лезгинами,
аварцами, талышами и другими традиционными этносами региона, исконно
проживавшими на своих исторических землях. Проведены не договорами и
соглашениями с этими народами и соседними республиками, а волюнтаристскими
решениями партийных инстанций. Эти границы имели значение лишь внутри единой
Империи, пока Москва ответственно гарантировала всеобщую безопасность, порядок
и межнациональный мир. Сегодня таких гарантий не может дать никто.
Звучащие из Баку утверждения о том, что та или иная спорная
или самоопределившаяся территория бывшей АзССР является «исконной территорией
Азербайджана» являются априори ложными и не могут рассматриваться в качестве
аргумента о принадлежности Азербайджанской Республике как самих этих
территорий, так и культурного наследства населяющих их народов.
История Азербайджана реально ведет свой отсчет с 1918 года.
До этого он существовал лишь в качестве персидской провинции южнее Аракса и,
следовательно, вовсе никогда не входил в состав России. Тем не менее, на
созданной в советское время карте этот мифический Азербайджан охватывал весь
север Ирана, все восточное Закавказье, армянские Нагорный Карабах, и
Нахичевань. Отсюда и началась вся современная путаница. Но что первично — карта
или реальность?
Это не должно обижать азербайджанцев. Все люди одинаково
древние, все мы потомки Адама и Евы, просто существуют государственные
образования разного возраста. И нет ничего обидного в том, что Азербайджану
всего лишь около 90 лет.
Турция играет на этой исторической и геополитической
путанице. Она якобы пытается уладить карабахский конфликт для того, чтобы
привлечь Россию на свою сторону и выиграть — как в ценовом факторе, так и с
точки зрения маршрутов прокладки трубопроводов. Кроме того, Анкара экономически
заинтересована в том, чтобы разблокировать границу с Арменией. Не секрет, что
после распада СССР во всех государствах Южного Кавказа произошла
катастрофическая деиндустриализация. Так что сейчас турецкие промышленники и
бизнесмены имеют большое конкурентное преимущество перед армянскими. Поэтому в
случае разблокирования границы с Арменией значительная часть бизнеса в этой
стране будет так или иначе связана с турецким капиталом, а отнюдь не с
российским.
Наконец, не стоит заблуждаться — турки отнюдь не собираются
«кидать» своего азербайджанского союзника в этом регионе. Подписанные
армяно-турецкие протоколы вполне могут не пройти процедуру ратификации в
турецком парламенте. Баку имеет существенное влияние на Турцию, а значит,
Анкара по-прежнему будет согласовывать свою точку зрения с Азербайджаном.
Просто Анкара пытается выторговать дополнительные преференции, в основном, по
цене поставляемого нефти и газа.
По понятным причинам последние годы в российской внешней
политике уделяется повышенное внимание вопросам, связанным с энергосферой.
Естественно, что на Азербайджан завязаны крупные российские добывающие и
транспортирующие нефтегазовые компании. Но, в конце концов, труба со временем
может быть переориентирована на иные рынки. Тем более что потенциально у Баку
такие возможности имеются. Так что ради нынешних выгод все же нельзя забывать и
про другие аспекты — исторические, культурные, военно-политические, геополитические
ит.п. Мы рискуем
получить на Южном Кавказе ситуацию, когда ряд стран так и не станут нашими
союзниками, а армян мы от себя оттолкнем.
Все же верность своему историческому выбору — один из
главных уроков Истории».
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.