Главная » 2010»Сентябрь»2 » Норат Тер-Григорьянц: Признаки подготовки Азербайджана к войне
Норат Тер-Григорьянц: Признаки подготовки Азербайджана к войне
15:55
Analitika.at.ua. Интервью одного из основателей
Вооружённых сил Армении, бывшего командующий ВС Армении, начальника
Генерального штаба ВС - первого заместителя МО Армении (1992-1995 годы),
генерал-лейтенанта Нората Тер-Григорьянца карабахскому журналу
"Аналитикон".
По Вашей оценке, насколько вероятно возобновление боевых действий в
зоне карабахского конфликта?
Не могу ответить на поставленный вопрос однозначно. Но,
оценивая военно-политическую обстановку, различные факторы, характер действий
сторон и ОБСЕ, я могу заключить, что Азербайджан усиленно готовится к
захватнической войне. Как только выгодная ситуация созреет, Баку пойдёт на
авантюрную, скоротечную, на его взгляд, войну. Вот некоторые факторы, признаки
подготовки к войне:
1. Президент АР Алиев ждёт убедительного повода, обкладывает
практические действия начала войны различными убаюкивающими высказываниями,
прощупывает почву, а также мнения стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и
их МИД. Проводит мощнейшую агитационно-пропагандистскую работу, извращая
историю конфликта в свою пользу и доказывая, что он - жертва войны, хотя
агрессором был именно Азербайджан. Это информационная война. С противоположной
стороны такие заявления зачастую игнорируются, иногда высмеиваются, а порой
отмечается, что азербайджанское руководство идет на это ради внутренних
потребностей. И это большая ошибка;
2. Ежегодно выделяется до 2-х млрд долларов на вооружение;
развёрнута чрезвычайно активная подготовка военнослужащих и всего населения
страны к "освободительной войне", народ армянский представляется как
агрессор, оккупант, захватчик;
3. ВС АР постоянно ведут воздушную, радио- и
радиотехническую разведку, наземную разведку боем на различных направлениях,
идёт прощупывание бдительности, моральной устойчивости воинов АО НКР на
передней линии обороны. Изучается их боеготовность и боеспособность,
способность оперативно реагировать на провокации, а значит - и наступление;
4. Консультантами в ВС Азербайджана являются офицеры НАТО -
ВС Турции. Они готовят армию АР к агрессивной войне. При этом руководство НАТО
молчаливо содействует Турции;
5. Закуплены и поставлены в войска АР наступательные
средства вооружённой борьбы. Вооружение Азербайджану продают так называемые
друзья Армении - страны СНГ и даже ОДКБ. Среди поставщиков - Украина,
Белоруссия, Израиль, Турция, есть данные и по России. США не объявляет
почему-то эмбарго на поставку агрессору вооружения и военной техники (ВВТ);
6. После мая 1994 года азербайджанцы, нарушив договор,
слишком близко продвинулись к позициям Армии обороны Карабаха, местами их
позиции расположены в 40-60
метрах от армянских. Нейтральной полосы почти не
осталось. В подобной обстановке и происходят нарушения режима прекращения огня.
Каждый год на линии прекращения огня происходит до 3 и более тысяч нарушений со
стороны ВС АР. При этом, Баку вещает на весь мир о поощрении своих воинов -
нарушителей спокойствия на границе, превращая их в героев АР;
7. Агрессивные высказывания Алиева не пресекаются и даже не
принимаются за правду со стороны военно-политического руководства Армении, НКР,
ОБСЕ, сопредседателей МГ. Все говорят, что заявления Алиева, якобы, направлены
на внутреннего потребителя. Вовсе нет. Он говорит правду. И уже преуспел в
своих намерениях, раз о нем сложилось такое мнение. Он действительно желает и
готовится к войне. И умно убаюкивает противоположную сторону. С надеждой, что
мы потеряем бдительность и проспим начало войны. Говорят, якобы, он побоится
упреков международных структур. Не побоится. Вседозволенность позволяет
военно-политическому руководству Азербайджана игнорировать мнение руководителей
других стран. Вот почему необходимо принимать решительные меры после любого
действия этого агрессивного государства и пребывать в постоянной боевой
готовности;
8. Посмотрите, как замыкают и создают новую блокаду Армении
и Карабаха планом строительства железной дороги в обход Армении
(Карс-Ахалкалаки-Баку). Это чтобы быстро перебрасывать силы и средства из
Турции для помощи Азербайджану.
Таких факторов немало. Подобная общая, всесторонняя
подготовка нужна не для шоу, а для войны. Россия находится с Азербайджаном в
хороших отношениях, Грузия на 100% поддерживает Азербайджан и даже содействует
в блокаде Армении со стороны Турции и АР путём участия в строительстве железной
дороги в обход Армении. Грузия не пропускает через свою территорию в Армению
грузы военного назначения, при этом, как партнёр Азербайджана, пропускает для
него все что угодно. По данным печати, через Россию также осуществляется
транзит военных грузов для Азербайджана. Вот как Турция управляет указанными
странами в оснащении ВС Азербайджана, а также в осуществлении блокады Армении и
НКР. Турция, как страна НАТО, обучает, оснащает, подталкивает Баку к войне. Это
план пантюркизма - изгнать армян, стереть РА и НКР, которые застряли как кость
в горле и не дают Турции осуществить программу по соединению тюркских стран,
захвату власти на Южном Кавказе, изгнанию России, а затем - закреплению на
Северном Кавказе, где Турция уже вовсю проводит антироссийские действия. Россия
просто не успевает оценивать данную обстановку.
Как Вы оцениваете расстановку сил в регионе, существует ли опасность
нарушения военного баланса?
Частично о расстановке сил я сказал в начале нашего
разговора. Да, нарушение военного баланса существует. По системе ДОВСЕ
Азербайджан, Армения и Грузия во времена СССР входили в состав Закавказского
военного округа (ЗакВО) и, вместе с Ленинградским Военным округом (ЛенВо),
составляли фланговые округа. При подписании Договора о сокращении обычных
средств вооружённой борьбы эти округа должны были иметь определённые силы и
средства. В то время в Армении размещалась 7-я общевойсковая армия (более
слабая в области оснащения ВВТ и боеприпасами), а в Азербайджане
дислоцировалась 4-я общевойсковая армия (более оснащённая ВВТ, а также
получившая десятки тысяч вагонов боеприпасов). Эти республики соответственно
должны были иметь: танков - не более 220 единиц; орудий и миномётов - не более
220 единиц; боевых бронированных машин (ББМ) - где-то около 600 единиц. Армения
придерживается этих установок, при этом, Азербайджан и Турция игнорируют данные
положения ДОВСЕ.
Только танков у Азербайджана более 300 единиц, орудий
полевой артиллерии и РСЗО - до 300 единиц, авиации - до 100 самолётов и
вертолётов, несколько дивизионов дальнобойной артиллерии, включая РСЗО
(реактивная система залпового огня) "Смерч", "Град", 203-мм
пушки "Пион" и 152-мм пушки "Гиацинт-Б", тактический
ракетный комплекс "Точка-У" - с дальностью стрельбы от 70-90 до 120 и
более км. ВС Азербайджана способны поражать указанным вооружением цели,
объекты, города и сёла на значительной территории в целях уничтожения и
изгнания мирного населения и захвата армянских земель. А Турция (по сведениям
прессы) обладает самыми крупными в регионе вооружёнными силами: танки - около 3
тысяч, артиллерии - более 3 тысяч, авиации - до 1000 единиц. Как видим, данные
агрессивные государства довольно серьезно вооружены и оснащены. И это
вооружение когда-нибудь стрельнет. ООН, Совет безопасности должны, наконец,
остепенить этих возмутителей обстановки на Южном Кавказе.
Вы говорите, что азербайджанская сторона продолжает закупать
современное оружие и угрожает начать войну против НКР. Какие меры военного и
политического характера должны предпринять армянские стороны для нейтрализации
азербайджанской военной угрозы?
С точки зрения мер военного характера, Армения и НКР должны,
обязаны иметь такие вооружённые силы, средства вооружённой борьбы, такую
систему управления силами и средствами, такие средства наземной, воздушной,
радио- и радиотехнической разведки, чтобы суметь своевременно выявить подготовку
к агрессии, встретить противника во всеоружии и дать ему достойный отпор. Или
своими действиями остепенить его и вынудить решать спорные проблемы путём
переговоров, мирными средствами, чтобы противник не смел совершать акт
агрессии. Есть настоятельная необходимость в оружии возмездия, чтобы при
необходимости нанести ответный удар, который приведет к колоссальному,
непоправимому ущербу. Необходимо готовить народ, всех - мужчин и женщин - к
защите Отечества, своих семьей. Учить население ведению партизанской войны в
случае вклинения противника на нашу территорию. Вооружённые силы Армении и НКР
необходимо поддерживать в состоянии постоянной боевой готовности к отражению
агрессии. Совершенствовать систему подготовки войск к ведению боевых действий с
коварным противником с целью защитить армянский народ, нашу землю, отразить
возможную агрессию, а при необходимости перейти в решительное контрнаступление
для окончательного разгрома войск противника и выхода на наиболее важные в
оперативном отношении рубежи. Именно они в дальнейшем явятся препятствием для
последующих авантюр со стороны АР.
А вот с точки зрения политики должна вестись твёрдая,
разумная, бескомпромиссная работа по недопущению военных действий со стороны
Азербайджана. Необходимо добиться мирного разрешения проблем и включения в
переговорный процесс НКР. Нужно доказать, убедить на фактах, документально
подтвердить законность действий НКР, принадлежность занимаемых территорий
Карабаху, добиться разоблачения авантюрной политики, агрессивной сущности Азербайджана.
Возбудить уголовное дело в международном суде ООН и в Гаагском трибунале против
государственных, военных и других деятелей Азербайджана, причастных к геноциду
армян в Сумгаите, Баку, Кировобаде-Гяндже, Шаумянском районе, а также виновных
в развязывании военных действий против народа независимого Арцаха.
После заключения перемирия с Азербайджаном НКР из субъекта конфликта
постепенно трансформировался в объект конфликта. Каким образом данный факт
может отразиться на обеспечении военной безопасности Арцаха?
Сложившаяся обстановка недостаточно обеспечивает военную
безопасность НКР. В мае 1994 года, когда по просьбе Азербайджана были
приостановлены боевые действия, и агрессор признал своё поражение, документы о
прекращения огня подписали три стороны - Азербайджан, Армения и НКР - при
посредничестве России. Уместно напомнить, что эти документы с дипломатической
точки зрения недостаточно хорошо отработаны. Необходимо было строго отразить в
них агрессивную сущность Азербайджана, независимость Республики Карабах -
Арцах, отразить границы и зоны безопасности. Строго-настрого предупредить
агрессора о последствиях в случае новой агрессии против Арцаха. Из-за
отсутствия этих и других жизненно важных положений в документах Алиев и
утверждает, что Азербайджан находится в состоянии войны с маленьким Карабахом и
Арменией. В последующем, ОБСЕ, при попустительстве Армении, потихоньку, по
настоянию Азербайджана, перестала привлекать карабахскую сторону в процессе
переговоров. Об НКР говорят, а ее там нет. Так и решения быть не может.
Пора всем странам мира признать независимую страну и
государство под названием Нагорно-Карабахская Республика - НКР, которая вот уже
20 лет живёт как демократическая, свободная, мирная, созидательная страна с
гордым армянским народом. С целью исключения пожара войны на Кавказе со стороны
Азербайджана, в переговорный процесс необходимо включить НКР и принудить АР и
НКР подписать мирный договор. Нужно содействовать установлению мира и
спокойствия на Кавказе. Прекратить пропаганду ненависти к народам сопредельных
стран.
Международные посредники из ОБСЕ предлагают Армении и Карабаху сдать
Азербайджану территории, утерянные последним в ходе войны, взамен некоего
промежуточного статуса. Как могут отразиться территориальные уступки на
морально-психологическом состоянии армянской армии и, в целом, на обеспечении
военной безопасности двух армянских государств?
Международные посредники из ОБСЕ недостаточно глубоко знают
истинное положение дел. Они пользуются извращёнными, ложными данными Турции и Азербайджана,
а также отсутствием в переговорном процессе НКР. А Армения не слишком
настойчиво и неубедительно, наверное, преподносит им правду. Никаких
территориальных уступок от НКР не должно быть. Между прочим, те самые семь
районов и являлись удобными плацдармами для нападения на Карабах. Они просто
держали страну в окружении, блокаде, в плену от внешнего мира. И те, кто сейчас
ставит вопрос об их возвращении, намерены с новыми силами с этих территорий
повторить агрессию и окончательно задавить и затянуть петлю на шее Карабаха.
Ни в каких промежуточных статусах НКР не нуждается. Народ
Карабаха избрал и отстоял кровью свою свободу и независимость, построил
современное демократическое общество, государство со всеми атрибутами власти,
со своей Армией Обороны, которая устойчива в морально-психологическом отношении
и готова защитить честь и достоинство своей Республики, свой народ - во
взаимодействии с Республикой Армения и при содействии зарубежной армянской
диаспоры. Мы, армяне, не должны допустить новый геноцид. Поэтому мы должны быть
организованы, дружны, наши действия должны быть согласованы, армия сильна,
оснащена современными средствами вооружённой борьбы для отражения возможной
агрессии извне. Regnum.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.