Главная » 2011»Май»26 » Новая действительность в армянских колониях ближнего востока
Новая действительность в армянских колониях ближнего востока
00:08
Analitika.at.ua. Политические события последних 3-х десятилетий полностью
или частично изменили жизнь многих проживающих в странах Ближнего Востока
армян. Армянские общины, хорошо обосновавшиеся (после Ирана и Ливана) также в
Ираке, Египте, Иордане и Сирии, начали серьезно и в больших масштабах редеть
или перемещаться в результате совершенных в прошлом, продолжающихся в настоящем
или ожидаемых в будущем восстаний. Два представителя из области науки, которые
занимаются вопросами диаспоры, проливают определенный свет на эти изменения.
Директор Армянского научно-исследовательского центра Мичиганского университета
Дирборна Ара Санджян замечает, что за последние 3 десятилетия армяне покидают
арабские страны. «Начиная с 1920-х гг. наблюдался большой поток армян в
арабские страны и определенные перемещения в границах этих стран, однако
революция в Иране изменила весь этот процесс. Никто из выехавших из Ирана армян
не поехал жить в арабские страны. Все они взяли направление на Запад», -
говорит он.
С другой стороны, профессор Уэслеанского университета,
преподаватель английского языка и литературы Хачик Тололян обращает внимание на
тот факт, что в противоположность уменьшения в результате этой революции почти
наполовину ирано-армянская община и сегодня продолжает сохранять свое крепкое
присутствие в стране, несмотря на то, что лишь в условиях разрешенного
правительством статуса церковной организации. «Для мусульманских экстремистов
правильнее узнавать и считаться с иными религиями, посему церковные организации
должны сыграть большую роль», - отмечает он.
Одним из выдвинутых Санджяном тезисов является то, что
прореживание происходит не только по причине эмиграции, но и потому, что новая
рождаемость не приходит на смену и пополнение пустующих после умерших мест.
«Также не приезжают на постоянное место жительство из других арабских стран.
Даже выехавшие из Армении более предпочитают уехать в Израиль, чем в арабские
страны», - подчеркивает он. Далее он добавляет: «Уход армян из арабского мира
необходимо рассматривать также в контексте вообще выхода христиан из этого
региона. Численность христиан на Ближнем Востоке значительно уменьшилась. В
Ливане, например, сегодня проживают около 80-ти тыс. армян (до гражданской
войны 1975-го года) вместо 180-ти тысяч.
Согласно Тололяну, в настоящее время диаспору можно
разделить на 3 «вида»: а) (почти) Исчезшие колонии в результате постепенного и
систематического ослабления оставшихся, как армянская колония Эфиопии, которая
была очень крепкой в 1920-70гг. б) Новоявленные общины, которые создаются в
результате новых перемещений. г) «Доминантные», доминирующие, каковыми были
Ливан (до 1975-го года) и Иран (до 1919-го года). «Сущность, характер
какой-либо страны изменяет и диктует время, - объясняет Тололян, добавляя, -
поредевшая колония не всегда берет на себя наибольшие обязательства, тогда как,
объединившись, - не все потеряно», - уверен Тололян.
Что касается западно-армянской культуры, то, согласно
Санджяну, она находится в опасности, и со стороны ЮНЕСКО в прошлом году
западноармянский язык был причислен к разряду находившихся «в опасности» языков.
«Эта серьезная опасность, зарезервированная для западноармянской культуры -
одно из поздно проявленных последствий Геноцида армян», - говорит Санджян. «На
Ближнем Востоке (включая Стамбул) число говоривших на армянском языке обычно
тянется на протяжении 3-х поколений, хотя в Иране - намного дольше. Во Франции,
Канаде и Соединенных Штатах, куда достигли новые потоки эмигрантов, давление
принятия языка гостеприимной страны намного больше». Санджян согласен с
Тололяном в том вопросе, что слияние происходит очень быстрыми темпами. В
Египте и Ливане, где христианские арабы составляют довольно большое число,
количество смешанных браков значительно выше.
С 1900 по 1940гг. Ближний Восток становился очевидцем
пан-арабского движения, которое достигло своего пика в 1960-е гг. Однако,
начиная с 1970-х гг., на смену этому националистическому движению пришел
пан-исламизм. Начиная с этих годов, произошло также и другое изменение,
согласно Тололяну. Люди начали считать себя не арабами, а сирийцами, ливанцами,
египтянами, то есть, характеризоваться, согласно стране, где они проживают.
Значительно уменьшилось число учеников армянских школ
Ливана. Если в 1975-ом году насчитывалось около 21 тыс. учеников, то сегодня
это число составляет едва лишь 7 тыс. Армянские родители предпочитают
отправлять своих детей в частные арабские школы в ожидании для них лучшего
будущего.
«Происходившие в Египте изменения Египтом не
ограничиваются», - уверен Санджян. Их влияние мы еще увидим в Ливане, Восточном
Иерусалиме и иных странах.
И все же одну светлую точку оба ученых видят. В Турции, где
многие - туркоязычные или курдоязычные, чувства «общины» возрождается, и люди,
споря сами с собой, пытаются найти выход в направлении к более
«плюралистическому» обществу. А. Григорян, «Арминьон миррор спектейтр». AZG.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.