Analitika.at.ua. Геополитические сдвиги начала ХХ в. (Первая мировая
война, революция 1917 года, падение Российской и Оттоманской империй)
обернулись для Армении тяжелейшим испытанием – Геноцидом и потерей Западной
Армении. Потрясения конца ХХ века, вызванные поражением СССР в холодной войне,
также негативно отразились на армянском обществе: мы понесли тяжелый урон в
экономической, социально–демографической и особенно в научно-технологической
областях. Однако наряду с потерями благодаря цивилизационным ресурсам и
накопленному во Второй Республике потенциалу Армения смогла отчасти реализовать
свои национальные задачи: она победила в Арцахской войне и сумела сформировать
Третью и Нагорно-Карабахскую республики.
Известно, что де-юре Республика Армения и
Нагорно-Карабахская Республика обрели свой статус независимого государства в
1991г. Представляется, однако, что этот этап нашей истории следует датировать с
20 февраля 1988г., когда Областной совет НКАО принял решение о выходе из
состава Азербайджана и присоединении к Армении, а на Театральной площади в
Ереване состоялся первый массовый митинг.
Если же попытаться систематизировать этапы пройденного нашим
обществом пути в тот период, то можно представить следующую, несколько условную
схему:
1. Формирование национального общественно-политического
движения, демонтаж советской системы, фактический и юридический выход Армении
из состава СССР (1988-1991гг.).
2. Организация вооруженного сопротивления азербайджанской
агрессии: вначале – стихийного, потом – в форме добровольческих отрядов и
регулярной армии. Этот процесс завершился победой над Азербайджаном и подписанием
перемирия в Бишкеке (1989-1994гг.).
3. Процесс становления национального государства в формате
двух армянских республик – РА и НКР (1990г. – по сей день).
Победу в арцахском противостоянии часто приписывают
исключительно осознанию правоты своего дела, патриотизму, храбрости и
энтузиазму народа. Безусловно, без этих факторов нельзя было победить, однако
они формировались и за счет других объективных обстоятельств. Попытаемся
выделить основные, сыгравшие важную роль на этом этапе нашей истории.
АРМЕНИЯ, В ОТЛИЧИЕ от других республик региона, имеет
исторический опыт национально-государственного управления и самоорганизации.
Даже в те периоды нашей истории, когда была потеряна государственная
атрибутика, национальная элита в той или иной форме сохраняла управляемость –
именно в смысле национальных ценностей и устремлений – если не всего
национального сообщества, то как минимум основных его сегментов.
В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ республиках была сформирована политическая
элита нового типа. Невзирая на идеологический антагонизм между деятелями Первой
и Второй республик, они в целом сделали многое для сохранения и развития
национальных идей. После падения Первой Республики Гарегин Тер-Арутюнян,
Драстамат Канаян и др. продолжили свою деятельность в Диаспоре, и их заслуга в
деле сохранения армянства велика. В Армянской ССР была сформирована новая
плеяда политических деятелей (Ал.Мясникян, Я.Заробян и др.), которые сумели
сохранить в армянском обществе национальные идеи, направленные, в частности, на
признание фактов Геноцида и потери Западной Армении, воссоединение Арцаха,
Нахиджевана и Джавахка с Арменией. Высокий уровень политической культуры был
характерен и для НКАО, где борьбу за присоединение к Армянской ССР возглавили
представители партийно-хозяйственной элиты (Р.Кочарян, С.Саргсян и другие).
АРМЯНСКОМУ ОБЩЕСТВУ всегда было присуще пиететное отношение
к военному делу. К тому же в народе удивительным образом сохранились
многовековые традиции и навыки иррегулярного вооруженного сопротивления, что
проявилось в годы арцахского противостояния. Сочетание оперативного искусства
кадрового офицерства (Н.Тер-Григорян, Г.Далибалтаян, Х.Иванян, С.Оганян,
А.Тер-Татевосян и других) и тактической одаренности командиров добровольческих
отрядов (С.Бабаян, Л.Азгалдян, А.Гулян, М.Мелконян и другие) позволило победить
хорошо оснащенного противника.
АРМЯНСКОЕ ОБЩЕСТВО сумело эффективно использовать 70-летний
период пребывания в составе СССР. Республика к концу 80-х превосходила своих
региональных соседей в сфере образования, науки и техники, а также в
индустриальном развитии. Наличие "критической массы интеллектуалов",
имевших высокий социальный статус, положительно влияло на духовно-идейное
состояние общества, и вполне закономерно, что в составе комитета "Карабах"
превалировали представители именно этого сегмента общества (И.Мурадян,
В.Манукян, Л.Тер-Петросян, Р.Казарян, А.Манучарян и др.).
НЕСМОТРЯ НА ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ограничения, Вторая Республика
была своеобразной "свободной культурной зоной" в СССР, где активно
творили многие крупные писатели (А.Исаакян, П.Севак), художники (М.Сарьян,
Гр.Ханджян) и композиторы (Т.Мансурян, A.Бабаджанян), что благоприятно
сказывалось на общем климате общества. Не случайно, что в добровольческих
отрядах было большое число представителей творческой интеллигенции.
Однако после победы в войне и завоевания суверенитета
Армения, оказавшись вне имперского пространства, столкнулась с новыми вызовами,
одним из которых является процесс девальвации столь желанного суверенитета
государства. Так или иначе, все союзные республики и страны "народной
демократии" обрели атрибуты суверенитета, однако реальный политический
статус некоторых из них немногим отличался от прежнего: разница заключалась
лишь в том, что центр управления сместился из Москвы в Вашингтон. Часть этих
стран получила в аналитической литературе определение proxy, что можно
перевести как "управляемая по доверенности", или же как страна
"с внешним управлением".
В наступивший после холодной войны период кристаллизации
монополярной системы появилось множество публикаций о неизбежном конце
государства. За основу концепта принималось то, что процессы интеграции,
возрастающая роль транснациональных компаний (ТНК) и неправительственных
организаций неизбежно снижают суверенность государства, которое при таких
условиях стремится перепоручать свои функции другим структурам.
В свете этого представим некоторые факты о ТНК, считающихся
"основными виновниками конца государства". Считается, что первой
транснациональной компанией был Орден тамплиеров. Сегодня же, по данным ООН,
существует уже более 65 тыс. ТНК, в которых занято свыше 74 млн человек.
Характерно, что 52 из 100 наибольших экономик в мире являются ТНК и лишь 48 –
государства. Примечательно, что из 500 крупнейших ТНК примерно одна треть
приходится на США.
Но у сторонников концепции "конца государства"
есть серьезные оппоненты - в защиту национального государства выступают
философы, крупные политологи и эксперты авторитетных "мозговых
трестов". Они полагают, что суверенные государства, несмотря на трансформации,
останутся основными субъектами международных отношений и наиболее эффективным
инструментом управления. По мнению американских военных аналитиков, главным
вызовом для национальных государств является деятельность террористических
организаций типа "Аль-Каиды". Противостоять этому возможно лишь при
сохранении и развитии национального государства. Аналогичную позицию занимают и
европейцы, которые традиционно являются большими
"государственниками", нежели американцы.
Весомые аргументы придал "государственникам"
кризис 2009г., когда оказалась, что без государственного вмешательства
преодолеть системные потрясения невозможно. Кризис заставил более критично
отнестись к догмам ультралиберальной экономики, элементами которой являются и
ТНК. Однако наиболее радикально укрепило "позиции" национального
государства формирование многополярного миропорядка, предполагающего наличие
нескольких центров силы и, соответственно, ведение разновекторной политики,
возможное лишь при сильной государственной организации. Еще более высоки
требования к государственной организации, когда имеются серьезные проблемы в
сфере безопасности. Все эти обстоятельства характерны и для Армении, которая:
ИЗ-ЗА ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ с политическим статусом НКР,
находится в состоянии военно-политической конфронтации с Азербайджаном. Эта
конфронтация фактически протекает в режиме "окопной войны".
ПО ПРИЧИНЕ ПРОЦЕССОВ, связанных, в частности, с
международным признанием Геноцида, имеет неурегулированные, часто переходящие в
политическое противостояние, отношения с союзницей Азербайджана Турцией. Эта
страна осуществляет блокаду коммуникаций Армении, т.е. отношения с ней можно
характеризовать как ситуацию "ни войны ни мира".
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ФАКТОРЫ предполагают ведение многовекторной,
но не очень комфортной с дипломатической точки зрения политики как со
стратегическим союзником Армении – Россией (ОДКБ), так и с Западом (США, НАТО,
ЕС).
Другой проблемой, которую нельзя решить без эффективного
государства, являются внутренние вызовы. Дважды – в октябре 1999г. после
расстрела политических лидеров в парламенте и после попытки радикальной
оппозиции совершить "цветную революцию" в марте 2008г. – Армения
оказывалась в крайне сложной обстановке. Не вызывает сомнений, что разрешение
этих кризисов было бы невозможно без энергичных мер со стороны государственных
структур.
Но задача укрепления армянской государственности актуальна
не только в свете внешних и внутренних угроз. Сплочение Диаспоры в контексте
национальных интересов, даже при том, что сетецентричная система организации в
данном случае является оптимальной, также предполагает наличие идеологического
центра, которым должно быть и может быть только сильное армянское государство.
Перечисленные факторы просто принуждают Армению иметь
эффективное государство с предельно мобилизованными ресурсами и максимально
высоким уровнем суверенитета. Такова предельно ясная логика нашей национальной
безопасности. Гагик ТЕР-АРУТЮНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.