Analitika.at.ua. Президент США Барак Обама предпринял неординарный шаг.
Воспользовавшись парламентскими каникулами, он назначил четырех послов, в том
числе послов в Турцию - Фрэнсиса Рикардоне и в Азербайджане - Мэтью Брайзу.
Напомним, что ранее сенаторы не утвердили эти две кандидатуры. Теперь Барак
Обама решил воспользоваться так называемыми "принстонскими
принципами" законодательства: в момент парламентских каникул ему разрешено
самому принимать решение о назначении послов. При этом создана не так уж часто
практикуемая в американской дипломатической практике ситуация: в 2011 году
вновь назначенным послам придется заново проходить процедуру утверждения в
конгрессе. Если их кандидатуры вновь окажутся заблокированными до конца
следующей сессии конгресса - ноябрь-декабрь 2011года - они вынуждены будут
покинуть свои посты.
Сами американцы называют таких послов "хромыми
утками". По мнению некоторых экспертов, Белый Дом и раньше имел реальные
возможности "продавить" Рикардоне и Брайзу на посты послов.
Уникальность сложившейся тогда ситуации заключалась именно в том, что
администрация Белого Дома не очень препятствовала той политической экзекуции,
которую устраивали этим кандидатурам сенаторы Барбара Боксер и Роберт Менендес
- представители мощного армянского лобби. Связано это было, на наш взгляд, с
определенными факторами внутренней и внешней политики США. С одной стороны,
накануне выборов в конгресс Белый Дом, дороживший голосом каждого избирателя,
не шел на обострение отношений с влиятельным армянским лобби. С другой,
сохраняя вакантными посты послов в Турции и в Азербайджане, он пытался
оказывать давление сразу на две страны с целью продвинуть вперед процесс
ратификации цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений
между Анкарой и Ереваном. В-третьих, администрация Барака Обамы стремилась
нейтрализовать активные действия армянских лоббистов, которые в большинстве
своем выступают против цюрихского процесса, регулярно инициируют проведение в
конгрессе резолюции по Геноциду. Таким образом, выстраивалась любопытная схема:
объективно интересы Баку и армянской диаспоры по части срыва цюрихского
процесса совпадали, что ослабляло позиции официального Еревана, фактически
отказавшегося от каких-либо территориальных претензий к Турции в обмен на
восстановление дипотношений и открытие границ. С другой стороны, в Анкаре зрело
понимание того, что в случае срыва цюрихского процесса с Арменией в будущем
придется все начинать с "чистого листа", что чревато серьезными
осложнениями для политики Турции на кавказском направлении. Поэтому Турция
предупреждала США, что в случае прохождения резолюции по Геноциду в конгрессе
исчезнут основания для дальнейшего переговорного процесса с Арменией.
"Отношения с Арменией не могут вернуться к тому времени, когда были
подписаны армяно-турецкие протоколы, - многозначительно заявил в этой связи на
итоговой пресс-конференции глава МИД Турции Ахмет Давутоглу. - Главное не
открывать границу, а суметь держать ее открытой". Если перевести
используемое турецкой стороной понятие "открытые границы" на обычный
язык, это означает признание факта переговорного процесса, постоянно идущего
между Анкарой и Ереваном. Вашингтон и Анкара понимали, что могут серьезно
"подставить" и президента Армении Сержа Саргсяна, рискнувшего принять
цюрихские соглашения. Более того, ослабление позиций президента Армении,
которого оппозиционные силы обвиняют в предательстве, неизбежно обострило бы
внутриполитическую борьбу в этой стране, создало бы соблазн для Азербайджана
воспользоваться моментом для нанесения военного удара. Во всяком случае,
участившееся использование азербайджанскими политиками военной лексики
создавало именно такое впечатление. Да и Ереван время от времени отвечал тем
же. Поэтому на саммите ОБСЕ в Астане российская, да и американская дипломатия
декларировали приверженность только мирным средствам урегулирования
карабахского конфликта. Вот почему решение президента США Барака Обамы
назначить новых послов в Баку и Анкару в обход конгресса может означать
некоторое смещение акцентов в американской политике на Ближнем Востоке и в
Закавказье.
Но не принципиального свойства. В Турции посол Фрэнсис
Рикардоне получает шанс в течение года действовать без оглядки на армянских
лоббистов в направлении реанимации цюрихского процесса. В Азербайджане посол
Метью Брайза будет пытается придать "второе дыхание" Минской группе
ОБСЕ с целью вывода обновленные мадридские принципы по карабахскому
урегулированию в плоскость практических решений. Тем более, что он лично сам
приложил руку к созданию этого документа. Тогда будет воссоздана схема, о
которой недавно заявлял глава МИД Турции Ахмет Давутоглу: параллельные
переговоры по Цюриху и Карабаху с выходом на "Дорожную карту" урегулирования
между Арменией и Азербайджаном. Тем более, что как считает старший научный
сотрудник Фонда Джеймстауна (США) Владимир Сокор, после ноябрьских выборов,
когда в нижней палате конгресса США впервые с 1938 года произошло резкое
перераспределение позиций - демократы утратили большинство - вероятность
прохождения резолюции по Геноциду резко уменьшилась. Поэтому главное давление
американской дипломатии по армянскому вопросу будет в будущем переноситься с
турецкой на азербайджанскую площадку.
Это может быть далеко не то, о чем мечтает, к примеру,
заместитель председателя правящей в Азербайджане партии "Ени
Азербайджан" Али Ахмедов, который ожидает "от назначения нового посла
США усилий в вопросе активизации роли Вашингтона в урегулировании
нагорно-карабахского конфликта на справедливой основе". По его словам,
"до сих пор Минская группа не добилась результатов, удовлетворяющих
Азербайджан, конфликт продолжает оставаться нерешенным", и что
"ответственность за это в какой-то степени лежит и на США". Интересно
будет услышать мнение этого азербайджанского политика тогда, когда посол Брайза
вместе со своим коллегой в Турции Рикардоне начнут осуществлять задуманную
политико-дипломатическую комбинацию.
Разумеется, новые послы США в Турции и в Азербайджане будут
заниматься не только проблемами Цюриха или Карабаха. Им придется обозначить
новые векторы политики США в огромном регионе Черное море - Каспий, то есть,
там, где за последние годы Вашингтон утерял политическую инициативу. По оценке
многих американских экспертов, государства этого региона перестали улавливать
истинные цели политики США. Однако возможности для новых дипломатических
маневров у США все же ограничены: во-первых, новые послы до конца 2011 года
будут оставаться в статусе "хромых уток", во-вторых, еще долго будут
давать о себе знать кризисные явления, возникших во взаимоотношениях между
Вашингтоном и странами региона после публикаций дипломатической переписки
сайтом WikiLeaks. Но в то же время, имени обозначенные обстоятельства могут
подтолкнуть американскую дипломатию к более решительным действиям. Так что
Турцию и Закавказье в 2011 году ждут большие и интересные события. Станислав
Тарасов, Regnum.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.