Analitika.at.ua. В первые месяцы 2010г. в США завершена разработка ряда
документов, связанных с перспективами американской военной политики и развитием
вооруженных сил США. Данный процесс вызывает особый интерес, так как впервые
перспективные задачи формулируются администрацией Обамы, и в силу этого особое
внимание привлекают возможные отличия военного курса новой администрации от
политики Буша-младшего.
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НЕОБХОДИМО ОТМЕТИТЬ РАЗРАБОТКУ
"Четырехлетнего обзора оборонной стратегии" (Quadrennial Detense
Review, QDR). Он был представлен сенатскому комитету по обороне министром
обороны США Робертом Гейтсом и председателем объединенного комитета начальников
штабов адмиралом Майком Малленом. В QDR-2010 речь идет о ряде принципиальных по
сравнению с документом от 2006г. изменениях. В первую очередь США отказываются
от просуществовавшего почти 25 лет подхода, в соответствии с которым
американские ВС должны быть готовы к одновременному ведению двух войн. Теперь
планируется готовить их к многочисленным разнохарактерным конфликтам, к
противостоянию намного более широкому спектру угроз безопасности. По сути в
докладе больше нет термина "потенциальный противник". Отныне, по
мнению Пентагона, нельзя говорить о крупных региональных конфликтах как о
единственном и основном критерии для определения размера, параметров и оценки
угроз для США.
Теперь в качестве основных противников предлагается считать
"региональных агрессоров", неназванные "повстанческие
движения", движение "Талибан", а также "Аль-Каиду" и
связанные с ней террористические группировки. Среди задач, возложенных на
армию, впервые упоминается и "проведение контртеррористических
операций", и "обеспечение стабильности" в различных регионах.
Среди новых задач, стоящих перед ВС США, - поиск и обезвреживание
баллистических ракет, противоспутниковых вооружений (данный аспект явно
направлен против Китая, который по ряду признаков в последние годы активно
работает над разработкой подобных систем) и других систем, которые могут
угрожать безопасности США, сбор информации о местах хранения ядерного,
биологического и химического оружия, противодействие распространению оружия
массового уничтожения. Значительным вызовом в будущем Пентагон считает
конфликты, которые будут вестись в мире за ресурсы, а также вызванные
природными катастрофами. Также в докладе отдельная графа посвящена
кибернетическому оружию и мерам по его противодействию. Исходя из этих подходов
намечено уделить больше внимания наращиванию сил специального назначения, в
частности, численность командования специальных операций будет увеличена на
2800 человек.
В НАЧАЛЕ ГОДА БЫЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ ПАРАМЕТРЫ ВОЕННОГО БЮДЖЕТА США
на 2011г. Он запланирован в размере 708 млрд. долл. (при общем бюджетном
дефиците в 1,6 трлн. долл.). В бюджете предусмотрено 159 млрд. долл. на
проведение операций за рубежом, прежде всего в Афганистане и Ираке. При этом в
предыдущем году на военные расходы было выделено 636,7 млрд. долл., из которых
128,3 млрд. долл. - на военные действия в Афганистане и Ираке. Отметим, что
тенденция к росту военных расходов сохранится и в дальнейшем. Согласно расчетам
бюджетного управления Конгресса США (СВО), при текущем уровне запросов
Минобороны США военные расходы страны составят в среднем 573 млрд. долл. в год.
При этом данная сумма не учитывает расходов на проведение военных операций за
пределами страны. Таким образом, за 18 лет США потратят на военные цели 10,3
трлн. долл.
Указанная сумма ежегодных расходов на 7% превышает сумму,
запрошенную военным ведомством на 2010 финансовый год, без учета содержания
контингента за рубежом. Если в военном бюджете учесть незапланированные
расходы, траты Пентагона вплоть до 2028г. будут составлять 632 млрд. долл., что
на 18% больше заявленной на 2010г. суммы, при этом в 2028г. расходы составят
уже 670 млрд. долл. Примерно 35% незапланированных расходов военного бюджета в
2013-2028гг. будут приходиться на заграничные военные операции.
И наконец, определенные тенденции наблюдаются в процессе
планирования развития системы вооружений. В частности, были определены ключевые
проекты в плане инвестиций в 2011 финансовом году. Отметим, что ранее, в
2009г., при подготовке бюджета на 2010г. по инициативе министра обороны Гейтса
была осуществлена определенная встряска и пересмотр ряда программ в направлении
их большей рационализации. В частности, ограничено количество закупаемых тяжелых
истребителей нового поколения F/A-22, что вызвало острую борьбу в Конгрессе и
противодействие военно-промышленного лобби, закрыта программа разработки
семейства боевых машин для сухопутных войск "Боевые системы будущего"
(FCS), пересмотрены программы разработки боевых кораблей нового поколения для
ВМС. На 2011г. Пентагон отдаст предпочтение вертолетам, беспилотным летательным
аппаратам, самолетам радиоэлектронного противодействия, программе разработки
истребителей нового поколения - F-35. На разработку последних планируется
выделить 10 млрд. долл.
ПАРАЛЛЕЛЬНО С ЭТИМ ИДЕТ ПРОЦЕСС И ДОЛГОСРОЧНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ. В феврале 2010г. был обнародован план развития военного
кораблестроения и ВВС, рассчитанный на 30 лет. В документе, касающемся ВМС,
отмечается, что Пентагон намерен поддерживать количество кораблей во флоте на
уровне 313 единиц. При этом число авианосцев до 2040г. будет составлять 11
единиц, а потом снизится до 10. Кроме того, подтверждены планы ограничить
развитие проекта по созданию эсминцев нового поколения DDG-1000 тремя
кораблями, а также поддерживать число десантных кораблей на уровне 33 единиц.
Предполагаются ежегодные траты на покупку кораблей в размере не более 15,9
млрд. долл. в год.
Авиационная часть "большого плана" предусматривает
отказ от покупки новых стратегических бомбардировщиков в период с 2011 по
2020гг. Вместо этого деньги будут расходоваться на ремонт и модернизацию
действующего парка. Новые закупки подобных самолетов начнутся после 2020г. С
2011 по 2015гг. Пентагон намерен потратить 1,9 млрд. долл. на разработку и
создание бомбардировщиков нового поколения. Решено сделать ставку на
беспилотные ударные комплексы - их число за 30 лет должно вырасти в 4 раза. При
этом численность пилотируемых боевых самолетов снизится на 10%. По оценке
Минобороны, число истребителей и штурмовиков снизится с 3264 единиц в 2011г. до
2929 единиц в 2020г. В то же время число морских беспилотных летательных
аппаратов вырастет за тот же период с 72 до 476 единиц. В общей сложности на
развитие военной авиации планируется потратить 268 млрд. долл.
Таким образом, исходя из вышеизложенного очевидно, что
военная сила продолжит играть важнейшую роль в системе приоритетов
администрации США. Новый QDR-2010 более гибок в плане определения системы задач
американских вооруженных сил, заметно продолжение ориентации американской армии
в направлении боевых действий на периферии миросистемы, против стран
"третьего мира". В плане военных расходов их рост продолжится, в то
же время можно говорить о некоторой рационализации и оптимизации всего
комплекса программ разработки вооружений, инициированных при предыдущей
администрации и составлявших сердцевину процесса "революционной военной
трансформации" Дональда Рамсфельда.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ХАРАКТЕРНЫЙ ШТРИХ - по данным USA Today, 11
членов комиссии в составе 20 человек, разрабатывающих "Четырехлетний обзор
оборонной стратегии", имеют финансовые связи с компаниями
военно-промышленного комплекса, являясь либо консультантами оборонных
подрядчиков, либо входят в корпоративное правление. Так что сомнений в том,
чьим интересам в конечном счете будут служить положения нового доктринального
документа Пентагона, не остается.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.