Analitika.at.ua. Как известно, на 2009 год пришелся самый разгар мирового
финансово-экономического кризиса, который начался на рынке ипотечного
кредитования США, а затем распространился на весь мир. По некоторым оценкам,
этот кризис стал самым глубоким после великой депрессии 30-х годов. Кризис
ударил почти по всем странам без исключения, и к этому беспрецедентному кризису
не были готовы ни правительства, ни частный сектор ни в одной стране мира.
Страны Южного Кавказа не стали исключением. Как повлиял этот кризис на Армению,
Грузию и Азербайджан? Естественно, повлиял по-разному.
Как известно, Армения, к сожалению, стала одной из наиболее
пострадавших от мирового кризиса стран. Итоговый спад ВВП Армении по
результатам 2009 года составил в драмовом выражении 14,4%. Сама по себе это уже
огромная цифра. Но и это не все. В долларовом выражении с учетом ослабления
среднегодового курса драма почти на 19% спад ВВП составил свыше 30%. А это уже
беспрецедентная цифра. По сути, произошел сильнейший обвал экономики - с 12
млрд долларов в 2008 году до 8,7 млрд долларов в 2009 году. По этому показателю
Армения оставила далеко позади остальные страны Южного Кавказа, поставив не
очень приятный рекорд не только в региональном масштабе, но и в мировом. В
структуре спада ВВП Армении наибольший удельный вес пришелся, как известно, на
строительство - минус 36,4% по сравнению с 2008 годом. Общий объем промышленной
продукции сократился на 7,8%, валовая сельскохозяйственная продукция
сохранилась на прежнем уровне, чуть уменьшившись на 0,1%. Кризису способствовал
и мировой спад цен на металлы, но в целом 80% спада обусловлено именно
сокращением в сфере строительства. В других странах Южного Кавказа ситуация
следующая. ВВП Грузии сократился в 2009 году на 3,9% по сравнению с показателем
2008 года, когда годовой рост составил 2,3%. В номинальном выражении ВВП Грузии
составил 10,7 млрд долларов (против 12,8 млрд долларов годом ранее).
Относительно безболезненный выход Грузии из кризиса связан в первую очередь с
беспрецедентной международной помощью этой стране после августовской войны. С
одной стороны, экономика Грузии пострадала от войны, но как это ни
парадоксально, по мнению многих грузинских экспертов, именно война и спасла
экономику Грузии во время кризиса. Имеется в виду огромная финансовая помощь
Грузии со стороны стран-доноров в размере 4,5 миллиарда долларов на преодоление
результатов военного конфликта с Россией. Из них 2 млрд долларов - грант,
половину которого выделили США. Причем деньги поступают в грузинскую экономику
с конца 2008 года и будут поступать до конца 2010 года. Такого ресурса ни у
Азербайджана, ни у Армении не было. Этим ситуация в Грузии отличается не только
от ситуации у соседей, но и от всех других стран. При этом прямые иностранные
инвестиции в экономику Грузии упали в 2009 году на 50% - до 759,1 млн долларов.
Поэтому одной из главных задач правительство считает восстановление доверия
инвесторов и соответственно объема прямых зарубежных инвестиций.
Что касается Азербайджана, то ВВП этой страны не только не
сократился во время кризиса, но и вырос на рекордные 9,3%. В абсолютных цифрах
ВВП Азербайджана достиг уровня 43,5 млрд долларов. Но при этом следует
отметить, что темпы роста ненефтяного ВВП в целом снизились с 16% в 2008 году
до 3% в 2009 году. На долю ненефтяного сектора приходится 45% ВВП Азербайджана.
Таким образом, если в 2008 году ВВП Армении и Грузии были
примерно равны и составляли порядка 12 млрд, то по результатам 2009 года
абсолютный ВВП Грузии превысил ВВП Армении на 2 млрд долларов. Азербайджан еще
более увеличил свой и без того большой отрыв от обоих соседей, что обусловлено
беспрецедентным ростом нефтяного сектора за последние 5 лет. Если в 2008 году
экономика Азербайджана составляла около 60% экономики всего Южного Кавказа, то
в 2009 году этот показатель вырос до 70%. Следует отметить, что Азербайджан все
последние годы стремительно наращивал добычу нефти, и именно в 2009 году
впервые в истории Азербайджана объем добычи нефти превысил 50 миллионов тонн,
что на 14% превысило показатели 2008 года. Было добыто также 23,6 млрд
кубометров газа, что на 300 миллионов кубометров больше, чем в 2008 году.
Кризис резко изменил также и статистику по подушевому ВВП
стран Южного Кавказа. Если в 2008 году по среднедушевому ВВП страны Южного
Кавказа шли примерно в одной упряжке (Армения - 3685 долларов, Азербайджан -
около 4300, Грузия - 2920 долларов), то после 2009 года дифференциация Армении
и Грузии по отношению к Азербайджану резко усилилась. В Армении ВВП на душу
населения в 2009 году в драмовом выражении уменьшился на 15,5%, а в долларовом
выражении за счет девальвации драма - на все 37% и составил 2686 долларов
(напомню, 3685 долларов годом ранее). ВВП на душу населения Грузии в долларовом
выражении сократился на 16% и составил 2450 долларов (против 2920 в 2008 году).
В Азербайджане ВВП на душу населения вырос по итогам прошлого
года до 4874 доллара. Таким образом, Армении с трудом удалось сохранить второе
место по среднедушевому ВВП с минимальным отрывом от Грузии. Но при этом опять
же обе страны пропустили Азербайджан далеко вперед. Чтобы представить ситуацию
в динамике 5 лет, приведу следующие цифры. В 2005 году ВВП на душу населения в
долларах составлял: в Армении - 1513, в Грузии - 1414, в Азербайджане - 1517,
т.е. три страны шли впритык друг к другу. В 2009 году ситуация уже радикально
иная - отрыв Азербайджана от Грузии составил 2 раза, а от Армении - 1,8 раза.
Любопытная картина вырисовывается и по уровню среднемесячной
зарплаты. Среднемесячная зарплата в Армении в 2009 году увеличилась в драмовом
выражении по сравнению с 2008 годом на 9,8%, но в долларовом выражении уменьшилась
и составила 280,5 долларов. В Грузии эта цифра составила 330 долларов, в
Азербайджане - 370. Между тем 5 лет назад в 2005 году по среднемесячной
зарплате Армения была на первом месте со 145 долларами, Азербайджан на втором -
125, Грузия - 113. В 2009 году картина, как видим, прямо противоположная.
В Армении 2009 год завершился с инфляцией в 6,5%, прогноз на
2010 год - 7%. Годовая инфляция в Грузии в прошлом году составила 3,0 процента.
Прогноз на текущий год - 6,0 процента. Уровень инфляции в Азербайджане в
прошлом году упал до 1,5%, прогноз на 2010 год - 6%. До этого инфляция
находилась в пределах 3%.
Таким образом, все три экономики стран Южного Кавказа
переместились из зоны с низкой инфляцией в зону со средним уровнем инфляции.
Внешнеторговый оборот Армении в 2009 году составил 4 млрд
доллара, сократившись по сравнению с 2008 годом на 27%. При этом объем экспорта
сократился на 34%, составив 700 млн долларов. Импорт сократился на 25%,
составив 3,3 млрд долларов. Дефицит внешнеторгового баланса составил 2,6 млрд
долларов.
В Грузии в 2009 году внешнеторговый оборот составил 5,513
млрд долларов, что на 29,3% меньше показателя за предыдущий год. Объем экспорта
составил 1,135 млрд долларов США - на 24,1% меньше предыдущего года, а импорт -
4,378 млрд долларов, на 30,6% меньше показателя предыдущего года. За этот же
период отрицательный торговый баланс Грузии сократился на 32,5% - до 3,243 млрд
долларов.
Таким образом, внешнеторговые обороты Армении и Грузии
сократились практически одинаково - на треть, но при этом экспорт Армении упал
сильнее. Наиболее драматические изменения претерпел внешнеторговый оборот
Азербайджана - он уменьшился в 2009 году в 2,6 раза - с 54 млрд до 20,8 млрд
долларов в результате резкого изменения ценовой конъюнктуры на нефтяном рынке.
При этом экспорт уменьшился в 3,2 раза, составив 14,698 млрд долларов, а импорт
уменьшился на 14,6% - до 6,119 млрд. Сальдо внешнеторгового оборота сложилось
положительным в сумме 8,579 млрд долларов.
Для финансирования антикризисных программ Армения и Грузия
активно привлекали внешние заимствования, что привело к резкому увеличению их
внешней задолженности за 2009 год.
Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых
критерия. Первый - на основе сопоставления долга с ВВП, второй - на основе
сопоставления долга с экспортом.
Внешний государственный долг Армении на 1 января 2010 года
составил почти 3 млрд долларов (1121,1 млрд драмов). По сравнению с аналогичным
периодом 2008 года внешний госдолг вырос в абсолютном выражении на 88% и достиг
36% от ВВП. Аналогичный показатель в 2008 году составлял 13,2% ВВП. Таким
образом, внешний долг Армении вырос в 2009 году по сравнению с 2008 годом по
отношению к ВВП более чем в 2,5 раза, причем значительно выросла нельготная
часть долга.
Предполагается, что в 2010 году размер долга достигнет 45%
ВВП и затем начнет снижаться за счет роста ВВП.
Считается, что нынешний размер внешнего госдолга Армении не
создает макроэкономических рисков, так как порогом риска считается 50% ВВП, а
по закону Армении о госдолге он может достичь 60% ВВП. По крайней мере,
международные финансовые организации не сомневаются в платежеспособности
страны. Беспокойство мог бы вызвать показатель отношения долга к экспорту. По
этому показателю границей опасности считается превышение суммы долга по
сравнению с экспортом в 2 раза, а повышенной опасности - в 3 раза. В результате
кризиса госдолг Армении превысил объемы чистого экспорта в 4,5 раза, тогда как
годом ранее этот показатель составлял 1,6 раза. Однако в случае с Арменией к
чистому объему экспорта следует приплюсовать также объемы частных трансфертов,
которые являются по сути доходом от экспорта рабочей силы. С учетом этого можно
считать, что соотношение госдолга к экспорту также находится в норме. Кроме
того, в структуре внешнего госдолга 800 млн долларов обслуживается частным
сектором, т.к. часть антикризисных мероприятий правительства была осуществлена
за счет распределения кредитов, в частности, российского, в частном секторе. То
есть несмотря на то, что эти средства составляют обязательства государства, они
не будут погашаться из бюджета.
По Азербайджану ситуация следующая: объем привлеченных
внешних кредитов за 2009 год увеличился на 14%, в результате чего внешний долг
достиг 3,4 млрд долларов. Соотношение внешнего долга к ВВП составило 8%, а
сумма внешнего долга на душу населения составила 380,3 доллара. Это самый
низкий уровень внешнего долга среди стран Южного Кавказа. При этом в 2009 году
внешний долг составил всего 23% от экспорта, т.е. экспорт пятикратно превысил
размер внешнего долга. В 2008 году это отношение составляло и вовсе 6%, т.е.
экспорт превышал размер госдолга почти в 17 раз.
Стратегические валютные резервы Азербайджана достигли 22
млрд долларов, что в шесть раз превышает внешний долг страны и покрывает сорокамесячный
ненефтяной импорт товаров и услуг.
С другой стороны, кредиты Азербайджана не являются
льготными. Начиная с 2008 года международные финансовые институты не выделяют
Азербайджану льготные кредиты из-за сравнительно высокого показателя ВВП на
душу населения. Пик погашения придется на 2014 год, когда прогнозируется спад в
добыче нефти. Хуже всего обстоят дела с внешним долгом у Грузии. По данным
Нацбанка Грузии, совокупный внешний долг страны в 2009 году вырос на 18,2% и
достиг 8,631 млрд долларов, что составило 80,3% ВВП страны! При этом госдолг
Грузии превышает экспорт свыше 7 раз, что является предельно высоким
показателем. По мнению некоторых грузинских экспертов, подобная ситуация может
привести к тому, что к 2013 году Грузия может оказаться перед реальной угрозой
государственного дефолта. На каждого грузина уже приходится более 2 тыс.
долларов долга. Впрочем, правительство Грузии это не смущает, и только от МВФ
Грузия рассчитывает получить в этом году еще 400 млн долларов.
Можно сказать, что финансовый сектор всех трех стран Южного
Кавказа пострадал меньше всего от кризиса.
Банковская система Армении работала почти в обычном режиме.
Общие активы выросли на 30% и составили 1,35 трлн драмов, а кредитные
инвестиции - на 20%. Банки стали осторожнее работать с физическими лицами -
кредиты им уменьшились на 11%. Объем потребительских кредитов уменьшился на
20%. В целом банковская система закрыла год с прибылью, которая, однако,
оказалась на 45% меньше 2008 года, что было связано также с девальвацией драма
в марте прошлого года. Соотношение кредитных инвестиций к ВВП в Армении
увеличилось до 25%, но произошло это в значительной мере за счет уменьшения
ВВП.
Реакцией населения на кризис стало то, что депозиты
физических лиц в 2009 году в Армении выросли на рекордные 45%, т.е. люди стали
намного меньше тратить, при этом доверие к банковской системе возросло. Для
сравнения - в предыдущем году рост был 18%. Кроме того, кризис резко изменил
валютную структуру вкладов в пользу инвалютных вкладов.
Финансовый сектор Грузии пострадал от кризиса меньше
остальных отраслей экономики, однако банковская система закончила год с
совокупным чистым убытком в 65,3 млн лари (38,4 млн долларов) по сравнению с
чистым убытком в размере 215,7 млн лари годом ранее. Но грузинским банкирам в
каком-то смысле даже повезло - из-за августовских событий 2008 года они вошли в
кризис подготовленными. В ходе этих событий за четыре недели банковская система
Грузии потеряла 13% депозитов, но Национальный банк Грузии не стал вводить
никаких мораториев на снятие депозитов, т.к. это могло бы подорвать доверие к
банковской системе. Ограничения были введены только на интернет-банкинг и
оплату банковскими картами через интернет-сайты. Тогда перед регулятором стояли
две задачи: избежание паники среди населения и обеспечение полноценной работы
банков. Из-за воздушной блокады наличность приходилось завозить через границу
автомашинами, чтобы каждый человек мог в любой момент забрать свой депозит. В
итоге паники удалось избежать. В целом, банковскому сектору была оказана помощь
в размере 853 млн долларов за счет кредитов от стран-доноров. Но регулятору
пришлось провести 17%-ую девальвацию курса лари. Основным антикризисным
мероприятием Нацбанка Грузии стало снижение нормы резервирования с 13% до 5%,
уменьшение норматива ликвидности с 30% до 20% и изменение схемы расчета
адекватности капитала. Жесткое банковское регулирование, в частности,
соотношение объема капитала банков к объему обязательств, также способствовали
тому, что влияние мирового кризиса на банковский сектор в Грузии оказалось
менее болезненными. Доля проблемных кредитов в среднем по системе не превысила
7%. Сказались и малые размеры банковской системы. Доля активов всего
банковского сектора Грузии к ВВП составляет около 40 процентов.
Центральный банк Азербайджана поддерживал финансовую
стабильность путем сохранения стабильного обменного курса за счет интервенций.
Это позволяло снижать инфляцию и избегать негативного воздействия на балансы
банков, а также предотвращало долларизацию. Кроме того, нормативы обязательных
резервов по депозитам были резко снижены с 12 до 0,5%, а ставка
рефинансирования была уменьшена с 15 до 2%.
Центробанк Азербайджана предоставил также почти 1,1 млрд
долларов в виде поддержки ликвидности проблемным банкам. И, наконец,
максимальная сумма страхования депозитов была увеличена в пять раз, что помогло
восстановить доверие к банковской системе. В 2009 году вклады населения в
азербайджанские банки выросли на 23 процента, объем кредитования экономики
страны - на 17 процентов.
Кризис, безусловно, стал моментом истины для экономик всех
стран Южного Кавказа. В целом кризис выявил серьезную уязвимость экономик, а
его фундаментальной причиной стала глобальная несоразмерность между финансовым
и реальным сектором, а также диспропорции внутри самого финансового сектора и в
международной торговле и низкий уровень диверсификации.
Воздействие мирового кризиса на экономику Армении в основном
проявилось в сокращении инвестиционных потоков, снижении трансфертов и резком
сокращении объемов импорта, обусловленном снижением мировых цен на некоторые
рудносырьевые виды товаров. То, что экономика Армении после длительного периода
двузначного роста провалилась в двузначный же спад, говорит о том, что
источники роста были неустойчивы, о чем предупреждали многие экономисты.
Очевидно, что кризис не вне, а внутри Армении, и связан он с созданной в стране
трансфертной моделью экономики. Докризисные экономические успехи Армении
объяснялись отнюдь не эффективными рыночными реформами, а банальной накачкой экономики
трансфертными деньгами из России. А поскольку Россия оказалась одной из
наиболее пострадавших от кризиса стран, кризис, соответственно, по цепочке
перекинулся на Армению. В этом смысле последнее десятилетие можно назвать
десятилетием упущенных возможностей для Армении, т.к. стране не удалось
использовать хотя бы эту благоприятную трансфертную конъюнктуру для создания
конкурентоспособной, диверсифицированной, инновационной экономики. Все это
осталось на уровне деклараций. Наоборот, мы получили неэффективную
олигархическую структуру экономики, которая вполне органично дополнялась
системой "развитого гастарбайтерства".
К сожалению, этот тандем до сих пор никуда не исчез, что
означает, что все связанные с этим риски неустойчивого роста для Армении сохраняются
до сих пор. В частности, наблюдаемый сейчас экономический рост связан с
конъюнктурным повышением цен на металлы и ростом частных трансфертов, т.е.
опять имеем низкое качество роста. В целом перспективы армянской экономики во
многом зависят от того, насколько успешной окажется антимонопольная и
антикоррупционная борьба, насколько удастся улучшить инвестиционный климат для
малого и среднего бизнеса в реальном секторе, насколько удастся уйти от
трансфертной зависимости, насколько успешным окажется процесс импортозамещения
и создания экспортных мощностей на основе реализации сравнительных преимуществ
Армении в различных, в первую очередь инновационных, отраслях экономики. Без
стимулирующей роли государства, без разработки конкретных национальных проектов
в сферах, где Армения имеет сравнительные преимущества, эти задачи решены быть
не могут.
По Азербайджану - главной проблемой является крайне низкий
уровень диверсификации экономики. С учетом того, что производство нефти, скорее
всего, отныне перестанет служить основным источником роста (а по прогнозам МВФ,
нефтяной ВВП в 2010 году вырастет всего лишь на 1,3%), среднесрочные
перспективы азербайджанской экономики в значительной мере зависят от того,
сможет ли ненефтяной экспорт, на долю которого сегодня приходится лишь 5%
общего экспорта, стать основным фактором роста экономики. Рост ненефтяного ВВП
ожидается в 2010 году на уровне 4%. Серьезной проблемой является также
тотальная коррупция в стране.
Что касается Грузии, то международная финансовая помощь рассчитана
до 2010 года, и если правительство не допустит серьезных ошибок, никаких
потрясений в экономике не будет. Здесь главной проблемой является эффективное
направление этих ресурсов в реальный сектор. Грузия и до этого получала
значительные финансовые ресурсы из-за рубежа, которые, однако, мало
способствовали развитию реального сектора экономики. Грузинский парадокс
заключается в том, что несмотря на эффективно проведенные институциональные и
демократические реформы все это до сих пор мало сказалось на уровне жизни
населения и уровне экономического развития. Конечно, серьезным ударом стала
потеря Грузией российского рынка, но страна уже адаптируется и хоть с трудом,
но находит альтернативные рынки и на западе, и на востоке. Что касается
огромного внешнего долга, то скорее всего значительная его часть будет списана.
В целом, очевидно, что 2009 год стал переломным для экономик стран Южного
Кавказа. Если до 2009-го экономики шли примерно в одной упряжке, то кризис
разбросал их по разным орбитам. Конечно, существенный вклад в этот процесс внес
и нефтяной бум в Азербайджане, благодаря которому Азербайджан вышел из кризиса
с наименьшими потерями. С наибольшими потерями вышла Армения.
В 2005 году ВВП на душу населения Армении, Грузии и
Азербайджана были равны. В 2009 году отрыв Азербайджана от Грузии составил 2
раза, а от Армении - 1,8 раза.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.