Среда, 04.12.2024, 08:17
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Октябрь » 31 » Новые развития в отношениях Грузия-Запад
Новые развития в отношениях Грузия-Запад
03:18

Analitika.at.ua. После «революции роз» 2003г. Грузия взяла на себя роль союзника Запада номер один на Южном Кавказе, обретя репутацию островка демократии, государства, проводящего быстрые и успешные реформы в различных сферах государственного строительства. Здесь в первую очередь следует подчеркнуть безоговорочное содействие администрации Буша новым властям Грузии, выражающееся в крупномасштабной экономической, военной и политической помощи. Важным свидетельством сближения отношений США-Грузия является выступление Джорджа Буша в Тбилиси 10 мая 2005г., в котором он назвал Грузию «маяком свободы» для региона и всего мира, подчеркнув, что пример Грузии воодушевил многие другие народы, борющиеся во имя свободы.

 

Пришедшие к власти в Грузии благодаря «революции роз» силы, во главе с Саакашвили, провозгласили главной внешнеполитической целью Грузии по возможности скорейшее вступление в евроатлантические структуры, в первую очередь, в НАТО, направляя на это основные ресурсы страны. Однако охватившее Запад в постреволюционные годы всеобщее воодушевление постепенно уступило место более реалистическим оценкам. Этап переосмысления отношений начался, пожалуй, после событий в Тбилиси в ноябре 2007г., когда власти применили силу в отношении участников мирного митинга оппозиции. Определенная напряженность между сторонами была заметна также после состоявшегося в апреле 2008г. в Бухаресте саммита НАТО, когда Североатлантический альянс решил отложить подписание с Грузией «Программы действий по вступлению в НАТО» (MAP).

 

Однако резкое изменение в отношениях Грузия-Запад было зафиксировано после русско-грузинской войны в августе 2008г. В первую очередь, это нашло отражение в изменении позиций ряда стран в отношении Грузии, которые явно не были воодушевлены перспективой конфронтации с Россией из-за недальновидных действий Саакашвили. Не случайно, что внеочередной саммит Евросоюза, последовавший за августовской войной, отклонил предложение по применению санкций против России, поборниками которого выступили некоторые восточно-европейские и балтийские страны.

 

Администрация Джорджа Буша, в отличие от европейцев, продолжала политику оказания безоговорочного содействия Грузии, проявившуюся в виде решения о предоставлении Грузии финансовой помощи в размере около $1 млрд., а также разработки меморандума стратегического сотрудничества Грузия-США. Меморандум, нацеленный на углубление сотрудничества в ряде сфер, был подписан в Вашингтоне 9 января 2009г., всего за несколько дней до церемонии инаугурации новоизбранного президента США Барака Обамы.

 

Сразу по пришествии к власти администрация Обамы заявила, что намерена осуществить отмеченные в меморандуме действия и продолжить стратегическое сотрудничество в Грузией. Однако действия новых американских властей свидетельствуют, что в отношениях Грузия-США больше нет «теплоты», присущей администрации Буша. В рамках официального визита в Тбилиси (июль 2009г.) вице-президент США Джозеф Байден, выступая в парламенте Грузии, подчеркнул содействие США территориальной целостности Грузии и политике интеграции в евроатлантические структуры, заявив, что грузинские власти должны приложить усилия к выполнению обещаний по демократизации, данных во время «революции роз». Вице-президент США четко заявил, что на пути демократизации Грузии предстоит сделать очень многое – в том числе обеспечить прозрачность деятельности правительства и реальный баланс между исполнительным и законодательным ветвями власти, совершенствовать избирательные процессы, обеспечить полную свободу СМИ и независимость судебной власти, исключить любое внешнее воздействие в этой системе и обеспечивать мирный, конституционный и демократический процесс передачи власти.

 

Это заявление вице-президента заметно отличалось от громкой похвалы, звучавшей в адрес грузинских властей при администрации Буша, и было серьезным предупреждением предводителю «революции роз» о том, что новая американская администрация не удовлетворена ходом демократических реформ в Грузии и ожидает серьезных шагов, направленных на улучшение ситуации.

 

Свидетельством новых оттенков, формируемых в отношениях США-Грузия, была также состоявшаяся 21 сентября 2009г. в Нью-Йорке встреча госсекретаря США Хилари Клинтон с Михаилом Саакашвили. В ходе встречи Клинтон заявила, что проблемы Абхазии и Южной Осетии не имеют краткосрочных решений, и Грузия должна проводить политику «стратегического терпения», предпринимая шаги по улучшению ситуации внутри страны, что в долгосрочной перспективе может стать основой для того, чтобы вызвать заинтересованность Абхазии и Южной Осетии в возвращении в состав Грузии. Вместе с тем Клинтон вновь подчеркнула необходимость углубления демократических реформ, отметив, что хотя Грузия начиная с 2004г. проделала немалый путь в этом направлении, однако большая часть пути еще впереди. Госсекретарь США особо выделила задачи реформирования избирательного кодекса, дополнительной свободы прессы, независимости судебной системы. Власти США ясно намекнули президенту Грузии, что в среднесрочной перспективе сформированный вокруг Абхазии и Южной Осетии статус-кво не изменится, и власти должны сосредоточить свое внимание на проводимых в стране реформах, в которых еще есть серьезные проблемы.

 

Одним из проявлений заметной напряженности в отношениях Грузия-Евросоюз является обнародование 30 сентября 2009г. доклада международной независимой миссии по сбору фактов, занимающейся изучением событий, произошедших в Грузии в 2008г. Миссия была сформирована решением Совета ЕС от 2 декабря 2008г. Ее работы возглавлял швейцарский дипломат, бывший руководитель наблюдательской миссии ООН в Грузии Хайти Тальявини. Очевидно, что заключение миссии крайне важно, в первую очередь, для грузинских властей, которые весь период после русско-грузинской войны прилагали огромные усилия для того, чтобы доказать международному сообществу, что за начало широкомасштабных военных операций ответственна Россия и предпринятые грузинскими вооруженными силами действия носили исключительно характер самообороны. Однако и в этом вопросе власти Грузии были разочарованы.

 

В докладе четко отмечается, что проведение военных операций Грузии в Южной Осетии, начавшиеся поздним вечером 7 августа обстрелом Цхинвали, не могут найти оправданий с точки зрения международного права. Грузия подписала ряд международных договоров, запрещающих применение силы в Южной Осетии, в том числе соглашение, подписанное в 1992г. в Сочи. Даже если предположить, что предпринятые грузинской стороной действия являлись ответом на атаки, осуществленные южноосетинскими группировками против грузинских сел, согласно международному праву, действия Грузии должны были быть адекватными. Однако продолжавшиеся в течение всей ночи обстрелы Цхинвали грузинскими вооруженными силами, в том числе с применением систем «Град», однозначно не могут считаться адекватными действиями. В докладе отмечается, что предпринятые в такой ситуации южноосетинскими силами оборонительные действия соответствуют международному праву в качестве действий, носящих характер самообороны. Действия южноосетинских группировок выходят за рамки международного права только в том случае, если они направлены против этнических грузин, проживающих в Южной Осетии и за пределами ее административных границ.

 

Доклад считает также неприемлемыми с точки зрения международного права действия грузинских вооруженных сил против дислоцированных в Южной Осетии российских миротворцев, поскольку до начала грузинской атаки вооруженного нападения с российской стороны не было. В докладе также отмечается, что миссия по сбору фактов не смогла приобрести факты, доказывающие утверждения грузинской стороны о наличии значительного количества российских вооруженных сил на территории Южной Осетии до начала атаки со стороны Грузии поздним вечером 7 августа. Не приобретены также достаточные доказательства утверждений о том, что российская сторона находилась на пороге инициирования широкомасштабного нападения. Отсутствуют сведения о том, что дислоцированные в Южной Осетии российские миротворцы совершили действия, противоречащие мандату. В докладе отмечается, что применение Грузией силы против российских миротворцев противоречит международному праву.

 

Что касается соответствия предпринятых Россией военных действий международному праву, то этому вопросу в докладе дается дифференцированный ответ. Отмечается, что Россия имела право защищать своих миротворцев от совершенного на них нападения и предпринятые с этой целью действия законны, однако на втором этапе конфликта, когда действия вооруженных сил России вышли за пределы административных границ Южной Осетии, они уже не умещались в рамках законной самообороны и не могут быть оправданы с точки зрения международного права.

 

В опубликованном группой по сбору фактов Евросоюза заключении началом военных операций однозначно называются действия, осуществленные грузинскими вооруженными силами поздним вечером 7 августа против Цхинвали. Опровергается основной пропагандистский аргумент, использованный грузинскими властями в связи с упомянутыми событиями, согласно которому грузинская сторона начала военные операции исключительно в целях самообороны после вторжения в Южную Осетию российских войск.

 

Этот доклад группы по сбору фактов – очередной удар по международному имиджу грузинских властей, и он придаст новую «холодность» отношениям этой страны с Западом.

 

С учетом того, что основной целью проводимой президентом Грузии внешней политики было вступление в евроатлантические структуры, и в первую очередь в НАТО, очевидно, что в сложившихся условиях Грузия будет вынуждена либо в корне пересмотреть основные направления своей внешней политики, либо, по меньшей мере, внести в нее определенные изменения. Однако решение этой задачи для любой страны, в том числе и для Грузии, требует больших ресурсов и времени, а это означает, что, по меньшей мере, в краткосрочной перспективе сохранится нынешняя неопределенность во внешней политике Грузии и вокруг ее перспектив.

 

Последствия формируемой в отношениях Грузия-Запад напряженности дадут о себе знать на всем Южном Кавказе. В последние месяцы во всех публикациях различных западных аналитических центров открыто говорится о резком снижении доверия к Грузии как транзитной стране для энергетических ресурсов. Грузино-российская война показала, что транзит энергоресурсов по территории Грузии может прерваться в любой момент, что вызывает серьезное беспокойство как в европейских, так и в американских политических и энергетических кругах. Очевидно, что в подготовительных работах по новым региональным энергетическим программам, в том числе строительству газопровода «Набукко», Грузия уже потеряла прежний статус надежной транзитной страны. В этом плане определенно возросли шансы Армении выступить в ходе обсуждения различных региональных проектов в качестве надежной транзитной страны – обстоятельство, которое может способствовать повышению роли и значения Армении в регионе.

 

Бениамин Погосян

Источник: noravank.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 821
Календарь новостей
«  Октябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru