Analitika.at.ua. Новость о возвращении турецко-армянских протоколов в
повестку дня Великого Национального Собрания Турции прошла в СМИ
заинтересованных стран без излишнего шума. Также без привлечения излишнего
внимания состоялась серия неофициальных консультаций в рамках Госдепартамента
США, посвященная перспективам возобновления армяно-турецкого переговорного
процесса, перспективы которого пока выглядят туманными. Экспертное сообщество
уже не разделяет былого оптимизма относительно возможного очередного раунда
«футбольной дипломатии» – поэтому на сей раз не исключено, что Еревану и Анкаре
могут быть представлены некие альтернативные предложения. Видимо, не случайно
бывший посол США в Армении Джон Эванс заявил, что в армяно-турецком процессе
следует применять политику «малых шагов».
Возобновление переговорного процесса между Ереваном и Анкарой
является одним из приоритетов американской политики в регионе, так как даёт
дополнительные возможности по комплексному влиянию США на ситуацию. А вот
отношение России к возможному новому раунду «процесса» – достаточно интересный
вопрос. Как известно, в 2009 году Москва приветствовала подписание Цюрихских
протоколов, что было вполне логично в контексте активизировавшегося на тот
момент российско-турецкого диалога и эйфории от «перезагрузки», которая,
казалось, может иметь конкретное региональное измерение в виде слаженной работы
Москвы и Вашингтона на ниве урегулирования армяно-азербайджанских и
армяно-турецких отношений.
Однако за минувшие два года многие иллюзии рассеялись.
Российское посредничество в решении нагорно-карабахского конфликта обернулось
серией неудач, что привело к усилению дипломатической активности Брюсселя и
Вашингтона, которые, несмотря на их многочисленные заявления, вряд ли были
заинтересованы в триумфе посреднической миссии российской дипломатии. События
на Ближнем и Среднем Востоке показали, что Запад решает исключительно свои
задачи, лишь в минимальной степени сообразуясь с мнением партнеров, – скажем, в
случае надобности прикрыть откровенный разбойкакой-нибудь резолюциейСБ ООН.
Аннулирование российско-турецкого газового договора (в части
ежегодных поставок 6 млрд. куб. м природного газа в Турцию по «западному
маршруту» (через Украину, Румынию и Болгарию)), неопределённая ситуация вокруг
«Южного потока» и некоторых других крупных совместных проектов (в частности, в
сфере атомной энергетики) не могли не отрезвить пылких сторонников сближения с
Турцией. США уже подписали соглашение о размещении на турецкой территории
радара ПРО. Региональная политика Анкары при сохраняющейся (исключительно для
внутреннего потребления) антиамериканской риторике (которую вовремя сменила
антиизраильская) обнаруживает все меньше расхождений с долгосрочными планами
Вашингтона по перекройке политического ландшафта «Большого Ближнего Востока».
Турецко-американский диалог, разумеется, может переживать подъемы и спады, но у
него есть прочная основа. Прежде всего –членство Турции в НАТО.Подобной
основы нет и не может быть ни у турецко-иранских, ни у российско-турецких
отношений. Традиционное соперничество Анкары и Тегерана никакие тактические
альянсы отменить не в состоянии, а бизнес-схемы - не альтернатива долгосрочному
военно-политическому союзу. Внутриполитическая борьба в Турции представляется
для американских экспертов делом, скорее, полезным, ибо лояльных, но порою
слишком упрямых генералов сменяют не менее лояльные, но более креативные
«умеренные исламисты», идеи которых легли в основу идеологии ПСР. По мнению
американского военного аналитика, одного из авторов доктрины «Шок и трепет» в
Ираке Харлана Уллмана, «Турция Эрдогана может быть даже более вменяемым
союзником США, чем Турция генералов, многие из которых давно выжили из ума».
Уллман напоминает архитекторам турецкого внешнеполитического курса («ноль
проблем с соседями») о том, что «у Турции и так нестабильное окружение: Иран,
Ирак и, конечно, Россия, с которой не урегулированы проблемы на Чёрном море и
грядёт долгий период взаимных упрёков и обвинений в связи с решением ПСР
разместить у себя элементы американской ПРО».
Усиление позиций Турции на Южном Кавказе (даже в Армении –
например, рост товарооборота с Турцией через третьи страны) рассматривалось
некоторыми российскими экспертами, исходя из «презумпции» незначительной роли
«армянского фактора», которым- де можно пренебречь, занимаясь «оптимизацией
издержек». Эта аргументация намеченной ещё в 90-е годы линии «ухода» России с
Ближнего Востока, Балкан, с Кавказа и из Центральной Азииуже обнаружила свою непригодность, в том
числе по сугубо прагматическим соображениям. В Ливии, Сирии, Иране
экономические проекты крупных российских компаний, если они не подкреплены
политическим влиянием, обернулись либо грозят обернуться миллиардными убытками.
Тесное переплетение внутренних и внешних факторов (среди последних – все чётче
оформляющееся в различных частях света американо-китайское соперничество, влияющих
на события и на Ближнем Востоке, и в Центральной Азии, и на Южном Кавказе, даёт
о себе знать в форме поддержанных извне мятежей, открытой вооруженной агрессии
НАТО (в Ливии), немного видоизменённого (с непосредственным участием Турции),
ещё не завершившегося сценария в Сирии. На Южном Кавказе также ведётся
серьёзная борьба за влияние. Одной из её форм являются, например, поставки
современных видов вооружений государствам, непосредственно вовлеченным в
затяжные этнополитические конфликты. При этом ведущие державы не намерены
ограничивать гонку вооружений в регионе, и риторические напоминания о
необходимости поиска исключительно мирных путей решения спорных вопросов в
значительной степени сводятся на нет практической политикой.
«Армяно-турецкая граница это точка важнейших геополитических
разломов. К указанной границе сходятся несколько важных плоскостей. В связи с
этим, решение парламента Турции вернуть протоколы в повестку дня означает одно
- открыть закрытое направление, ибо игра возобновлена», - говорит бывший
секретарь СНБ Армении Ашот Манучарян. Нормализация армяно-турецких отношений
имеет немаловажное значение с точки зрения как дополнительных путей военного
транзита для стран, стремящихся расширить здесь свои операционные возможности,
так и выстраивания дополнительных элементов системы сдержек и противовесов. В
перспективе это может оказать определенное влияние на российско-армянские
отношения, которые и без того подвергаются серьезным испытаниям на прочность.
То обстоятельство, что часть элитных групп в постсоветских государствахвидит источники своей легитимности, прежде
всего, на Западе, с успехом используется в целях передела постсоветского
пространства,что не может не привести к
крайне негативным последствиям и для России,и для Армении, и не только для них.
Нахождение Армении в системе Организации договора о
коллективной безопасности СНГ (ОДКБ СНГ) дает ей широкие возможности
военно-технического сотрудничества и право на закупку техники по
внутригосударственным ценам в России. Российско-армянское сотрудничество в
военно-технической сфере является взаимовыгодным и постоянно расширяется. По
словам заместителя министра обороны Армении Давида Тонояна, на территории
республики планируется создание ряда сервисных центров и совместных предприятий
по ремонту и техническому обслуживанию вооружений и военной техники. Прежде
всего, это касается бронетанковой техники, средств ПВО, вертолетов российского
производства, автомобилей УАЗ. Обсуждается также вопрос вступления нескольких
предприятий Армении в российско-белорусскую финансово-промышленную группу
«Оборонительные системы».
Значение Армении как важного для России фактора региональной
стабильностиещё больше возрастёт в
связи с возможным усилением давления на РФ по всему периметру её границ и
вероятностью повторного запуска «армяно-турецкого переговорного процесса» в
качестве контригры, вносящей диссонанс в диалог Москвы и Еревана. Если подобная
игра будет иметь успех,можно ожидать
общего ухудшения ситуации с перспективой возобновления боевых действий вокруг
Нагорного Карабаха…Андрей АРЕШЕВ, kavkazoved.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.