Пятница, 29.03.2024, 10:35
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Ноябрь » 29 » О будущем Евросоюза
О будущем Евросоюза
00:05

Analitika.at.ua. В результате осуществленного в 2004г. расширения, в состав Евросоюза, наряду с Кипром и Мальтой, был включен также ряд стран Восточной и Центральной Европы. Было очевидно, что Евросоюз постепенно превращается в серьезный фактор международных отношений и обретает еще большее влияние в различных геополитических процессах. Вместе с тем, как для политологов и аналитиков, так и для высокопоставленных чиновников ЕС было очевидно одно: без серьезных структурных преобразований Евросоюз не может претендовать на преодоление стоящих перед ним вызовов. Целью проекта конституции ЕС было реформирование новообразованного гиганта, и в октябре 2004г. руководители всех 25 государств-членов структуры пришли к согласию по ее основным положениям. Однако в результате референдумов, проведенных в мае 2005г. во Франции, а затем в июне в Нидерландах, эти страны отклонили проект предлагаемой конституции.

 

Шаги по выходу из сложившегося тупика Евросоюз начал предпринимать летом 2007г. Вместо конституции ЕС была выдвинута идея подписания договора, предоставляющего общим структурам ЕС меньшие полномочия. 13 декабря 2007г. в Лиссабоне все 27 государств-членов ЕС подписались под текстом договора. В отличие от конституции, для ратификации которой ряд стран ЕС решил провести референдум, референдум по ратификации Лиссабонского договора был проведен только в Ирландии. Большинство участников голосования, проведенного 12 июня 2008г., высказалось против договора, однако в результате повторного голосования (2 октября 2009г.) Ирландия также ратифицировала Лиссабонский договор. Издержки в вопросе ратификации договора имели также Польша и Чехия, однако после проведенного в Ирландии повторного голосования сначала Варшава, а затем официальная Прага (3 ноября 2009г.) ратифицировали договор, тем самым открыв дорогу для его вступления в силу.

 

Лиссабонский договор предлагает изменения как в процессе принятия решений Евросоюзом, так и в структуре ЕС. Значительные нововведения предусмотрены также во внешнеполитической сфере. Создается должность председателя совета ЕС, который де-факто будет выполнять обязанности председателя ЕС и избираться сроком на два с половиной года. Координация внешней политики ЕС поручается главному комиссару по внешней политике, который де-факто будет выполнять функции министра иностранных дел ЕС. Эти изменения позволят ввести ясность в вопросы разработки, осуществления и координации внешней политики ЕС. Договор значительно расширяет полномочия Европарламента. Это единственный орган Евросоюза, который формируется путем прямого голосования населения. Отныне Европарламент получает право решающего голоса в процессах урегулирования вопросов, связанных со сферами сельского хозяйства, полиции, ратификации международных договоров и пр. Намного больше прав получают также граждане Евросоюза. Согласно договору, Европейская комиссия обязана принимать решения по любой инициативе, в пользу которой выскажется, по меньшей мере, один миллион граждан. Договор также предоставляет любой стране право выхода из состава Евросоюза, хотя детали этого процесса не оговариваются.

 

Важные изменения осуществлены также в механизмах принятия решения Совета Европы, хотя следует отметить, что они начнут применяться с 2014г. Договор в этой сфере предусматривает принцип «двойного большинства». Для принятия решений в их пользу должны проголосовать минимум 55% стран-членов ЕС, которые должны представлять 65% от общей численности населения ЕС. Этот механизм принятия решения дает возможность более эффективно управлять 27 государствами, включенными в ЕС, по возможности избегая тупиковых ситуаций, когда отрицательная позиция хотя бы одной страны может помешать осуществлению актуальных и важных шагов.

 

Ратификация Лиссабонского договора дает Евросоюзу возможность более активно вовлечься в резко меняющиеся геополитические процессы. Международные отношения ныне переживают своеобразный период развития. В период, последовавший после Второй мировой войны, международные отношения формировались в рамках логики двуполярного мира, в которой лидером одного полюса были Соединенные Штаты Америки, а другого – Советский Союз. Распад социалистической системы и СССР в начале 1990-х гг. создал соответствующие условия для утверждения на международном уровне доминирования США. Официальный Вашингтон, обретя статус единственной мировой сверхдержавы, около 15 лет действовал в мире практически без конкурентов, диктуя свою волю другим представителям международной системы. Однако эта ситуация начала постепенно меняться, и сегодня мы являемся свидетелями процесса, который образно можно назвать «Подъемом других». В военном плане Соединенные Штаты сохраняют доминирующие позиции, однако в других сферах (экономика, культура, социальные отношения) центр тяжести постепенно отдаляется от США. Формируются новые полюса влияния (Китай, Индия, Россия, Бразилия), которые постепенно все четче высказываются о необходимости изменения нынешней системы однополярного мира. Этот процесс находит свое отражение также во влиятельных международных организациях. Не случайно, что саммиты, направленные на преодоление мирового экономического кризиса, проводятся не в формате «Большой семерки» или «восьмерки», а в формате «Большой двадцатки». Постепенно усиливающиеся организации требуют новых полномочий в таких международных экономических организациях, каковыми являются Всемирный банк и Международных валютный фонд.

 

В таких условиях завершение процесса ратификации Лиссабонского договора дает возможность Евросоюзу активно вовлечься в протекающие ныне геополитические процессы и стать одним из важных центров формируемого многополярного мира. Евросоюз, имеющий около 490 млн. населения, более 4 млн. 300 тыс. квадратных метров территории и ВВП в размере $14 трлн., может предъявить серьезные притязания на то, чтобы занять весьма влиятельное место в формируемой международной системе. Общий ВВП всех 27 государств-членов ЕС приблизительно равен ВВП США, а численность населения примерно на двести миллионов превосходит численность населения США. В то же время, в отличие от других формируемых сегодня геополитических центров, в странах Евросоюз в основном нет глубоких религиозных и межэтнических противоречий: большинство населения ЕС является носителем общей системы ценностей. Все эти факторы еще более увеличивают возможности ЕС занять в глобальном масштабе лидирующие позиции.

 

Однако перед ЕС также стоит ряд задач, только после решения которых он по праву сможет стать влиятельным актором в международных отношениях. Несмотря на ратификацию Лиссабонского договора, пока еще существует разделение между так называемой старой и новой Европой в связи с отношениями с США. Вступившие в ЕС в 2004г. государства Центральной и Восточной Европы и страны Балтики имеют с США гораздо более тесные отношения, что особенно проявилось во время американского вторжения в Ирак. Не случайно, что термин «Старая Европа» пустил в оборот экс-министр обороны США Дональд Рамсфельд, обвинив, в первую очередь, Германию и Францию, а после марта 2004г. также Испанию в антиамериканизме и медлительности в условиях быстро меняющейся обстановки.

 

В самом Евросоюзе есть также серьезные разногласия в вопросе будущего отношений с Россией. Здесь также позиции старых и новых членов ЕС разнятся, что особенно ярко проявилось во время русско-грузинской войны 2008г. Если президент Франции Николя Саркози прибыл в Москву, чтобы обсудить с Дмитрием Медведевым условия возможного прекращения огня, то президент Польши Лев Качински в тот же день отправился в Тбилиси, выразив содействие Михаилу Саакашвили и серьезно раскритиковав Россию. Члены ЕС государства Центральной и Восточной Европы вместе со странами Балтики после русско-грузинской войны требовали от ЕС применить санкции против России. Последним свидетельством жесткой позиции в отношении России было выступление министра иностранных дел Польши Радека Сикорски в вашингтонском Центре стратегических и международных отношений в начале ноября, в котором он заявил о необходимости размещения американских войск на территории Польши с целью защиты от возможной агрессии России, подчеркнув, что в годы Холодной войны Федеративную Республику Германия от вторжения гарантировало не членство этой страны в НАТО, а факт присутствия трехсот тысяч американских войск. Министр иностранных дел Польши выразил озабоченность также по поводу прошедших недавно на территории Беларуси российско-белорусских совместных учений, в ходе которых, как отметил Сикорски, были опробованы сценарии вторжения в Польшу.

 

В свою очередь, официальная Москва довольно жестко ответила на эти заявления Сикорского. Пресс-секретарь министерства иностранных дел РФ отметил, что Польша до сих пор мыслит критериями Холодной войны, а российские аналитики подчеркивают, что дислокация американских войск на территории Польши нарушит данные Россией Соединенным Штатам гарантии, согласно которым, широкомасштабные американские силы не должны размещаться на территории новых стран-членов НАТО, входящих ранее в Варшавский договор.

 

Позиция вышеупомянутых стран в отношении России, равно как и относительно сближения отношений с США почти полностью совпадают с точкой зрения Великобритании. Следует констатировать, что во многих внешнеполитических вопросах, представляющих важность для ЕС, официальные точки зрения Лондона отличаются от позиций других «тяжеловесов» ЕС – Франции и Германии, и намного ближе позициям США. Разногласия между Великобританией, Францией и Германией зачастую становятся серьезным препятствием на пути формирования единых подходов Евросоюза в важнейших внешнеполитических вопросах. Великобритания имеет особое представление также о роли и значении ЕС, утверждая, что организация в основном должна ограничиваться задачами экономической интеграции, выступая на мировой арене, прежде всего как единая экономическая, а не политическая единица.

 

Своеобразным решением этой проблемы может стать избрание экс-премьера Великобритании Тони Блэра на должность председателя Совета Евросоюза. Блэр может способствовать урегулированию существующих ныне между Великобританией и континентальной Европой проблем, а также сыграть положительную роль в отношениях США-Евросоюз. В настоящее время Блэр является основным кандидатом на эту должность, хотя некоторые европейские государства считают, что его вступление на должность де-факто президента ЕС может поставить под угрозу независимость ЕС во внешнеполитических вопросах из-за чрезвычайно тесных отношений Великобритании с США.

 

Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, ратификация Лиссабонского договора является существенным шагом на пути превращения Евросоюза во влиятельный фактор на международной арене, который в долгосрочной перспективе существенно скажется на глобальных геополитических процессах. Несмотря на некоторые разногласия с официальным Вашингтоном, Евросоюз с США являются столпами западной цивилизации и системы ценностей, и их постепенное усиление может замедлить процесс перемещения мировых центров силы с Запада на Восток, в Азию.

 

Бениамин Погосян

Источник: noravank.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1123
Календарь новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru