Главная » 2010»Июнь»22 » О целесообразности признания Арменией независимости Нагорно-Карабахской Республики
О целесообразности признания Арменией независимости Нагорно-Карабахской Республики
00:11
Analitika.at.ua. Не вызывает сомнений, что для армянских государств
главнымвопросом в урегулировании
Карабахского конфликта на современном этапе является признание мировым
сообществом независимости Нагорно-Карабахской республики – Республики Арцах.
Этот вопрос, безусловно, является главным исамым общим по отношению ко всем другим вопросам урегулирования, таким,
как возвращение беженцев, снятие блокады, установление нормальных дипломатических
и деловых отношений, уточнение границ и т.д. В отношении самой Армении к
вопросу признания независимости НКР возможны три основных варианта:
1. Армения первой признает независимость НКР.
2. Армения признает НКР после того, как это сделает какое-либо
ведущее мировое государство.
3. Армения признает НКР после того, как это сделает
Азербайджан.
По-нашему мнению, наиболее целесообразным в настоящеевремя является первый вариант, то есть
признание Арменией независимости НКР. Не дожидаясь, когда это сделают другие
государства. Для такого мнения имеется много причин, наиболее значимыми из
которых можно отнести следующие.
Прежде всего, следует отметить, что последовательный
правовой подход в данном вопросе неизбежно и однозначно приводит к
необходимости незамедлительного и безусловногопризнания Арменией независимости НКР. В любом другом случае правовая
позиция Армении в международных организациях и в переговорах, которые ведет
Армения, утрачивают принципиальность и последовательность. Переговоры по урегулированию
частных вопросов без предварительного решения главного и самого общего вопроса,
серьезно затрудняет позиции. Ведь хорошо известно, что тот, кто берется в
политике за частные вопросы без предварительного решения общих,неминуемо будет на каждом шагунатыкаться на эти нерешенные общие вопросы,
что, в свою очередь, неизбежно обречет такую политику на шатания и
беспринципность. В значительной степени, именно потому, что Армения до сих пор
не признала независимость НКР, Азербайджану удалось навязать Армении и
посредникам урегулирование этого вопроса в форме базарного политического торга,
а не на основании правового подхода к проблеме.
Еще одним аргументом за незамедлительное признание Арменией
государственной независимости НКР является то, что вряд ли какое-либо
государство в мире признает НКР до того, как это сделает Армения. Признание
независимости НКР до Армении рассматривается большинством государств как
политический нонсенс. Так, российские политики на вопрос: почему Россия
признала независимость Абхазии и Южной Осетии, но не признала независимость
НКР? – вполне резонно обращают внимание на то, что и сама Армения тоже еще не
признала независимость НКР. Кроме того, отказ Армении первой признать НКР
расценивается мировым сообществом, в том числе, и как неуверенность Армении в
правовом обосновании такого признания.
Следует такжеотметить, что отказываясь признать независимость НКР, Армения невольно
дает понять Азербайджану и мировому сообществу, что в этом вопросе возможны
компромиссы. Именно так это понимают как Азербайджан, так и некоторые, если не
всегосударства, вовлеченные в
переговоры по урегулированию Карабахского конфликта. Так, например, по мнению
бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Мэтью Брайзы, если Армения
признает независимость Карабаха, то она не оставит места для переговоров.
Яснее, кажется, сказать нельзя.
При решениивопроса о
возможности и целесообразности признания Арменией независимостиНКР, важно учитывать и то, чтомеждународное право не рассматривает декларацию
о независимости и, следовательно, такая декларация не может быть в противоречии
с международным правом. Согласно действующим международным нормам,провозглашение независимости НКР не нуждается
вакте признания со стороны других
государств, и для этого нет никаких правовых препятствий.
Важно также принять во внимание, что затягивание с
признанием независимости НКР явилось одной из основных причин вытеснения
Степанакерта из переговорного процесса и навязывания переговоров Армении вместо
НКР. Это что дало Азербайджану возможность занять очень выгодную позицию,
представив Армению как«агрессора,
претендующего на захват части его территории» и протаскивать подобные резолюции
в различных международных организациях. Мол, жили дружно в Карабахе армяне и
азербайджанцы, а коварные спецслужбы соседней Армении спровоцировали конфликт с
целью «захвата азербайджанской территории». И вот, в результате «миролюбивый и
толерантный» Азербайджан вынужден вести переговоры, чтобы «образумить
агрессивную Армению». Причем, при таком подходе Баку к переговорам с Ереваном,
о признании Азербайджаном независимости НКР не может быть и речи.
Что же препятствует Армении признать независимостьНКР? Для обоснования этого обычно приводят
следующие аргументы.
– в процессе переговоров Армения убедит Азербайджан признать
независимость НКР, что и послужит основанием для такого признания со стороны
других государств и будет служить основой для мира в регионе;
– признание Арменией независимости НКР повредит ведущимся с
Азербайджаном переговорам, и вызовет с его стороны непредсказуемую реакцию;
процесс урегулирования примет более конфронтационный характер. Армении следует
признать независимостьНКР только тогда,
когда переговоры Армении с Азербайджаном зайдут в тупик.
– Имеющиеся отношения между Арменией и НКР фактически
свидетельствуют о признании независимости НКР со стороны Армении, поэтому нет
необходимости в принятии какого-либо дополнительного правового акта.
Ни один из этих аргументов не выдерживаетникакой критики.
Довод о том, что в процессе переговоров Армении удастся
уговорить (заставить) Азербайджан признать независимость НКР, могут выдвигать
только очень большие оптимисты, которые не видят, не знают и не понимают
реальной ситуации. Практические действия азербайджанского руководства не
оставляют никаких сомнений в том, что в обозримой перспективе на признание
Азербайджаном независимости НКР не приходится рассчитывать.
Задержкав признании
Арменией независимости НКР и, как следствие этого, представление Армении как
стороны в переговорном процессе по Карабаху, ничего не дает Армении и крайне
выгодно Азербайджану. Это дает возможность азербайджанской пропаганде искажать
суть конфликта и протаскивать выгодные для себя резолюции в международных
организациях. Отказ Армении признать независимость НКР не смягчает, а резко
ужесточает позицию Азербайджана и дает возможность посредникам вести разговоры
о достижении компромисса, хотя ни о какомкомпромиссе при выполнении императивных норм международного права и речи
быть не может.
Еще разповторим:
международное право не требует признания акта провозглашения независимости со
стороны других государств. Однако признание Арменией независимости НКР позволит
существенноусилить правовые позиции
армянскихгосударств в международных
организациях по вопросу урегулирования Карабахского конфликта.
Аргументо том, что
Армении не надо юридически признавать независимость НКР, таккак она уже«по умолчанию», своими практическими действиями признала НКР, установив
с этой республикой отношения в разных сферах, также нельзя считать
обоснованным. Признавая независимость НКР путем конклюдентных действий, то есть
без акта юридического признания, Армения лишается всех указанных преимуществ,
которые бы ей дало официальное признание независимости НКР.
Надотакже пояснить,
для чего вообще надо признание независимости НКР со стороны других государств,
кроме Армении, если по международным нормам это не требуется? Признание НКР
мировым содружеством предпочтительнее сохранения существующего статус-кво по ряду
причин, главными из которых является то, что в случае признания НКР будет
значительно уменьшена вероятность военной агрессии со стороны Азербайджана.
Признание также даст возможность полноценного участия Республики Арцах в
экономической и политической жизни мирового содружества, и республика будет
развиваться динамичнее. Но если признание независимости НКР другими
государствами, как говорится, «терпит», то дальнейшее откладываниепринятие этого правового акта Армениейочевидно противоречит интересам армянских
государств.
Возможно, что признание Арменией независимостиНКР должно быть скоординированос подачей Арменией ряда правовых исков против
Азербайджана в Международныйсуд ООН в
Гааге и в Конституционныйсуд России,
которая является правопреемником и правопродолжателем СССР.Основанием для этих правовых исков является
грубое и вызывающее нарушение Азербайджаном международных императивных правовых
норм и закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной
республики из СССР» в части включения территории НКР в состав азербайджанского
государства.
Из сказанного следует, что Армении целесообразно
незамедлительнопризнать независимость
Нагорно-Карабахской республики – Республики Арцах по тем же основаниям, по
которым приняла решение Россия, признавая независимостьАбхазии и Южной Осетии, а именно:
«Учитывая свободное волеизъявление народа...,
руководствуясьположениями Устава ООН,
декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом
СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами».
В интересахармянских
государств, чтобы признаниеАрменией
независимости НКР произошлокак можно
раньше.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.