Analitika.at.ua. 16 октября президент Армении Серж Саргсян выступил в
городе Горисе с речью перед журналистами армянской диаспоры. Армянский
президент, в частности, заявил, что «...в Азербайджане очевидно распространение
антиармянского фашизма, которое осуществляется планомерно и на самом высоком
уровне... Речь не просто об отдельных горячих головах или страдающих
национализмом больных, которых можно было бы игнорировать, а о государственной
идеологии...».
20 октября президент Азербайджана Ильхам Алиев на заседании
Кабинета Министров, выдвинул ответное обвинение, заявив, что: «Совершенные на оккупированных
территориях преступления демонстрируют ... лицо армянского фашизма».
В связи с этим возникают вопросы: является ли заявление
армянского президента С.Саргсяна обоснованным и насколько обоснованным является
ответное обвинение президента И.Алиева?
Для ответа на эти вопросы, прежде всего, необходимо
разъяснить термины «фашизм» и «фашистская идеология».Обсуждение сути этих терминов не просто
актуально, но и необходимо для правильной оценки политической позиции, как
некоторых государств, так и отдельных политических деятелей.Некоторые политики панически боятся дискуссий
о фашизме. Так, например, одиозный депутат ГД РФ В.Илюхин, отвечая на критику
своего интервью азербайджанскому агентству, заявил на официальном сайте КПРФ
следующее:«...берет оторопь, когда... утверждают, что азербайджанский,
бакинский режим исповедует откровенно фашистскую идеологию гитлеровского
толка... Как можно так легко бросаться такими словами! Господа, остановитесь,
опомнитесь. Вы опять подливаете масла в огонь большого межнационального
конфликта».
В данном случае российский парламентарий в очередной раз
продемонстрировал свою удивительную способность не понимать,что к чему, и с истинно «илюхинской» логикой
поставил вопрос с ног на голову. Оказывается, что подливают масло в огонь
большого межнационального конфликта не провокационное интервью самого
В.Илюхина, содержащее откровенно лживую антиармянскую пропаганду, и не его
запоздалые призывы подавить национально-освободительную борьбу армянского
народа штыками дивизии ВДВ, а политическая квалификация идеологии бакинского
режима. Основанная, кстати, на определении фашизма, принятого в ГД РФ. С этими
удивительными заявлениями удивительного российского парламентария согласиться
нельзя.Именно запрет на разъяснение
сущности современного фашизма, но никак неоткрытое обсуждение применимости этого термина к политическим режимам
отдельных государств, может привести к обострению многих межнациональных
конфликтов.
Термин «фашизм» впервые появился в советских СМИ в двадцатых
годах прошлого века для обозначения идеологии сторонников Муссолини в Италии,
называвших себя «фашистами».С 1933 года
в СССР, а затем и в России термин «фашизм» использовался советскими ироссийскими пропагандистами по отношению,
прежде всего, к гитлеровскому режиму в Германии, который исповедовал идеологию
национал-социализма (сокращенно нацизма), сочетающую в себе элементы собственно
фашизма,расизма и антисемитизма.Применениетермина «фашизм» по отношению к гитлеровскому режиму в Германиибыло не совсем точным, но прочно закрепилось
в советской, а затем и в российской политической традиции.
Что же понималось под этим термином? Классическим
определением фашизмаявляетсяопределение, озвученное Георгием Димитровым
на VII Конгрессе Коминтерна, влючающее следующие положения: «Фашизм — это
открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее
шовинистических, наиболее империалистических элементов… Фашизм во внешней
политике — это шовинизм в самой грубейшей форме, культивирующий зоологическую
ненависть против других народов».
В СССР под фашизмом понималась форма тоталитаризма, открыто
террористическая диктатура, уничтожающая демократические права и свободы,
опирающаяся на прямое насилие, шовинизм и расизм, на переходящую в геноцид
ненависть по отношению к «чуждым» национальным группам.
В послесоветской России следующее определение фашизма,
данное специалистами РАН, было принято в качестве рабочего Комитетом Госдумы РФ
по делам общественных объединений и общественных организаций:
«Фашизм — идеология и практика, утверждающая превосходство и
исключительность определенной нации или расы и направленная на разжигание
национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении других
народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и
террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия,
оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем».
Практически все положения этой дефиниции полностью
соответствуют политике бакинского режима по отношению к армянскому народу
вообще, и в Карабахском конфликте, в частности, и каждое из них может быть
подтверждено множеством фактов, что и подтверждает обоснованность заявления
президента С. Саргсяна о распространении правящим режимом вБаку антиармянского фашизма.
Никаких внятных (да и невнятных) возражений по поводу квалификации
бакинского режима как фашистского высказано не было. Никто аргументированно не
показал, какая часть приведенного определения и почему не может быть применена
к бакинскому режиму. Понимая всю опасность для международного имиджа
Азербайджана квалификации бакинского режима как фашистского,президент И.Алиев немедленно выдвинул
ответные обвинения в «армянском фашизме». Говоря, в качестве обоснования,о якобы имевших место «преступлениях» на
«оккупированных территориях», И.Алиев умолчал об истиннофашистских зверствах и преступлениях
бакинского режима по отношению к мирному армянскому населению Республики Арцах
и Азербайджанской республики; например, о погромах стариков, женщин и детей
потерявшими человеческий облик бандитами, о беспределе собранных со всего мира
наемников бакинского режима, об азербайджанских самолетах, бомбивших дома
мирных жителей и т.д.
Бездумно повторяя то, что ему пишут малограмотные помощники,
президент И.Алиев не понял, что употребляя термин «армянский фашизм», он лишний
раз подтвердил слова президента С.Саргсяна о распространении бакинским режимом
антиармянского фашизма, которое осуществляется планомерно и на самом высоком
уровне. Действительно, если президент С.Саргсян говорил о распространении
фашизма в Азербайджане на правительственном уровне и не обвинял в этом
азербайджанский народ, то президент И.Алиев обвинил в неких «преступлениях»
весь армянский народ, приписывая ему «армянский фашизм», что полностью
соответствует истинно фашистской идеологии, демонизирующей целые народы.
Упомянутое определение фашизма, данное специалистами РАН,
было также приведено в отзыве на интервью одиозного депутата ГД РФ В.Илюхина
азербайджанскому агентству. Отвечая на критику в свой адрес, даже В.Илюхинпонял, что если он не попытается опровергнуть,
что бакинский режим является фашистским, то сам В.Илюхин предстает в роли
пособникаэтого режима как типичный
красно-коричневый деятель. Но все интеллектуальные потуги В.Илюхиназакончились только истерическим испуганным
визгом: «...остановитесь, опомнитесь». Маловато для заслуженного юриста РФ,
доктора наук,профессора, и довольно
убедительно показывает, как и все остальные его заявления и уровень, на котором
он ведет дискуссию, чего стоят его многочисленные регалии.
Поясним, что под термином «красно-коричневые» в современной
России подразумевается объединение коммунистической и фашистской идеологий
(символ коммунистов — красный цвет, символ фашистов — коричневый цвет).
Конечно, между настоящими коммунистами и фашистами такой альянс невозможен по многим
идеологическим причинам, одной из которых является то, что коммунисты
исповедуют интернационализм, а фашисты его категорическиотвергают. Тем не менее, многие аналитики
отмечают, что альянсмежду частью
коммунистов и фашистов существует, и не просто существует, а является важнейшим
политическим фактором сегодняшней России. Это свидетельствуето фактическом переходе части российских
коммунистов на позиции принципиально враждебной идеалам коммунизма фашистской идеологии.
Из изложенного следует, что заявление президента С.Саргсяна
о том, что в Азербайджане очевидно распространение антиармянского фашизма,
которое осуществляется планомерно и на самом высоком уровне, полностью
соответствует определению фашизма и вполне обоснованно, чего никак нельзя сказать
об ответных обвинениях президента И.Алиева.
Бакинский режим должен, наконец, понять, что армянский народ
проливал свою кровь в течение пяти лет жестокой войны с гитлеровским режимом
ради свободы и независимости, а не ради того, чтобы заменить господство
Гитлеров господством Алиевых, как бы этого ни хотелось современным фашистам и
их пособникам. Борис ОГАНОВ. voskanapat.info
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.