Пятница, 29.03.2024, 07:07
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июль » 11 » О какой "оккупации" Карабаха идет речь?
О какой "оккупации" Карабаха идет речь?
00:36

Analitika.at.ua. Бакинские татары и их господа – турки Стамбула, периодически говорят о якобы оккупации (occupation) Республикой Армения части территории Азербайджанской Республики. Однозначно безосновательное утверждение. Для подобного утверждения нужны основания. Одно из оснований – наличие титула, закрепленного по международному праву на спорной территории.  То есть для того, чтобы какая-либо часть территории Азербайджана считалась кем-то оккупированной, необходимо, чтобы у Азербайджана был международный документ, на который он мог бы сослаться, и по которому на так называемой оккупированной территории был бы признан титул Азербайджанской Республики. Это основополагающее положение международного права, поскольку есть четкий международный закон: принадлежность любой территории какому-либо государству обусловлено титулом, закрепленным международным законным документом, и суверенитетом (sovereignty), установленным на данной территории.

 

Вкратце обратимся к вопросу титула территории Нагорного Карабаха за последние несколько сот лет. По Амасийскому турецко-персидскому договору 1555 года на территории Нагорного Карабаха международно был закреплен титул Персии. В начале XIX века восточная часть Южного Кавказа отошла Российской империи, в соответствии с этим, по Гюлистанскому договору 1813 года, на территории Нагорного Карабаха  закрепился титул России. Бесспорно, что в 1813-1918 гг. на территории Карабаха (я имею в виду и Нагорный, и Равнинный Карабах) безоговорочно был установлен титул и суверенитет Российской империи. После падения Российской империи вследствие  большевистского переворота (1917г.) на Южном Кавказе хотя и образовалась зыбкая политическая ситуация, однако до января 1920г. с точки зрения международного права и титула территории ситуация оставалась предельно четкой, поскольку до января 1920г. международное сообщество отказывалось признавать три новых государства на Южном Кавказе, следовательно, продолжало признавать титул Российской империи. Лишь в январе 1920г. Парижский мирный конгресс, в лице стран Верховного совета (Supreme Council of the Paris Peace Conference) – Великобритании, Франции и Италии, признал независимость стран Южного Кавказа. По сути, до того, с мая 1918г. по январь 1920г., республики Грузия, Армения и Азербайджан, говоря современным языком, были всего лишь самопровозглашенными республиками. Важно подчеркнуть, что признание Парижского конгресса содержало четкое предусловие: в дальнейшем границы стран Южного Кавказа должны быть определены Парижским конгрессом. Здесь необходимо подчеркнуть, что после провозглашения Республики Армения и Азербайджанской Республики (май 1918г.) до их признания (январь 1920г.) титул Азербайджанской Республики не только не был признан на территории Нагорного Карабаха, но Азербайджанская Республика никогда не осуществляла полноценного контроля (effective control) в Нагорном Карабахе.  Более того, Карабах гораздо эффективнее контролировался на месте сформированными армянскими властями и силами.

 

Уже через месяц после признания со стороны Парижского конгресса, 24 февраля 1920г., Комиссия Конгресса по определению границ Армении (Commission for the Delimitation of the Boundaries of Armenia) с участием представителей Великобритании, Франции, Италии и Японии, уже от имении Совета Лиги Наций, в совместном докладе уточнила принцип делимитации (delimitation) границ на Южном Кавказе. А именно: границы между Арменией и Грузией, Арменией и Азербайджаном должны были быть обозначены «учитывая, в качестве принципа, этнографические данные» (taking into, in principle, of ethnographical data). Кстати, погромы в Шуши в марте 1920г. во многом были обусловлены этим решением: кавказские татары попытались по-турецки изменить демографическую картину в Нагорном Карабахе. Однако этому решению не суждено было осуществиться, поскольку уже с апреля 1920г. Азербайджан, а с декабря 1920г. Армения были оккупированы 11-ой армией большевиков, и указанные государства прекратили свое существование. Дальнейшие события более известны: новые советские власти партийным решением провели административное перераспределение, и значительные армянонаселенные территории, которые в случае применения принципа Парижского конгресса, бесспорно, должны были принадлежать Армении, были отданы в административное подчинение Баку. Естественно, что о международно закрепленном статусе и речи быть не может. Ни одно партийное решение не может создавать правового последствия в международном праве и закреплять титул на какой-либо территории. Прежде независимые республики - Грузия, Армения и Азербайджан - с 1920/21гг. до 1924г. имели статус оккупированных стран. В дальнейшем (с февраля 1924г.), вследствие признания Советского Союза была признана аннексия (annexation) этих территорий. В соответствии с этим, с 1924г. на всем Южном Кавказе, включая Нагорный Карабах, безоговорочно был признан титул и суверенитет Советского Союза.

 

В 1991г., когда Азербайджан провозгласил себя независимым от Советского Союза,  Нагорный Карабах уже фактически был независимым. То есть после повторного обретения независимости Азербайджанская Республика ни одного дня не осуществляла полноценного контроля (effective control) на территории Нагорно-Карабахской Республики. Более того, 18 октября 1991г. по Конституционному акту о восстановлении государственной независимости новонезависимый Азербайджан, объявив себя прямым правопреемником Первой Азербайджанской Республики (1918-1920гг.), по сути, документально объявил недействительной даже ту административную связь, которая существовала между Азербайджанской Советской Социалистической Республикой и Нагорно-Карабахской Автономной Областью.

 

То есть если после распада СССР на большей части территорий бывших советских социалистических республик образовалось по одной независимой стране, то на территории административной единицы СССР под названием «Азербайджанская Советская Социалистическая Республика» образовалось два государства – Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика. Азербайджанская Республика, попирая обязательство уважать право на самоопределение, взятое на себя по Уставу ООН, развязала беспощадную войну против молодого независимого соседа и потерпела позорное поражение.

 

Кстати, 16 декабря 1991г. в Брюсселе министры иностранных дел стран Европейского Сообщества (ныне – Европейского Союза) в «Декларации о критериях признания новых  государств в Восточной Европе и на территории Советского Союза» обусловили уважение к «неприкосновенности всех границ» уважением «власти закона, демократии и прав человека», а также «гарантией прав этнических, национальных групп и меньшинств». Ни одно из этих условий не было выполнено азербайджанским государством.

 

Следовательно, когда наши соседи говорят об «оккупации», то пусть будут любезны отметить, на каком этапе истории Азербайджанская Республика осуществляла полноценный контроль (effective control) Нагорного Карабаха, и по какому международному документу на территории Нагорного Карабаха был признан титул Азербайджанской Республики. Если такой ситуации не было, и такого документа нет, а таковых явно нет, то о какой «оккупации» идет речь?

 

Ара Папян, руководитель центра «Модус вивенди»

Источник: ARMENIA Today

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 853
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru