Analitika.at.ua. Если вдуматься, случайность, по крайней мере на театре,
есть отражение закономерности. Продлившийся две недели Ереванский Международный
Шекспировский фестиваль оказался голографическим срезом, позволяющим еще раз
разобраться, куда идет театр вообще и армянский театр в частности.
Первая приятная случайность – случайность ли? - выявилась
сразу по завершении фестиваля. И заключалась она в том, что в программе нашего
Шекспировского практически не оказалось всячины, а все как бы со смыслом и не
ниже планки. Ведь ни для кого не секрет, что программа наших фестивалей
составляется по принципу: пара-тройка деликатесных блюд, а дальше - как
получится. Если проще – на что хватит денег. Еще совсем просто – кто не
попросит за приезд гонорара.
Деликатесным блюдом нынешнего Шекспировского, как и
предполагалась, стал совместный проект Московского международного театрального
фестиваля им. Чехова и лондонского театра "Чик Бай Джоул"
"Двенадцатая ночь" в постановке культового британского режиссера
Деклана Доннеллана, о которой уже много говорилось. Посему, еще раз
поблагодарив создателей спектакля за доставленное удовольствие, обратим свой
взор к "простым смертным".
Взять хотя бы "Гамлета" из Туркмении. Народный артист
Туркменистана Анна Меле приезжал в Ереван дважды, в моноспектаклях показывался
актером крепким, но с избытком национального колорита. На сей раз вышло
по-другому. Видимо потому, что спектакль принадлежал авторству режиссера
Овлякули Ходжакули, который на родине считается чуть ли не диссидентом и,
скорее всего, в том числе и потому много и успешно ставит в Европе. Вот и
спектакль оказался вроде бы простой, как песня акына, но с наличием новейших
европейских тенденций.
Начнем с того, что был он интерактивный. На сцену вышел
режиссер, сразу затмивший актера эксцентрической наружностью – прическа а-ля
Джимми Хендрикс, пирсинг по всему лицу – и предложил поиграть в Гамлета. Мол,
пришел Фортинбрас, увидел гору трупов и решил выяснить, что здесь произошло. Кроме
самого Гамлета в лице Анна Меле, остальные действующие лица были извлечены
прямо из зала. Прямо на сцене режиссер заставлял их подавать реплики и ставил
мизансцены – с песнями и танцами. И хотя некоторые сочли спектакль воздушным
шариком, таким же, как и те, что являлись основой сценического оформления и
лопались после гибели очередного персонажа, не отдать должное яркой
импровизационности, рожденной улыбающимся воображением туркменского режиссера,
невозможно. Тем более с учетом того, с каким воодушевлением включались в
действо актеры на час.
Был в программе фестиваля еще один Гамлет, рожденный
улыбающимся воображением. Тут, правда, улыбка была саркастическая, но на
редкость обаятельная. Молодой режиссер Грузинского национального театра им. Ш
Руставели Леван Хвичиа назвал свой спектакль "Гамлет. com. Х" и
поставил его так, что даже самый строгий зритель не мог сдержать хохота, не то
чтобы упрекнуть в кощунственном отношении к величайшему драматургу всех времен
и народов. "Гамлет. com. Х" - это пародия. Не на великую пьесу, а на
нас с вами, апологетов минимализма чувств и мыслей. Она собрана из
многочисленных цитат из голливудских блокбастеров, журнальных комиксов и
компьютерных игр: с Горацио афроамериканцем, с Офелией в узнаваемом парике и
коллекцией разнообразных презервативов – хеллоу, Красотка Джулия Робертс, с
десятками дурашливых, но невероятно театральных и веселых придумок. Надо
отметить, с каким вкусом при этом "наложены швы" - ни единого
скатывания в дешевку. Надо отметить, с каким блеском включаются молодые
руставелиевцы в борьбу комиксных страстей. Надо отметить, что даже в такую
саркастическую историю молодой режиссер сумел внести неожиданный финал, острый
и горький – во все времена и у всех народов Клавдий бессмертен. Несчастный
Гамлет колет его шпагой, травит ядом, наконец, расстреливает его из ковбойского
кольта с последним контрольным выстрелом, а эта квинтэссенция подлости и
вероломства падает, чтобы снова встать бодрячком… Грузины воочию показали, как
важно, когда в вещи, создаваемой, вроде бы для смеха, присутствуют мысль, такт
и вкус. Ну и, конечно, театр, театр и еще раз театр.
И еще раз грузинский театр. На сей раз Тбилисский театр
музыки и драмы им. Абашидзе, показавший в рамках Шекспировского фестиваля
"Макбета", и тоже в постановке молодого режиссера Давида Доиашвили.
За основу спектакля он взял слова из пророчеств ведьм: "Зло есть добро,
добро есть зло". И сделал спектакль словно бы о Ромео и Джульетте, чья
жажда власти убила их самих и их любовь. Перед какими-то находками хочется снять
шляпу – неожиданный, грубый и неравнодушный к чарам леди Макбет Дункан,
вылившаяся в равную теме Макбета тема убийства леди Макдуф и ее сына –
продуманная, прекрасно поставленная и прекрасно сыгранная. Перед какими-то
акцентами в растерянности разводишь руками. Но невозможно было не аплодировать
до боли в руках тому изысканному, готическому театральному языку, в котором
режиссер решил спектакль. Этот сизый мерцающий стиль, эта полунагая леди
Макбет, отражающаяся в зеркалах и становящаяся паучихой на троне, эти плывущие
в серебре тела, эти пронзающие плоть спектакля желтые лучи! Восхищала
ансамблевость, в которой работали молодые актеры театра, их невероятная
пластичность и владение любыми техническими приемами. И ереванский зритель
выражал свое восхищение долгой-долгой овацией.
Главное, что можно сказать о двух спектаклях труппы из Ирана
"Андишех" - если долго мучиться, что-нибудь получится. За последние
годы в каждом театральном нашем фестивале участвует не один спектакль из Ирана.
И хотя говорить об искусстве здесь пока преждевременно, из года в год подвижки
в театральном деле налицо. Когда страна хочет, "чтобы все, как у
людей", и вкладывает в это немалые средства, результаты рано или поздно
сказываются. И пока наше государство всеми правдами и неправдами старается
отвязаться от не приносящего материальных дивидендов театра, наши соседи
прилагают все усилия, чтобы войти в список стран, "способных носить
оружие", видимо, понимая, что искусство, в том числе и театральное, –
страшная сила. Может, они умнее нас?
Приехавшая на фестиваль гостем коллега из Московского
Чеховского фестиваля Екатерина Черемина заметила: "Когда Лужков строил и
реконструировал по всей Москве театральные здания и столько денег давал нашему
фестивалю, он ведь не об искусстве думал. Просто понимал: фестиваль, входящий в
пятерку лучших в мире, – это престиж города, престиж страны". Вот бы и
сильные мира нашего пришли к такому же пониманию. Чтобы фестиваль не считал
копейки и старался выбрать лучшее из возможного, а привозил те спектакли,
которые по-настоящему хочется. Чтобы имел возможность рекламы. Чтобы зритель
приходил в залы и устраивал овации не на "открытых дверях", а покупая
билеты. Чтобы Ереванский Шекспировский фестиваль вошел пусть не в пятерку, но
хотя бы в десятку авторитетных фестивалей мира… Мечтать, как говорится, не
вредно. Сона МЕЛОЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.