Главная » 2010»Июль»3 » О стратегическом характере российско-турецкого сотрудничества
О стратегическом характере российско-турецкого сотрудничества
00:08
Analitika.at.ua. Российско-турецкие отношения сегодня находятся на
подъеме. Недавно влиятельное турецкое издание «Заман» заявило об «историческом
прорыве» в отношениях с Россией. Только в мае нынешнего года в ходе визита
президента РФ Дмитрия Медведева в Турцию Анкара и Москва договорились об отмене
виз для поездок на срок до 30 дней.
На фоне многолетних (и пока, увы, бесплодных) переговоров
между ЕС и Россией о безвизовом общении, данное соглашение дорогого стоит.
Среди других очевидных свидетельств двустороннего сближения - соглашение о
строительстве АЭС стоимостью в 20 миллиардов американских долларов. Турция и
Россия выразили заинетересованность в наращивании двустороннего товарооборота.
И даже определена конкретная цель такого наращивания -100 миллиардов долларов
США в течение пяти лет. Добавим к этому тот факт, что нынешние достижения стали
возможны благодаря солидному фундаменту, заложенному в предыдущие годы. Уже в
2008 году Россия была самым крупным партнером Турции с торговым оборотом в 38
млрд. долларов, опередив Германию, страну, бывшую до этого многолетним
партнером Турецкой Республики номер 1. В 2009 году Анкару посещал
премьер-министр России Владимир Путин, в результате чего было подписано 15
межправительственных соглашений и еще 7 специальных протоколов. Именно тогда
глава турецкого правительства Реджеп Тайип Эрдоган заявил о стратегическом
характере российско-турецкого сотрудничества.
На первый взгляд, перед нами успешный пример того, как
многолетние и даже многовековые исторические противники преодолевают стереотипы
прошлого и пытаются выйти на уровень конструктивного развития двусторонних
отношений. Ведь мало того, что Россия и Турция (в разных формах своего
исторического бытования) имеют такой негативный опыт, как 11 войн общей
продолжительностью в 44 года друг против друга. В 1990-е гг. Москву и Анкару
разделяло чрезвычайно многое. На территории Турции в ходе первой чеченской
кампании (1994-1996 гг.) открыто действовали организации диаспор
северокавказских этносов, выступавших в поддержку сепаратистов, хотя на
официальном уровне Анкара стремилась избегать вовлечения в конфликт в Чечне.
Между тем, некоторые высокопоставленные чиновники (такие, как министр по связям
с тюркскими диаспорами Абдуллхалюк Чей) выражали свое «частное мнение», резко
негативное по отношению к российской политике. Некоторые из них даже сравнивали
отношение русских к чеченцам с Холокостом. Взаимопониманию двух стран
препятствовали различные взгляды и на армяно-азербайджанский конфликт, и на
войну в Боснии.
Однако с тех пор многое изменилось. Экономические контакты
между двумя странами, а также радикальное изменение позиций Москвы по отношению
к Рабочей партии Курдистана (поддерживаемой во времена СССР) заставило Анкару
существенно скорректировать свои взгляды на внешнеполитический курс Москвы.
Сама Турция в начале 1990-х гг. очень слабо и постепенно, а после прихода к
власти «умеренной исламистской» Партии справедливости и развития все, более
активно и настойчиво стала стремиться к изменению своей геополитической роли не
только в стратегически важных для нее регионах (Ближний Восток, Кавказ,
Балканы), но в мировой политике. Роль «старшего брата Азербайджана» и «младшего
брата США» ее более не удовлетворяет. «Турецкая дипломатия переживает сейчас
один из своих наиболее динамичных периодов» — с таким комментарием осенью 2009
года (накануне подписания цюрихских протоколов) выступил известный турецкий
дипломат Ездем Санберк. Еще более определенно и недвусмысленно о новой роли
Турции заявил спикер турецкого парламента Мехмет Али Шахин в ходе встречи со
спикером парламента непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра (в
которой, кстати сказать, в ходе нового избирательного цикла 2009-2010 гг.
победили противники объединения острова и жесткие националисты) Хасаном
Бозером: «Турция больше не прицепной вагон, а локомотив. Мы уже не та страна,
которая была лет 10 назад, и даже 5 лет назад. Турция превратилась в страну,
которая уже определяет мировую повестку». В самом деле, улучшение отношений с
Сирией и Ираном, продвижение диалога с Пакистаном (который, кстати, является
государством, не признающим Армению), резкое вплоть до охлаждения отталкивание
от многолетнего партнера Израиля, активные действия в Косово, Боснии и в
Болгарии (по поддержке своих соплеменников и единоверцев). Кстати, турецкие
партии (в первую очередь Движение за права и свободы) представлены в болгарских
органах власти, где многие из них блокируют проекты по признанию геноцида армян
в Болгарии. Несколько лет назад Министерство культуры и туризма Турции
запустило масштабный проект по реставрации архитектурных памятников периода
Османской империи, расположенных на Балканах.
И все эти действия позиционируются в рамках идеологической
доктрины «нового османизма». Новая «неоосманская» внешняя политика Турции
базируется на нескольких принципиальных позициях. Во-первых, она не видится
исключительно в терминах национальных, а значит, в известном смысле
изоляционистских и провинциальных. Турция в неоосманистском дискурсе не
периферия, не младший партнер НАТО и США. Она — важный компонент региональной
безопасности, центр Евразии, надежный партнер соседних государств. Отсюда и
идея Кавказской платформы как своеобразной «кавказской ОБСЕ», и посреднические
инициативы на Ближнем Востоке. Этот пункт вызывает настоящую головную боль в
США. Многие политологи, имевшие репутацию лоббистов американо-турецких
отношений (такие, как например, Зейно Баран), сегодня открыто негодуют,
предлагая Турции сделать окончательный выбор с кем быть, с Вашингтоном или
другими партнерами (РФ, Иран). Во-вторых, в отличие от «староосманских» практик
нынешняя базируется по преимуществу на «мягкой силе» (дипломатия, торговля,
культурное влияние).
И если ко всем этим перечисленным факторам добавить то, что
Россия (которую в Анкаре сегодня рассматривают, как важнейшего партнера) также
пытается позиционировать себя, как самостоятельная в геополитическом плане
держава (в 2008 году она показала свое умение в считанные дни менять статус-кво
в горячих точках Южного Кавказа), то становятся понятными те опасения, которые
есть сегодня у независимых кавказских государств относительно возможных вызовов
со стороны потенциального альянса двух евразийских гигантов. Сразу оговорюсь. В
плане опасений у Армении здесь нет монополии. Конечно же, для армян не только
республики, но и спюрка «Карский синдром» наряду с переживаниями по поводу
трагедии 1915 года является важнейшим элементом и политической и даже
этнической самоидентификации. Но и представители азербайджанского
интеллектуального истеблишмента (казалось бы, заклятые враги «армянских
оккупантов») по поводу сближения Москвы и Анкары занимают во многом схожие
позиции. Интересно отметить, что в азербайджанских СМИ образца 2009-2010 гг.
вдруг вспомнили про «пассивность турок» во время событий 1920 года, когда
«старший брат» не спас Азербайджанскую демократическую республику от
советизации. В своем недавнем интервью еще один яростный критик Армении
(которую он даже называл губернией РФ) бывший советник президента Гейдара
Алиева Вафа Гулузаде заявил о российско-турецком сближении, как об «огромнейшей
проблеме для Запада». Таким образом, и в Армении, и в Азербайджане (по разным,
конечно же, причинам) стратегические отношения между Москвой и Анкарой
воспринимают с опаской. В одном случае содружество двух евразийских гигантов
видится как инструмент давления на Ереван в карабахском урегулировании (а
президент Дмитрий Медведев говорил во время своего турецкого визита о
заинтересованности РФ в скорешейм разрешении проблемы), в другом оно
рассматривается, как средство полной маргинализации каспийской республики.
Но насколько оправданы такие опасения? Думается, их сегодня
не слишком много. Москва, начиная с 1991 года не единожды очаровывалась в своих
новых партнерах (таковыми побывали США, КНР, Индия), а затем столь же быстро
разочаровывалось, когда понимала, что стратегические отношения не относятся к
сфере чистого альтруизма и всякая ответная любовь в геополитике предполагает
известные ограничения. Нельзя считать и турецкий интерес к Москве проявлением
абстрактного альтруизма. По справедливому замечанию известного специалиста по
Турции, сотрудника Финского института международных отношений Игоря Торбакова,
турецкий интерес к Москве во многом вызван стремлением Анкары обеспечить фактор
российского давления на Ереван по карабахскому вопросу. Между тем, открытие
армяно-турецкой границы во многом меняет (в худшую или в лучшую сторону -
отдельный вопрос) роль РФ во всем регионе Большого Кавказа. И в Москве не могут
этого не понимать. Как не могут и не понимать, что по многим вопросам
кавказской повестки дня (Абхазия, например) у Москвы и Анкары взгляды не совсем
совпадают. Поэтому то некоторые турецкие политологи (такие, как Бюлет Араз)
говорят о «соревновательном сотрудничестве» между РФ и Турцией. В этой связи
видеть в 2010 году призрак Карса (или советизации Азербайджана) вряд ли
возможно. На антизападный союз идеологических ресурсов ни Москвы, ни Анкары
просто нет. В Западе оба евразийских гиганта заинтересованы не меньше, чем США
и ЕС в них. Идти на «сдачу» кого-то Москве также не с руки. Просто потому, что
нынешняя Россия – не большевистская РСФРС, которой просто некуда было деться.
Все-таки некоторая разница между непризнанной республикой, изгоем мировой
политики и ядерной державой, с которой хотят «перезагрузки» Штаты, и без
которой невозможно решение проблем Афганистана, Ирана, сохранение «ядерного
ЗАО» существует.
Ко всем перечисленным резонам хотелось бы добавить еще один
последний (по порядку, но не по важности). Развитие отношений с какой-то
страной вовсе не обязательно означает забвение прежних отношений со старыми
партнерами. В конце концов, и армянский комлементаризм исходит из возможности
одновременного выстраивания отношений с США, Ираном и Россией (между прочим, и
нормализацию отношений с Турцией пока никто из повестки дня официально не
выбрасывал). Почему же России возбраняется выстраивать союзнические отношения с
Арменией, поддерживая свой интерес к Азербайджану (а эта страна граничит с РФ
не только по Каспию, но и имеет сухопутный дагестанский рубеж) и к Турции
(ключевой стране в Черноморском регионе)? Главное только, чтобы все эти сложные
многоходовки базировались на рациональном фундаменте, а также тщательно и
выверенно объяснялись партнерам. В особенности, принимая во внимание
существующую асимметрию восприятия.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.