Главная » 2013»Апрель»3 » О возможном визите Алиева в Иран или стратегия регионального торга "по-азербайджански"
О возможном визите Алиева в Иран или стратегия регионального торга "по-азербайджански"
00:12
Analitika.at.ua. Появившаяся информация о возможном визите в ближайшее
время президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран породила достаточно много
вопросов, надежд и фантазий, что, признаться, вполне объяснимо из-за
откровенной напряженности отношений между двумя государствами. Нет, на
официальном уровне с обеих сторон наблюдателей пытаются уверить, что в
отношениях двух стран все идет нормально, трудности, конечно, есть, но они
носят временный характер. Но уже на уровне полуофициальном высказывания звучат
куда как более резко. А на уровне реальных действий спецслужб и военных все
вообще выглядит как непрекращающаяся «холодная война».
Может ли визит Алиева положить конец этой враждебности?
Никоим образом, потому как в вопросах отношений с Ираном политика Баку
определяется не национальными интересами Азербайджана, а той ролью, которую
отвели ему другие игроки. Алиев не может перешагнуть границ этой роли и
единственное, на что он способен – это повысить свою значимость в глазах
Турции, Израиля и США, выторговать признание «особой роли» Азербайджана в
регионе, чем, собственно он и намерен заняться в случае, если визит все же
состоится.
К такому торгу есть все предпосылки. США откровенно «играли»
нынешнюю азербайджанскую политическую элиту, маня ее морковкой «стратегического
партнерства», которое, как на полном серьезе считали в Баку, позволит стать
Азербайджану региональной «сверхдержавой», без особых проблем решить вопрос
«оккупированных территорий» и раздела Каспия в выгодной для Азербайджана
конфигурации. Правящая элита Азербайджана полностью приняла тезис о том, что
именно Иран, сопротивляясь разделу Каспийского моря, препятствует строительству
современной трубопроводной инфраструктуры и разработке энергоресурсов региона с
участием международных энергетических компаний. Следовательно, считают в Баку,
Тегеран намеренно тормозит развитие Азербайджана и извлечение им сверхприбыли
от собственных ресурсов, поскольку Ирану добыча углеводородов на Каспии не так
важна, ведь он сам имеет богатые ресурсы нефти и газа на юге и широкий доступ к
Персидскому заливу и Аравийскому морю. Кроме того, Азербайджан искренне
считает, что Иран «предал» его в нагорно-карабахском конфликте, поправ все
нормы «исламской солидарности». Эти и другие причины привели к тому, что
Азербайджан твердо встал на путь именно прозападной ориентации, полностью
присоединившись к политике, которую США и Запад проводит в отношении Тегерана.
Вашингтон и их партнеры по антииранской коалиции высоко
оценили лояльность Баку. Посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар недавно
констатировал, что «США удовлетворены и довольны поддержкой Азербайджаном
международных санкций против Ирана». В самом Баку утверждают, что «за период
многолетних переговоров с МАГАТЭ и "шестеркой" ведущих стран мира
Тегерану так и не удалось убедить мировое сообщество в мирном характере своей
ядерной программы». Официальные лица в Баку, заявляя о праве Ирана на
использование атомной энергии в мирных целях, также неоднократно подчеркивали,
что овладение Тегераном ядерного оружия станет серьезной угрозой для
безопасности Азербайджана.
Уверенность азербайджанской элиты в том, что США и Израиль
видят в Баку «стратегического партнера» и поддерживают его усилия в гонке за
региональное доминирование, в немалой степени поддерживаются той огромной
помощью, которую и эти страны, и Турция оказывают Баку в милитаризации
собственной страны. По данным доклада экспертов SIPRI (Международного института
по изучению мира, действующего в Стокгольме), объемы импорта оружия в Восточной
Европе в 2003-2012 гг. увеличились на 21%, причем исключительно за счет
Азербайджана. "Эта страна за указанный период увеличила объем импорта
оружия на 155%", – отмечают аналитики SIPRI. В числе последних закупок
Азербайджана — беспилотные летательные аппараты типа Aerostar и Hermes-450.
"Наряду с этим, Азербайджан в прошлом году приобрел российские военные
вертолеты Ми-24, а также бронемашины Matador и Marauder, которые на основе
лицензии, выданной Южной Африкой, были произведены на территории
Азербайджана", — говорится в докладе. В докладе отмечается, что
Азербайджан за 10 лет значительно продвинулся вперед в мировом списке
государств-импортеров оружия, с 48-го места перейдя на 35-ое.
Здесь уместно будет отметить, что разыгранное для публики
«потепление» в отношениях между Тель-Авивом и Анкарой мало чем затрагивает
Баку. То, что «охлаждение» на самом деле имело место только на публичном
уровне, прекрасно демонстрирует ситуация в Азербайджане. Израиль и Турция за
все время «охлаждения» прекрасно работали здесь вместе, пусть и в разных
сферах, но весьма согласованно. На пике мифического «турецко-израильского
противостояния» в Азербайджане действовали 1106 компаний с турецким капиталом,
которые инвестировали в экономику страны около $1,9 миллиардов. И в это же
время Израиль заявил о готовности нарастить объемы поставляемых Баку вооружений
(включая и самые высокотехнологичные) до 1.6. млрд долларов США своему
основному южнокавказскому партнёру.
Но, доказывая лояльность, Баку пошел гораздо дальше простого
расширения ВТС. Рассчитывая получить поддержку своих «стратегических партнеров»
в силовом решении «вопроса об оккупированных территориях», Азербайджан
предоставил Израилю и США собственную территорию под пункты военно-технической
разведки против Ирана и сквозь пальцы смотрит на то, как израильская и
американская резидентуры ведут с его территории агентурную работу среди
иранских азербайджанцев.
Кстати, именно свои тесные связи с иранскими азербайджанцами
Баку постоянно выставлял в качестве дополнительного козыря в игре за признание
его полноценным стратегическим партнером Запада. Тесные связи официального Баку
и Конгресса азербайджанцев мира (КАМ) совершенно очевидны. Так, большинство
проведенных в прошлом году перед иранским посольством в Баку акций протеста
против политики Тегерана в отношении Азербайджана, а также против усиления
сотрудничества Ирана с Арменией, организовывались именно азербайджанским
представительством КАМ. Активисты этой организации на последнем заседании 18-19
января во Франкфурте правление КАМ обсуждали вопрос о создании эмиграционного
правительства и парламента иранских азербайджанцев, что встретило полное
понимание в среде азербайджанских проправительственных политологов: «Тюркским
(азербайджанским) общественным организациям в Иране следует консолидироваться,
четко обозначить свои политические позиции и мобилизоваться для претворения в
жизнь национальных задач накануне войны Запада с Ираном».
Моральной поддержкою и ценными советами дело не
ограничилось. Общественные организации в АР пытаются привлечь к оказанию помощи
сепаратистски настроенной части иранских азербайджанцев и Турцию. «Резкая
активизация политической жизни азербайджанцев в Иране, массовые акции протеста в
Тебризе, Ардебиле и других иранских городах с азербайджанским населением
привлекают внимание общественных организаций и политиков в Азербайджанской
Республике. Однако проблема Южного Азербайджана волнует мало турецких
политиков. Турция, как самая крупная и влиятельная тюркская держава, должна так
же близко к сердцу принимать беды южных азербайджанцев, как она относится к
палестинцам и арабским демократиям», - призывала в Баку председатель
Молодежного Движения Единый Азербайджан Ясаман Гарагоюнлу.
Безоблачную картину стремительного рывка Азербайджана к
региональному доминированию и решению «вопроса об оккупированных территориях»
напрочь смазали два обстоятельства. Во-первых, руководству Ирана в преддверии
президентских выборов удалось обеспечить лояльность иранских азербайджанцев. О
деталях того, как это произошло – еще не пришло время рассказывать, но, по
некоторым сведениям, об этом обстоятельстве Тегеран частично проинформировал
Баку 24 февраля нынешнего года, в ходе беседы Ильхама Алиева с секретарем Высшего
Совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили, который накануне
алма-атинского раунда переговоров с «шестеркой» неожиданно посетил Азербайджан.
Во-вторых, и это, пожалуй, главное, надежды на
«стратегическое партнерство» обернулись совсем не так, как это ожидалось в
Баку. Официальный Вашингтон четко определил приоритеты в становлении мира и
стабильности на Южном Кавказе – урегулирование карабахского конфликта и
нормализация армяно-турецких отношений. Логика здесь проста – снять с повестки
межгосударственных отношений стран Южного Кавказа и Турции проблемные вопросы.
Именно Турция должна стать основным представителем интересов Запада на Южном
Кавказе, именно она должна сформировать вокруг себя новый альянс (пока – в
составе Тбилиси, Баку и Анкары, но с перспективой вовлечения Еревана).
В идеале это должно привести к созданию
западноориентированного альянса на Южном Кавказе, который будет направлен на
взаимную экономическую интеграцию и создание транспортно-энергетического
коридора между регионами Каспия и Восточной Европой. И в Ереване, и в Баку, и в
Тбилиси, и в Анкаре прекрасно осознают все позитивные перспективы и все плюсы
создания такого полностью интегрированного пространства от Каспия до
европейских границ Турции.
Это выгодно всем региональным игрокам, за исключением России
и Ирана. Но для Азербайджана эта выгода все же меньше, чем он рассчитывал
получить. В этом раскладе ни о каком региональном доминировании речь идти не
может, о равноправном партнерстве – тоже. Азербайджану отведена роль «младшего
партнера», что, естественно, вступает в противоречия с его амбициями.
И в этом случае у Ильхама Алиева не такой уж богатый выбор
вариантов того, каким образом можно занять в данном альянсе более выгодное
положение. Во-первых, нужно продемонстрировать западным союзникам потенциал
Азербайджана как «модератора» в диалоге с Ираном на Южном Кавказе. Во-вторых,
нужно усилить антироссийскую составляющую своей внешней политики,
продемонстрировав, что и здесь Баку является для Запада серьезным партнером, способным,
в случае необходимости противостоять «возрождающейся империалистической
политике России на Кавказе», что в переводе на нормальный язык означает
заставить Россию смириться с Транскаспийским трубопроводом.
Со вторым, с усилением антироссийской риторики, официальный
Азербайджан справляется вполне успешно. Роль же «модератора» в диалоге с Ираном
ему еще предстоит освоить, шантажируя, уступая по мелочи, нахваливая себя,
клянясь и плутуя, словом – отчаянно торгуясь. Если визит Ильхама Алиева все же
состоится (а вероятность такого событий до выборов в Иране стоит рассматривать
как 50 на 50), то мы сможем наблюдать дебют Баку в этой роли. Игорь
ПАНКРАТЕНКО, Иран.ру
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.