Analitika.at.ua. Вряд ли читателям покажется
неожиданным выход двухтомника "Очерки истории армянского кино"
(первый том вышел в 2004 году) заслуженного деятеля искусств РА, известного
киноведа Карена Калантара. Кому, как не ему, столько лет жившему в мире кино,
наблюдавшему не со стороны, а изнутри его жизнь, написать эти книги,
порассуждать об особенностях нашего киноискусства, о самых ярких и самых
характерных его явлениях.
Это издание, объединенное общим названием, представляет
собой значительное явление в армянском киноведении, и произошло оно не только
по праву старшинства, опыта и таланта автора: книги и статьи К.Калантара,
активно и небеспристрастно участвовавшего многие годы (свыше 50 лет) в кинематографической
жизни страны, отмечены ясной идейной позицией, глубиной и проницательностью.
Если бы Карен Калантар написал всего одну книгу - свое
блестящее исследование творчества Сергея Параджанова, - он и тогда бы сохранил
свое имя для потомков. Фильмы выдающегося режиссера мы воспринимали и
осмысливали во многом через призму калантаровских изысканий и концепций. Но он
возвращал нам и забытые страницы истории армянского советского кинематографа,
дарил нам незаслуженно преданные забвению имена деятелей отечественного кино. И
мы с удивлением и радостью узнаем благодаря ему много нового об Амо
Бекназарове, Даниеле Дзнуни, Левоне Исаакяне, Степане Кеворкове, Генрихе Маляне
и многих других.
Карен Калантар любил кино. Пробивал дорогу тем новым
явлениям армянского киноискусства, которые не укладывались в рамки общепринятых
норм. Он обладал незаурядным темпераментом публициста, заражая, увлекая своим
мнением. Калантар умел находить фильмам, о которых писал, место в современном и
историческом кинематографическом контексте и глубоко их анализировал. Он был
пристрастен и любил повторять, что критик и должен быть пристрастным.
Парадоксальность его мышления, широта его пристрастий не имели ничего общего со
всеядностью; он неизменно отстаивал выношенные, выстраданные им принципы
кинокритика, ученого, человека.
Книг Калантара ждали. Это было признанием не только таланта
киноведа, но и его незаурядной личности, ярко проявившей себя в разработке
идейных и эстетических проблем современного армянского кино, личности с высоко
развитыми нравственными понятиями и притом артистической по самой своей
природе.
Калантар, безусловно, принадлежал той эпохе, о которой
рассказал, - эпохе советского кино. Но вместе с тем он чем-то неуловимым
отличался от своих коллег, современников. Может быть, пресловутым абстрактным
гуманизмом, который отчетливо противостоял советской жесткой идеологии. До
последних дней он работал, не снижая им самим установленного высокого
профессионального уровня. Друг Параджанова, Маляна, Сабира Ризаева, он пережил
их. Он бывал критикован, но не был пригвожден. В этом смысле судьба его была
счастливой. Калантар любил говорить, что он в сущности не менялся, что любовь к
необыкновенному, исключительному всегда была ему свойственна. На самом деле он
менялся, оставаясь самим собой. Он был оптимистом и в последние годы считал
каждый день подарком. И работал упорно и вдохновенно. До конца, до предела.
Счастье его судьбы в том, что смолоду он ощутил себя
хранителем культуры и таким остался до конца. Что не узнал творческого
одряхления, наоборот - как бы усилил свою творческую волю, зарядившись новизной
времени. Он не был мэтром - он был связующим звеном между поколениями,
интеллигентом не в одном поколении. Совершенно уверена, что в далекие, с трудом
представимые теперь годы в нем закалялись и утверждались усвоенные в юности
нравственные ценности. И гражданская позиция, исключающая цинизм, торгашество,
дешевое критиканство и равнодушие - пороки, которые стали теперь, по-моему,
чересчур модными.
Что же объединяет очерки Калантара разных лет и на разные
темы? Одна ясно ощутимая особенность - чувство времени. Его двухтомник - это в
известном смысле летопись советского армянского кино, воскрешающая не только
события минувшего времени, но и живые образы фильмов, ставших этапными в
развитии нашего кинематографа, образы людей, своими творческими судьбами
неразрывно связанных с Арменией, с армянской культурой, буднями и заботами, с
радостями и печалями родного народа.
"Конечно, задумав на основании ранее написанного
представить историю армянского кино, - пишет в предисловии к книге Калантар, -
я постарался в какой-то мере восполнить бросающиеся в глаза пробелы, дополнить
недостающие. Ведь в самом деле, какие-то моменты в историческом движении
армянской кинематографии или вовсе не были мною затронуты, или были затронуты
недостаточно. Это объясняется тем, что некоторым из этих моментов я сам не
придал особого значения (может быть, ошибочно), на другие я просто, по тем или
иным причинам, не смог вовремя откликнуться, и поэтому в изложении истории они
остались как бы в тени. Правда, какие-то части книги пришлось написать заново,
но и при этом кое-что, несомненно, осталось вне поля моего зрения".
Редкая свобода мысли и слова, скептический склад ума и
исключительная литературная одаренность, живое чувство искусства, спокойная,
уверенная объективность, талант наблюдения и талант общения с читателями - вот
качества, отличающие очерки Клантара. О чем бы он ни писал - о фильмах, снятых
в 50-е - 60-е годы, о режиссерах, актерах, операторах, о проблемах
киноискусства, - все это вызывает живой интерес. Со страниц двухтомника перед
нами оживают творчество и человеческая сущность кинодеятелей - старших
современников, сверстников автора и молодых кинорежиссеров, операторов, только
начинающих жизнь в кино. Обзоры Калантара отличаются глубиной суждений, умением
определить место явления киноискусства во всем многообразном становлении
киноискусства. Свойственная Калантару широта взгляда, доброжелательность,
заинтересованное внимание к поискам в искусстве, необыкновенная чуткость к
таланту отличают и главы "Актер и современность", "Армянское
мультипликационное кино", "Армянское документальное кино".
Многие обзоры Калантара полемичны. Остроумно и
аргументированно он защищает свои взгляды. Большая часть материалов написана с
тем литературным блеском и остротой мысли, которые всегда отличали его
критическую и научную деятельность. Очищенные от унылого эпигонства, от
ремесленных напластований, освобожденные от груза натуралистических излишеств,
образы видных деятелей армянского кино снова предстают перед молодыми
поколениями как образцы искателей в искусстве, художников, вечно стремящихся к
открытию Поэзии и Правды жизни.
...Такие люди, как Карен Калантар, рождаются не часто. Его
образ, его труд, его научные изыскания простираются чуть ли не на всю половину
ХХ века и уходят вперед - к тем, кто будет и в XXI веке совершать свой подвиг
жизни в киноискусстве. Его книги давно уже стали учебным пособием для тех, кого
интересует история отечественного кино. Потому что в них отражено бурное время,
в котором жили и творили герои Калантара. Они и завтра останутся свидетелями
советской эпохи со всеми ее противоречиями, без которых, впрочем, не обходится
ни одна эпоха.
P.S.Кстати, двухтомник Калантара посвящен жене - Маргарите
Рухкян, без которой, как отмечает автор, не была бы написана ни одна его книга.
Мы также благодарны ей, тем более что она является составителем этих книг. Они
вышли после смерти автора, и приходится только догадываться, каких усилий ей
это стоило.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.