Об истории и актуальных проблемах армянства Дерсима
12:51
Analitika.at.ua. Входящий в настоящее время в территорию Турции Дерсим в
разные эпохи занимал особое место в жизни армян и обосновавшихся на этих
территориях заза и курдов. Благодаря своему географическому положению, Дерсим
неоднократно становился убежищем для бунтовщиков и гонимых. Ходят легенды, что
именно в этой гористой провинции обосновались армяне, не обратившиеся в 4-ом
веке в христианство. Позже, во время павликанских и тондракийских движений,
Дерсим служил убежищем для их последователей. Гористое географическое положение
подействовало также на менталитет жителей: бунтарство, смелость в Дерсиме
широко распространены. Известно также, что после установления власти Османской
империи на этих территориях Дерсим продолжал сохранять полунезависимое
положение, что во все времена не давало покоя османским властителям.
Следует заметить, что, помимо автохтонов (армян), в Дерсиме
обосновались также заза и курды, среди которых достаточно распространен
алевийзм, предполагающее толерантность к иноверцам. Эта
религиозно-конфессиональная принадлежность во многом отличала алевитов заза от
мусульман других районов империи, у которых зачастую преобладал религиозный
фанатизм.
Добрососедские отношения алевитов заза с дерсимскими
армянами сыграли определенную роль также во время Геноцида армян 1915г.: в
разных источниках засвидетельствовано, что в годы депортации и погромов около
30-40 тыс. армян из различных районов Дерсима и других прилегающих
армянонаселенных провинций нашли убежище у алевитов заза. Следует заметить, что
в деле спасения армян местными вождями племени алевитов заза не последнюю роль
сыграл алевийзм – преимущественно антропоцентричная. Однако нелишне также
добавить, что в то время было зафиксировано множество случаев, когда племена
дерсимских курдов или заза сотрудничали с османскими властями и участвовали в
погромах армян и грабеже их имущества. Сохранились также свидетельства о
коварных предательствах вождей дерсимских племен заза.
Как бы там ни было, вопрос обосновавшихся в горных селах
Дерсима армян стал темой обсуждений и переговоров между центральными османскими
властями и местными вождями племени, поскольку турецкие власти требовали у
алевитских вождей сдать им армян. Это требование стало серьезной проблемой для
алевитов, поскольку они оказались перед сложной дилеммой: либо указ центральных
властей, либо конфессиональные принципы. И зачастую приказ центральных властей
не исполнялся, а когда требования ужесточились, алевитские вожди помогли
приютившимся у них армянам сбежать в Восточную Армению или Россию.
Однако помимо этого зафиксировано множество случаев, когда
приютившиеся у алевитов армяне вынужденно (часто внешне) изменили свое имя,
религию и выдавали себя за алевитов заза. Это позволило вождям племени заявить
центральным властям, что подозреваемые являются не армянами, а алевитами заза.
Именно так тысячи армян внешне обратились в алевийзм: часть из них смогла тайно
или открыто следовать национально-религиозным обычаям, остальные же
ассимилировались с алевитской идентичностью. Важно заметить, что не столь
фанатичная позиция окружающего алевитского населения позволила дерсимским
армянам и их поколениям при желании сохранить до наших дней определенные
элементы армянской идентичности. Тем не менее, преобладающий элемент оказал
решающее влияние на самосознании поколений армянства.
Примечательным примером является известный армянский род
Миракянов. Некоторые из них, покинув Дерсим, обосновалась в различных странах,
в том числе в Армении, другие же по сей день живут в Дерсиме, называясь «Мирак
аширет». К сожалению, как отмечают посетившие их недавно специалисты, у
сегодняшних поколений Миракянов сохранились только воспоминания о своем
армянском происхождении. Примечательно, что и сегодня среди Мираков продолжает
быть источником гордости непокорный и воинственный образ их предков Миракянов,
что также заставляет их поколения признаваться в своем происхождении.
В результате многовекового армянского присутствия в Дерсиме,
а также обоснования там в 1915г. тысяч армян, некоторые элементы армянской
культуры, обычаев, армянского языка перешли в среду заза. Например, в языке
заза очевиден определенный пласт заимствованных армянских слов, некоторые
праздники и обычаи заза содержат в себе армянские элементы, до сих пор в
Дерсиме в народе используются некоторые древнеармянские топонимы. Вместе с тем,
следует отметить, что антиармянская пропаганда Турции и здесь не осталась без
последствий, и есть факты, свидетельствующие о том, что даже в алевитской среде
«неприкрытое» армянство поощрялось не всегда.
Дискриминационное и враждебное отношение Османской империи к
Дерсиму продолжалось и приобрело еще большие размеры в республиканской Турции:
полунезависимое существование Дерсима стало для кемалистских властей одним из
проблемных вопросов.
Уже в 1930-х гг. кемалистские власти взялись за кардинальное
решение дерсимского вопроса: методы решения были по-прежнему младотурецкими. В
1937-1938гг. государство организовало в Дерсиме геноцид, во время которого были
применены те же методы, что и во время Геноцида армян. Согласно разным
источникам, в годы геноцида Дерсима было уничтожено около 70-90 тыс. человек, к
тому же, все население было депортировано в разные районы Турции. Вопрос
геноцида Дерсима 1937-1938гг. нуждается в серьезном исследовании, однако мы бы
хотели обратиться к одному из его эпизодов. Уже точно можем сказать, что во
время геноцида Дерсима одной из главных мишеней турецких властей были
обосновавшиеся там в 1915г. армяне. Множество фактов, показания очевидцев
свидетельствуют, что для дерсимских армян, спасшихся в 1915г., 1937-1938 годы
явились продолжением Геноцида. Заметим также, что турецкие власти мотивировали
истребление заза (приводя доводы участвовавшему в геноциде Дерсима войску) тем,
что они в свое время приютили армян.
Сегодня в Турции проводятся исследования, в рамках которых
собираются относящиеся к Дерсиму устные истории, и, поскольку найти в
официальных турецких документах объективные данные очень трудно, показания
очевидцев этих событий имеют источниковедческую ценность. Так, солдат турецкой
армии, участвовавший в этих погромах, признался, что их командиры, прежде чем
отдать приказ по истреблению заза, мотивировали его следующим образом: «Эти
люди приютили армян, и поэтому их надо уничтожить».
Интересно и весьма примечательно, что в наши дни у
дерсимских армян и их поколений начался процесс осмысления значимости своей
идентичности и возвращения к ней. Примечательна информация о нынешнем положении
дерсимских армян, записанная во время состоявшегося в 2009г. в Дерсиме «9-го
Мндзурского фестиваля». Так, участник фестиваля, сотрудник газеты «Акос»,
константинопольский армянин Баграт Эстукян отмечает: «Я чувствовал родство с жителями
города, Я много читал и знал, что среди них было достаточно много людей, предки
которых имели армянское происхождение. Но я никак не ожидал, что их может быть
так много ... Удивительно было также, что никто не пытался скрыть свою
идентичность. Народ предстает целостным в своей приспособленности к религии
Алеви, курдским политическим движениям и своей армянской идентичности. Это
непонятное для нас, константинопольских армян, сочетание воспринимается
жителями Дерсима как вполне естественное явление... В Анатолии можно встретить
«осколки» армян. А в Дерсиме можно встретить армян, Не крипто, не тайных, не
отрекшихся от своих корней, а своеобразных, уникальных». О своеобразном
сохранении и проявлении у дерсимских армян следов христианства свидетельствует
другая примечательная информация, переданная Багратом Эстукяном: «Один из них
вынул из-под сорочки крест с цепочкой и, показав мне, сказал: «Пойми меня
правильно, я атеист, а мой алевизм – моя культура, однако этот крест
символизирует, что я – внук бабушки Шогакат, сын рода Амбарцумянов».
В августе 2010г. стало известно, что группа дерсимских армян
собирается создать общественную организацию, целью которой будет доведение
начавшегося среди них процесса поиска идентичности до качественно нового
уровня. Общественная организация должна провести исследования в области
культуры, истории, веры и языка армян Дерсима. Руководителем этой инициативной
группы является дерсимский армянин Селахеттин Гюлтекин, переименовавшийся в
Миграна Гюлтекина. Как отмечает Мигран, одной из целей организации является
возвращение дерсимских армян и их поколений к своим корням, чтобы они жили, не
скрывая своей истинной идентичности, носили не турецкие или курдские, а
армянские имена, защищали армянские церкви, памятники, кладбища Дерсима, официально
восстановили старые армянские названия множества сел. «Пусть дерсимские армяне
защищают свою идентичность и культуру. Пусть вернутся к своим корням,
отправляют своих детей в церкви. Для этого у нас должна быть организация, и я
призываю всех армян, и в первую очередь дерсимцев, содействовать этой
организации», – отмечает Мигран Гюлкетин.
В заключение напомним, что аналогичную общественную
организацию создали проживающие в Турции сасунские армяне, пытающиеся проводить
работу по защите армянских церквей и святынь Сасуна. Безусловно, в условиях
турецкой государственной политики у этих организаций не может быть широкого
поля деятельности, однако попытки самоорганизации различных групп армянства
Турции заслуживают внимания и, вместе с тем, выявляют интересные развития,
связанные с поиском и «переобретением» национальной идентичности. Рубен
Мелконян, noravank.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.