Пятница, 19.04.2024, 14:03
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июль » 16 » Об оккупированных Азербайджаном территорий Карабаха
Об оккупированных Азербайджаном территорий Карабаха
13:04

Analitika.at.ua. Спустя несколько дней после завершения визита госсекретаря США Х. Клинтон в Ереван, заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян выступил с давно ожидаемым заявлением, в котором упомянул оккупированные Азербайджаном территории Нагорно-Карабахской Республики. В интервью газете «Иравунк» высокопоставленный армянский дипломат выразил убеждение, что «говорить о местах дислокации и количестве миротворцев в зоне карабахского конфликта можно будет только в случае, когда будут согласованы проблемы, связанные со статусом и гарантией безопасности Карабаха, а также освобождением Азербайджаном оккупированных районов НКР».

 

А еще короткое время спустя депутат парламента Армении и глава комиссии по евроинтеграции Наира Зограбян на открытии Восточноевропейской конференции в Варшаве заявила: «Прежде чем говорить об оккупации, пусть Баку вспомнит о том, что оккупировал территории Нагорного Карабаха - Геташен, Шаумян».

 

Что ж, как говорится, лучше поздно, чем никогда, хотя опоздание в данном вопросе не раз с возмущением обсуждалось в широких кругах армянской общественности. Возможные сомнения в том, что процитированные выступления Ш. Кочаряна и Н. Зограбян родились спонтанно и отражают их собственные мнения, отметаются заявлением пресс-секретаря ведущей в Армении Республиканской партии Эдуарда Шармазанова, напомнившем об оккупации Шаумянского района, Геташенского подрайона, а также части территорий Мартакертского и Мартунийского районов НКР. «Азербайджан сначала должен вернуть эти земли, а уж потом говорить о компромиссах», - заявил Э. Шармазанов. И хотя армянские государства никогда не скрывали своих справедливых требований по части оккупированных армянских районов, пожалуй, лишь сегодня мы вправе говорить о начале нового этапа во внешней политике Армении.

 

Несомненно, наблюдаемый переход армянской дипломатии от оборонительной тактики ведения переговоров к наступательной, обнадеживает. Давно уже пора предъявить всем заинтересованным лицам, организациям и государствам наши законные требования. А также поднять вопрос моральной, материальной и территориальной компенсации четырем сотням тысяч армянских беженцев из Азербайджана. Вместе с тем, представляется неприемлемой ограничение потерянных в ходе противостояния с Азербайджаном армянских территорий исключительно территорией Нагорно-Карабахской Республики.

 

Безусловно, Геташен, Шаумян, а также оккупированные Азербайджаном низинные части Мартакертского и Мартунийского районов, должны быть возвращены НКР. Но почему речь идет лишь об этих оккупированных частях армянской земли? Неужели, только лишь потому, что в Шаумяне и Геташене, а также на территории Мартакертского и Мартунийского районов был проведен референдум, на основании результатов которого была провозглашена государственная независимость НКР? А, может, потому, что депутаты от этих регионов принимали участие в историческом съезде 2 сентября 1991 года в Степанакерте, когда было принято единогласное решение о провозглашении НКР и ее выходе из СССР?

 

Нет сомнений, приведенных оснований более чем достаточно для того, чтобы НКР решительно боролась за возвращение этих районов в состав Республики Арцах, равно как и за соблюдение прав их населения. Но достаточно ли этих оснований для того, чтобы «закрыть тему» остальных армянских районов Карабаха, в особенности тех из них, что до 1988 года были еще и армянонаселенными? Не потакаем ли мы тем самым прихотям Азербайджана, не предаем ли забвению проведенные в Азербайджанской ССР антиармянские погромы и депортацию населения из их исторической Родины?

 

В самом деле: Ханларский (в состав которого в советские годы входил Геташенский подрайон), Дашкесанский, Шамхорский районы испокон веков и до 1988 года были населены армянами. Значительное количество армян – после многочисленных погромов и войн – проживало в Казахском, Гетабакском, Тер-Терском районах… Можно ли винить их в том, что они не успели заявить о своем желании войти в состав зарождающегося армянского государства? И не приняли участия в референдуме по провозглашению НКР. Вправе ли мы забывать о том, что в 1988 году эти люди были жесточайшим образом депортированы из своей исторической Родины?

 

Все названные районы, как и весь Карабах, представляют собой единое этническое поле, достойную часть общего очага зарождения и формирования армянской нации. Это – наша Родина, родина всего армянского народа. Отказ от борьбы за этот прекраснейший уголок нашей Родины означает «умолчание по согласию» и юридическое закрепление последствий недавних погромов и депортации армянского народа.

 

Единственным хозяином Карабаха – всегда, на протяжении всей истории – был и остается армянский народ. И если бы даже все жители ныне оккупированной части Карабаха решили разом отказаться от права на свою Родину, все равно, ее этническая принадлежность не претерпела бы изменений. Однако, все произошло так, как и подобает армянскому народу. Жители Чардахлу,Барума, Барсума, Салера, Джагира, Човдара, Бананца, Заглика, Мирзика, Восканапата, Чирагидзора и десятков других армянских сел Карабаха, даже лишившись земли и крова, средств к существованию, не покинули свой народ в годину испытаний. Огромное количество молодых добровольцев из этих краев влились в Армию Обороны НКР, с оружием в руках защищали независимую Республику Арцах. Своей кровью и ратными подвигами подтвердили они свое право жить на исторической Родине. Как минимум, шесть генералов Арцахской войны родились на ныне оккупированной части Арцаха.

 

Незаконное постановление Пленума Кавбюро ЦК РКП (б) 5 июля 1921 года гласило: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами (будущими азербайджанцами. – Л.М.-Ш.) и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую автономию…» 7 июля 1923 года во исполнение постановления Пленума Кавбюро ЦК РКП (б), АзЦИК принял Декрет: «Образовать из армянской части Нагорного Карабаха автономную область…».

 

Между Нагорным Карабахом и «армянской частью» Нагорного Карабаха большая разница. И дело даже не в том, что весь Карабах, как Нагорный, так и Низменный, является армянским. В данном случае под выражением «армянская часть Нагорного Карабаха» подразумевается армянонаселенная на 1923 год часть Нагорного Карабаха. В этот период, согласно материалов по сельскохозяйственной переписи Аз.ССР, Шаумянский район был населен армянами на 99%, Ханларский район – на 96%, Дашкесанский район – на 82%, Шамхорский район – на 76%. Чуть меньше половины населения Гетабакского района также составляли армяне. Как известно, ни один из этих бесспорно армянских карабахских районов не вошел в состав Армянской Автономии. Случайно ли? За пределами автономии остались также районы – Зангеланский, Джебраильский, Кубатлинский и др., армянское население которых было вырезано и депортировано в 1918 году.

 

Тем не менее, даже усеченной части Карабаха удалось сохранить за собой все атрибуты национально-государственного образования. Так, Декрет АзЦИКа Советов «О национализации государственных учреждений в АССР» от 31 июля 1923 года устанавливал:

 

Пункт 4. Языком сношений наркоматов АССР с учреждениями РСФСР и СССР является русский.

 

Пункт 9. Языком сношения с Автономной Карабахской областью является армянский.

 

АзЦИК тем самым подтверждал не только государственно-правовой статус союзного значения Нагорного Карабаха, но и исконно армянскую принадлежность Карабаха.

 

В Азербайджане все это понимают и сегодня. И обоснованно опасаются перевода конфликта из политической в правовую сферу. Именно в результате подобного опасения могла зародиться статья 14 принятого 18 октября 1991 года Конституционного акта «О государственной независимости Азербайджанской Республики» гласит: «Территория Азербайджанской Республики в исторически сложившихся границах едина и неделима».

 

В Азербайджане прекрасно понимали: объявление территории провозглашаемого государства в границах Азербайджанской ССР означает демонстрацию аннексии и узурпации власти не только в армянском Карабахе, но и в лезгинских, талышских, аварских и т.д. территориях. Потому и родилось абсурдное выражение «исторически сложившиеся границы». В случае с Азербайджаном это абсурд вдвойне, ибо истории, как и суверенитета, а, значит, и государственных границ, у Азербайджанской республики просто не было.

 

Понятно, что Азербайджанская республика пошла на этот шаг вынужденно: не мог же Баку провозгласить свои границы в пределах этнического расселения закавказских турок. Это означало бы отказ и от армянонаселенных районов Карабаха, и от регионов, населенных коренными народами республики. Отметим, что этими регионами Азербайджанская республика 1918-20 годов также не владела. Таким образом, под выражением «исторически сложившиеся границы» Баку имеет в виду административные границы Азербайджанской ССР. Но и в этом случае у Азербайджана существует правовой пробел!

 

Пункт 7 статьи 14 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР» предусматривает, что между Союзом ССР и выходящей республикой должен быть «согласован статус территорий, не принадлежащих выходящей республике на момент ее вступления в СССР». И здесь самое время вспомнить, что Азербайджанская республика стала советской 28 апреля 1920 года, а незаконное включение Карабаха и Нахиджевана в ее пределы произошло в июле и октябре 1921 года соответственно.

 

Нарушив требования международного права и советского законодательства, узурпировав власть в не принадлежащих ему регионах (кроме Карабаха и Нахиджевана, это еще и Талыш-Муганская Республика, Джаро-Белоканы, Южный Дагестан), депортировав в 1988-92 годах армянское население Карабаха и совершив военную агрессию против НКР, Баку в отношениях со Степанакертом вытеснил себя из правового поля. Именно эти вопросы должны обсуждаться на встречах с посредниками и разного уровня переговорах. Арцах и Утик, в совокупности именуемые Карабах, это цельный этнический, географический, экономический и политический регион, испокон веков принадлежащий армянскому народу. Именно эти требования должна предъявлять армянская сторона. Не только Шаумян и Геташен, но весь Карабах.

 

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Источник: voskanapat.info

Категория: Библиотека | Просмотров: 1418
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru