Главная » 2010»Январь»12 » Об угрозе терактов против США в Турции и на Кавказе
Об угрозе терактов против США в Турции и на Кавказе
00:29
Analitika.at.ua. Примерно в середине декабря 2002 года посольства США в
Турции, Грузии, Армении, Азербайджане получили директиву Государственного
департамента и Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США об
осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности посольств США в данных
странах, дипломатических и других представителей США, в связи с возможными
террористическими и диверсионными актами со стороны групп и организаций
исламской ориентации. Главными целями могли стать американские дипломатические
миссии и военные объекты в Турции.
Помимо «Хезболла», в Анатолии существуют другие, не менее
радикальные исламские и революционные организации. Одной из целей террористов и
диверсантов являются нефтепроводы и объекты нефтяной инфраструктуры на Южном
Кавказе, а также представительства и сотрудники американских и британских
нефтяных компаний. В связи с данными угрозами в Тбилиси открыт офис
Центрального разведывательного управления в составе нескольких офицеров. Данная
группа офицеров призвана осуществлять сбор информации и разработать мероприятия
по безопасности. Посольства США в Турции и государствах Южного Кавказа
находятся в контактах с национальными службами безопасности этих стран. По
мнению американцев, в Армении возможность осуществления данных террористических
акций минимальна, так как это самая стабильная страна на Южном Кавказе. В одном
из рапортов данного офиса в Тбилиси говорится, что Грузия и Азербайджан не
способны обеспечить безопасность энергокоммуникаций.
Данные террористические акты ожидались со стороны четырех
различных группировок, имеющих отношение к чеченскому национальному движению. В
данных группах участвуют подготовленные специалисты из Иордании, Саудовской
Аравии и Египта, связанные с филиалами «Аль-Каиды» и благотворительным фондом
«Аль-Харамейн». О некоторых из этих террористов и диверсантов имеется информация.
Известны также маршруты, по которым данные террористы и диверсанты перемещались
на Южный Кавказ.
Известно, что руководство «Азербайджанской операционной
компании», в также «Бритиш Петролеум», послы США и Великобритании потребовали
от правительств Азербайджана и Грузии принять дополнительные меры по
обеспечению безопасности нефтяных промыслов в Каспийском море, нефтепровода
Баку – Супса и нефтяного терминала в Сангачалы. В связи с данными угрозами
руководство ЦРУ обратилось к Федеральной службе безопасности (ФСБ) России с
просьбой предоставить имеющуюся информацию о возможных террористических актах и
диверсиях против США и Великобритании на Южном Кавказе. США настаивают на
использовании подготовленных ими частей специального назначения только в защите
нефтепровода Баку – Джейхан.
С самого начала изучения возможных угроз американцы
настойчиво пытались найти связь между данными террористическими группами и
Ираном. Американцы предприняли усилия по созданию доказательной базы о
причастности Ирана и проиранских организаций в Азербайджане к этим намерениям.
Однако в последнее время специалисты ЦРУ США сделали вывод о непричастности
Ирана к данным угрозам.
Распространялись слухи о том, что Турция предложила Грузии и
Азербайджану установить контроль над границами, аэропортами и объектами
нефтяной инфраструктуры. По мнению грузинского политического руководства,
данное предложение со стороны Турции неприемлемо, так как приведет к росту
напряженности в регионе, но в перспективе, в других политических условиях, Грузия
могла бы положительно рассмотреть такое предложение со стороны Турции.
Политическое руководство Азербайджана и руководство
азербайджанских служб безопасности пытается обратить внимание США на
возможность «причастности Нагорно-Карабахской Республики к возможным
террористическим и диверсионным актам на Южном Кавказе», утверждая, что НКР
связана с Ираном в части террористической деятельности. Однако в
действительности у США нет никаких подозрений и никаких претензий к
администрации Нагорно-Карабахской Республики по вопросам терроризма. Вместе с
тем, Турция стала ареной совершения террористических акций со стороны исламских
радикальных организаций. 17 ноября 2003 году был совершен террористический акт
в Стамбульской синагоге, унесший жизни многих людей.
20 ноября 2003 года произошел крупный террористический акт в
отношении британской дипломатической миссии. Госдеп США сделал заявление по
этому поводу. «В результате совершенных 20 ноября террористами-самоубийцами
взрывов двух грузовиков в Турции погибло по меньшей мере 30 человек и свыше 450
получили ранения». «Турция и Великобритания - одни из самых надежных наших
партнеров в глобальной войне с терроризмом. Мы продолжим работать вместе, чтобы
победить терроризм и не допустить дальнейшей гибели мирных граждан». Президент
Джордж Буш по этому поводу заявил: «Великобритания располагает великолепной
разведывательной службой, да и наша разведка не хуже. Мы готовы к тому, чтобы
вместе с другими странами, в том числе и Турцией, предупреждать действия таких
убийц и вести их поиск». Отвечая на вопрос о том, становится ли Турция новым
фронтом войны с террором, Буш сказал: «Без сомнения. Два таких крупных взрыва.
Таким фронтом стал Ирак, таким фронтом стала Турция, и им станет любая страна,
которая будет выбрана террористами для нанесения удара». Однако, за несколько
месяцев и несколько дней до совершения этих террористических актов СМИ сообщали
об их возможности. Как же на это реагировали лучшие разведслужбы мира? В
результате, США предложили сотрудничество Турции в связи с данными событиями.
Турция постепенно становится страной активной деятельности
террористических организаций и тем самым оказывается в большей зависимости от
США и вовлекается в русло американской политики. Одновременно, уязвимое
государство не может быть инициатором предложений по безопасности в отношении
других стран, прежде всего в регионе Южного Кавказа, Балкан и Ближнего Востока.
Американские и британские эксперты, а также фирмы типа
«Control-risk» считают, что они совершенно верно и взвешенно определили уровень
рисков для нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан и энергокоммуникаций в целом
на предмет терактов со стороны курдских политических и военных организаций. По
их мнению, конечно же, риски имеют место, но они недостаточно высоки, чтобы
рассматривать их как серьезные ограничители. Однако курдский фактор столь
разносторонний и непредсказуемый, что делать какие-либо прогнозы в части рисков
совершенно бессмысленно. Курдские организации выступали совместно с 64
неправительственными организациями Европы и США, протестовавшими против
сооружения данного нефтепровода.
Представитель Комитета защиты прав курдов Керим Йылдыз
(Kerim Yildiz) – один из участников данной общественной кампании - считает, что
«этот нефтепровод милитаризует зону, по которой он протянется - от Каспия до
Средиземноморья, и будет угрожать хрупкому режиму прекращения огня, который
установился в Курдистане». В целом, курдский фактор признается наиболее
серьезным в реальной надежности Турции как политического партнера. Именно
курдский фактор стал одним из основных в отношениях между Турцией и США по
поводу Ирака. Курдские организации, за исключением незначительных групп, не
интегрированы, хотя и имеют контакты с мировой террористической исламской
сетью. И в случае новых террористических акций массового характера, очевидно,
курды будут задействованы в этих действиях.
Спецслужбы Турции, Грузии и Азербайджана, при содействии
ЦРУ, провели большую работу по преодолению террористической опасности. Конечно,
основная доля работы пришлась на спецслужбы Турции, в которой террористические
очаги блокированы, но не ликвидированы полностью. В последние годы
международная террористическая сеть и локальные радикальные организации
оказались, во многом, дезорганизованы, так как Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные
Арабские Эмираты отказали им в поддержке и вынуждены тесно сотрудничать с США
по нивелировке террористической и радикалистской сети. Но главной причиной
отвлечения внимания террористической сети от Турции стало то, что правящая
партия «Справедливость и развитие» убедила многих лидеров этой сети, что
намерена проводить политику в интересах исламского мира и утверждения принципов
шариата в самой Турции.
Лидеры движения и партии умеренного политического ислама
всячески демонстрировали свою приверженность защите исламских стран и народов и
предпринимают усилия в интересах палестинского народа, они не приняли участия в
военной операции в Ираке и стремятся установить более тесные отношения с Ираном
и другими странами исламского мира. Существует версия, что террористическая
сеть была отвлечена от Турции событиями в Ираке и Афганистане, что вполне
возможно, но политика партии «Справедливость и развитие» сыграла важную роль в
терпимости исламских радикалов. Вместе с тем, в последние месяцы ряд экспертов
стран Ближнего Востока склоны считать перспективу массированной
террористической атаки на Турцию, Грузию и Азербайджан вполне реальной. Чем
объясняются эти оценки?
Нынешние лидеры Турции, фактически, разыграли с исламистами
различного свойства очень нечестную игру. Исламские радикалы требовали и
ожидали не больше - не меньше от Турции - разрыва дипломатических отношений с
Израилем и более сильную поддержку палестинцам. Но Турция продолжает проводить
политику тесного сотрудничества с США и Израилем и, практически, свернула
планы, которые предполагали геополитическую переориентацию. Военные действия
карательного характера в отношении курдов Северного Ирака были восприняты не
всеми, но многими исламскими группировками как политика подавления прав одного
из исламских народов. Несмотря на то, что в арабском мире нет понимания борьбы
курдского народа, но антитурецкие настроения получили аргументы. В арабском
мире Турция рассматривается как стратегический партнер Израиля, и пока нет
никаких предпосылок для существенного изменения данного мнения. Это не может не
отражаться на намерениях организаций исламского радикализма в арабских странах.
Турция, несмотря на инициативы посреднического характера,
так и не сумела установить более доверительные отношения с Ираном – ведущей
страной исламского мира. Вместе с тем, Турция за последние годы была обвинена
иранцами во вмешательстве в иранские внутренние дела, в особенности, в
северо-западные провинции. Однако Иран установил контроль над многими шиитскими
радикальными и политическими организациями Турции, в том числе, в наиболее
уязвимых турецких регионах, с точки зрения безопасности, то есть, на востоке
страны. Посредническая роль Турции, выступающей в процессе диалога между США и
Ираном, весьма раздражает иранское руководство. Иран явно умерил в той или иной
мере активность шиитских организаций и групп в Турции, в связи с тем, что в
Тегеране имелись некоторые ожидания в части геополитической переориентации в
политике Турции.
Другим фактором активизации террористической сети в Турции
стали разочарования по поводу неспособности турецкого правительства решить
социально-экономические и иные проблемы в стране. При этом, правящей партии
напоминают, что ее лидеры обещали решить социальные и экономические проблемы на
основе методов исламской экономики, поддержки многоукладной экономики,
преодоления последствий либеральных реформ, борьбы с нищетой и административным
произволом. Турция не только не сумела решить свои проблемы, но и продолжает
осуществлять тяжелые для народа либеральные реформы. В настоящее время не
только исламские радикалы, но и многочисленные слои населения обвиняют
правительство в оппортунизме и отрыве от принципов ислама, в подчинении страны
интересам США и Израиля.
По мнению арабских экспертов, работающих по грантам и
программам Европейского Союза и американских фондов, в последнее время многие
силы сети террористического характера перемещаются в Турцию, размещая там
многочисленные группы террористов и диверсантов. При этом, активизируются
радикалы разного свойства и происхождения. Но главной ударной силой выступают,
непосредственно, турецкие радикалы. Нужно учесть также и то, что в Турции
набирают силу организации нового терроризма, связи и намерения которых все еще
не выяснены до конца. Эксперты иного, не прозападного характера, утверждают,
что вполне допустимо и то, что под видом тех или иных исламских радикалов в
Турции развертывается террористическая сеть вовсе не исламского характера,
связанная с различными регионально-этническими группами. Имеются и другие версии,
связывающие радикальные группы в Турции с разведками США и ведущих европейских
государств. В противовес британской разведке, в Турции набирают силу германская
и французская разведки, которые пытаются выстроить в этой стране не только
группы радикального характера, а действующие в политическом спектре с надеждой
на утверждение их в турецком политическом классе. В наиболее ближней
перспективе группы данного «нового терроризма» ставят задачу дискредитировать
не только правящую партию и умеренных исламистов в целом, но и претензии Турции
на вступление в Европейский Союз. Наряду с этим, следует ожидать активизации
групп радикального характера, связанных с США.
Таким образом, Турция становится страной, на которой
сосредоточено внимание ряда государств и «полюсов» транснациональной
террористической сети, и страна может стать ареной для борьбы различных центров
силы для решения совершенно различных задач глобального и регионального
значения.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.