Главная » 2009»Ноябрь»15 » Обама заслуживает не только Нобелевскую премию мира но и кое-что еще
Обама заслуживает не только Нобелевскую премию мира но и кое-что еще
00:14
Analitika.at.ua. Наверное, президент США Барак Обама
заслуживает за свои усилия не только Нобелевскую премию мира, но и кое-чего
еще. Например – высших государственных наград Соединенных Штатов, Армении и
Турции. Это вовсе не юмор и не злорадство, а констатация фактов и позитивной
деятельности Обамы в деле нормализации армяно-турецких отношений.
К таким же наградам, наверное, можно было бы представить и
президента Армении Сержа Саргсяна. Но при условии, если он внесет реальный
вклад в упомянутую нормализацию, включая ратификацию протоколов и открытие
границ (естественно, без каких-либо антиармянских предварительных условий и
прочего). И самое главное – освободит всех политзаключенных, отбывающих сроки в
армянских тюрьмах, и накажет, наконец, истинных виновников трагедий, которые
потрясли Армению 27 октября 1999
г. и 1 марта 2008 г.
Сегодня со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что
парламенты Армении и Турции ратифицируют армяно-турецкие протоколы, и
армяно-турецкая граница, наконец, откроется. К этому власти Армении и Турции
подвели после длительных и трудных открытых и закулисных переговоров, которые
организовывались под патронажем администрации США и при личной заботе
президента Обамы.
По этой причине, когда шли тайные переговоры между Арменией
и Турцией, президент Соединенных Штатов во время официального визита в Турцию
(6 апреля 2008 г.),
как и после этого визита (24 апреля 2009 г.), дипломатично уклонился от озвучивания
собственного мнения относительно геноцида армян в Османской Турции. Между тем,
мнение это, по его же словам,- твердое и изменению не подлежит.
У Турции есть время – до 24 апреля 2010 года – для
ратификации армяно-турецких протоколов и открытия границы с Арменией. Если она
этого так и не сделает, президент США в своем очередном традиционном обращении
к армянам 24 апреля 2010 года, думается, уже употребит слово "геноцид”. И,
вдобавок, Конгресс наверняка примет соответствующий законопроект о признании и
осуждении геноцида армян в Османской Турции.
То, что ныне делает американская администрация в деле
нормализации армяно-турецких отношений, вытекает не столько из большой любви к
армянскому и/или турецкому народу, а из собственных геополитических,
национальных и корпоративных интересов. Просто на данном временòм отрезке все
интересы совпали. Случается и такое.
Мотивы Турции обусловлены тем, что после развала Советского
Союза и с изменением геополитических реалий в мире она как союзник США потеряла
былую славу и востребованность. И на фоне возможного создания независимого
Курдского государства Турции как воздух нужна нормализация отношений с
Арменией. Официальной Анкаре сегодня не до интересов ”братского” Азербайджана и
азербайджанцев. Ныне у нее заботы поважнее: надо заниматься своими
национально-государственными интересами. Ведь в затылок Турции все явственнее
дышат не только армяне и курды, но и греки, болгары, сирийцы, грузины.
Армения, в свою очередь, нуждается в разрешении проблем,
сдерживающих экономическое развитие страны, в том числе – в разблокировании
транспортных коммуникаций. Нельзя сбрасывать со счетов и урегулирование
отношений между самими народами. Тем более, что на территории современной
Турции сегодня проживает по меньшей мере 12 миллионов исламизированных армян,
которые говорят как на турецком, так и на курдском и арабском языках. И самое
главное – Армении, по-видимому, надоели капризы и нестабильность властей
Грузии. Коммуникации, проходящие через грузинскую территорию, ненадежны и
довольно дороги. Наряду с этим, власти Грузии, пользуясь преимуществами своей
страны как главного транзитного коридора для Армении, постоянно манипулируют и
шантажируют Ереван – по Джавахку, вопросам сохранения армянского языка,
духовных сооружений, ценностей армянского культурно-исторического наследия в
Грузии.
Есть свои мотивы и у Соединенных Штатов. Вашингтон, судя по
всему, стремится основательно и бесповоротно закрепиться в Южно-Кавказском
регионе. Для этого ему нужно, в первую очередь, нормализовать армяно-турецкие
отношения и способствовать открытию границы между Арменией и Турцией. Но своими
действиями американская администрация рискует сделать власти Армении менее
разговорчивыми и уступчивыми в вопросе урегулирования конфликта вокруг
Нагорного Карабаха, и тем самым - спровоцировать Азербайджан на возобновление
попыток отвоевать Карабах военным путем. Естественно Армения как гарант
безопасности НКР немедленно включится в военный конфликт, и потребует от своих
союзников – России и стран-участниц ОДКБ оказать военную помощь (которой ей, к
сожалению, наверняка не получить). Не получив от союзников поддержки и не
добившись от них давления на Азербайджан (они наверняка откажутся по
экономическим соображениям), Армении придется мобилизовать все ресурсы, на
которые она может рассчитывать как внутри страны, так и среди зарубежной
армянской диаспоры.
Возможная война будет кровопролитной, но, думается,
недолгой. Ибо США и страны Европы и НАТО не только заставят Азербайджан пойти
на перемирие, но и признают независимость Нагорного Карабаха.
В подобной ситуации Азербайджан не только потеряет свои
нефтегазовые ресурсы и коммуникации, лишится Нагорного Карабаха, Нахичевана и
Гандзака с прилегающими территориями, но и вдобавок получит разрушенную
экономику и инфраструктуры, а также новые ”горячие точки” на своей территории
(лезгины, аварцы и талыши) и многомиллионную армию беженцев.
В окончательном варианте реализации своих геополитических
устремлений на Кавказе, США намереваются получить "на блюдечке с голубой
каемочкой” не только Армению (естественно, без военного и экономического
присутствия России), но и то, что останется от раздробленных и разоренных
Азербайджана и Грузии. Удастся ли это Вашингтону?
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.