Суббота, 31.10.2020, 19:13
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Ноябрь » 20 » Обновленный Евросоюз готов взяться за карабахский вопрос
Обновленный Евросоюз готов взяться за карабахский вопрос
00:28

Analitika.at.ua. Одной из тем обсуждений завершившегося накануне в Стокгольме 24-го саммита Россия-ЕС стал вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Символично, что по итогам саммита российский лидер Дмитрий Медведев назвал диалог между Арменией и Азербайджаном «хорошим примером сотрудничества» между Россией и ЕС. Вполне возможно, что Д.Медведев имел в виду не только посредничество России в МГ ОБСЕ, но и перспективы нахождения общих знаменателей с ЕС в рамках возможных новых функций, которые даст Евросоюзу подписание Лиссабонского договора, предусматривающее реформу властных институтов ЕС. Этот договор начнет действовать на территории стран ЕС с 1-го декабря текущего года.

 

Этот международный договор, подписанный на саммите 13 декабря 2007 года в Лиссабоне, станет своеобразным аналогом так и не вступившей в силу Конституции ЕС. Согласно этому договору учрежден пост президента (глава Евросовета) и министра иностранных дел ЕС (в его руках будут объединены полномочия Верховного представителя ЕС по общей политике и безопасности и Еврокомиссара по внешним связям), избрание которых должно состояться сегодня в Брюсселе, в ходе неформального саммита стран ЕС.

 

Для того чтобы придти к единому знаменателю, странам ЕС пришлось за последние два года преодолеть немало рубежей: так были проблемы с ратификацией этого договора в Германии и Ирландии. Большие сложности возникли и с Чехией, которая после определенных уступок со стороны ЕС подписала этот договор 3 ноября.

 

По мнению экспертов, главными претендентами на должность президента ЕС считаются 62-летний премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпей, премьер Люксембурга и председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер, премьер Нидерландов Ян Петер Балкененде, а также экс-премьер Великобритании Тони Блэр. Что касается поста министра иностранных дел, то здесь основные кандидаты – это экс-глава итальянского министерства Массимо Д'Алем и министр иностранных дел Испании - Мигель Анхель Моратинос.

 

Так что же представляет собой Лиссабонский договор? Говоря вкратце, он предусматривает ряд институциональных преобразований, главная цель которых - улучшение структуры управления ЕС с учетом его расширения и оптимизация механизма принятия решений. Если не углубляться в дебри Лиссабонского договора, то можно сказать, что при благоприятном развитии процесса, Евросоюз «заговорит» с единой позиции и предстанет, наконец, мощным, консолидированным и более эффективным игроком на мировой арене, который сможет говорить на равных и с США, и с Россией и с другими мировыми субъектами.

 

В контексте вышесказанного примечательно заявление спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе Питера Семнеби, сделанное им буквально несколько дней назад в Азербайджане: «Я пока ничего не смогу сказать в связи с урегулированием конфликта. В основном, потому что Евросоюз не входит в Минскую группу ОБСЕ. Тем не менее, Евросоюз сможет сыграть роль в решении нагорно-карабахского конфликта и сыграет. Мы имеем большой опыт в этой сфере. Наш опыт в связи с конфликтной ситуацией может стать полезным и для карабахского конфликта».

 

В данном контексте интересно, что Семнеби, конечно, если его слова были верно переданы, не просто предполагает, что ЕС всерьез возьмется за карабахское урегулирование, а выражает уверенность в этом, как будто, это уже согласованное решение. Сложно не согласиться с Семнеби касательно того, что ЕС имеет большой опыт в урегулировании различных конфликтов. В этом смысле можно хотя бы вспомнить посредническую роль Евросоюза в ходе прошлогодней августовской войны между Россией и Грузией. Тогда президент председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози оказался самым активным образом вовлечен в процесс урегулирования юго-осетинского конфликта, договорившись с Д.Медведевым о нормализации ситуации на основе шести принципов.

 

Даже если оставить в сторону опыт посреднических усилий ЕС, то никак нельзя не учитывать программу «Восточное партнерство», которую реализует Евросоюз по отношению к 6 постсоветским государствам, в том числе Армении и Азербайджану. Вполне очевидно, что ЕС как институт хочет закрепиться и увеличить свое влияние в этих странах, содействуя их евроинтеграции. В этом контексте, сложно представить как ЕС на основе 4 основных платформ этой инициативы (соответствующее госуправление и стабильность; экономическая интеграция; энергетическая безопасность; контакты между людьми) будет развивать сотрудничество со странами, у которых существует между собой крупный неразрешенный конфликт.

 

Известный германский эксперт по проблемам Евросоюза Александр Рар в интервью АрмИнфо также высказал точку зрения, согласно которой ЕС будет заниматься замороженными конфликтами. «Я думаю, что посредством программы «Восточное партнерство» Евросоюз также будет заниматься неразрешенными, территориальными конфликтами и сейчас нужно просто подождать пока ЕС выстроит свои новые институты», - полагает германский политолог.

 

Развивая свою мысль, Рар утверждает, что европейская внешняя политика будет стремительно идти на Южный Кавказ, потому что Евросоюз понимает, что в результате российско-грузинского конфликта, он, как институт, смог войти на Кавказ и закрепиться в Грузии, и теперь, постарается закрепиться также в Армении, и в Азербайджане.

 

Учитывая все вышесказанное, а также, принимая во внимание ряд других объективных и субъективных факторов, в том числе экономических, можно предположить, что если в ближайшие полгода-год не будет зафиксирован реальный прогресс в разрешении этого конфликта, ЕС вполне возможно захочет примерить на себе роль арбитра в карабахском урегулировании, либо в качестве сопредседателя МГ ОБСЕ, либо в качестве отдельного субъекта. Очевидно, что Евросоюз заинтересован в обеспечении безопасности региона Южного Кавказа, который обеспечивает связь Европы с богатым энергоресурсами Каспийским регионом, а также Центральной и Средней Азией, и урегулирование карабахского конфликта, так же как и армяно-турецкая нормализация, входит в зону его интересов. Так что, по всей видимости, став более консолидированной политической структурой, Евросоюз действительно захочет увеличить свою вовлеченность в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. И заявление высокопоставленного чиновника ЕС, кстати говоря, участившего свои визиты в регион, достаточно четко вписывается в эту концепцию.

 

Арам Араратян

Источник: АрмИнфо

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 674
Календарь новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru