Главная » 2009 » Ноябрь » 20 » Обновленный Евросоюз готов взяться за карабахский вопрос
Обновленный Евросоюз готов взяться за карабахский вопрос
00:28
Analitika.at.ua. Одной из тем обсуждений завершившегося накануне в
Стокгольме 24-го саммита Россия-ЕС стал вопрос урегулирования
нагорно-карабахского конфликта. Символично, что по итогам саммита российский
лидер Дмитрий Медведев назвал диалог между Арменией и Азербайджаном «хорошим
примером сотрудничества» между Россией и ЕС. Вполне возможно, что Д.Медведев
имел в виду не только посредничество России в МГ ОБСЕ, но и перспективы
нахождения общих знаменателей с ЕС в рамках возможных новых функций, которые
даст Евросоюзу подписание Лиссабонского договора, предусматривающее реформу
властных институтов ЕС. Этот договор начнет действовать на территории стран ЕС
с 1-го декабря текущего года.
Этот международный договор, подписанный на саммите 13
декабря 2007 года в Лиссабоне, станет своеобразным аналогом так и не вступившей
в силу Конституции ЕС. Согласно этому договору учрежден пост президента (глава
Евросовета) и министра иностранных дел ЕС (в его руках будут объединены
полномочия Верховного представителя ЕС по общей политике и безопасности и
Еврокомиссара по внешним связям), избрание которых должно состояться сегодня в Брюсселе,
в ходе неформального саммита стран ЕС.
Для того чтобы придти к единому знаменателю, странам ЕС
пришлось за последние два года преодолеть немало рубежей: так были проблемы с
ратификацией этого договора в Германии и Ирландии. Большие сложности возникли и
с Чехией, которая после определенных уступок со стороны ЕС подписала этот
договор 3 ноября.
По мнению экспертов, главными претендентами на должность
президента ЕС считаются 62-летний премьер-министр Бельгии Херман Ван Ромпей,
премьер Люксембурга и председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер, премьер
Нидерландов Ян Петер Балкененде, а также экс-премьер Великобритании Тони Блэр.
Что касается поста министра иностранных дел, то здесь основные кандидаты – это
экс-глава итальянского министерства Массимо Д'Алем и министр иностранных дел
Испании - Мигель Анхель Моратинос.
Так что же представляет собой Лиссабонский договор? Говоря
вкратце, он предусматривает ряд институциональных преобразований, главная цель
которых - улучшение структуры управления ЕС с учетом его расширения и
оптимизация механизма принятия решений. Если не углубляться в дебри
Лиссабонского договора, то можно сказать, что при благоприятном развитии
процесса, Евросоюз «заговорит» с единой позиции и предстанет, наконец, мощным,
консолидированным и более эффективным игроком на мировой арене, который сможет
говорить на равных и с США, и с Россией и с другими мировыми субъектами.
В контексте вышесказанного примечательно заявление
спецпредставителя ЕС на Южном Кавказе Питера Семнеби, сделанное им буквально
несколько дней назад в Азербайджане: «Я пока ничего не смогу сказать в связи с
урегулированием конфликта. В основном, потому что Евросоюз не входит в Минскую
группу ОБСЕ. Тем не менее, Евросоюз сможет сыграть роль в решении
нагорно-карабахского конфликта и сыграет. Мы имеем большой опыт в этой сфере.
Наш опыт в связи с конфликтной ситуацией может стать полезным и для
карабахского конфликта».
В данном контексте интересно, что Семнеби, конечно, если его
слова были верно переданы, не просто предполагает, что ЕС всерьез возьмется за
карабахское урегулирование, а выражает уверенность в этом, как будто, это уже
согласованное решение. Сложно не согласиться с Семнеби касательно того, что ЕС
имеет большой опыт в урегулировании различных конфликтов. В этом смысле можно
хотя бы вспомнить посредническую роль Евросоюза в ходе прошлогодней
августовской войны между Россией и Грузией. Тогда президент
председательствующей в ЕС Франции Николя Саркози оказался самым активным
образом вовлечен в процесс урегулирования юго-осетинского конфликта,
договорившись с Д.Медведевым о нормализации ситуации на основе шести принципов.
Даже если оставить в сторону опыт посреднических усилий ЕС,
то никак нельзя не учитывать программу «Восточное партнерство», которую
реализует Евросоюз по отношению к 6 постсоветским государствам, в том числе
Армении и Азербайджану. Вполне очевидно, что ЕС как институт хочет закрепиться
и увеличить свое влияние в этих странах, содействуя их евроинтеграции. В этом
контексте, сложно представить как ЕС на основе 4 основных платформ этой
инициативы (соответствующее госуправление и стабильность; экономическая
интеграция; энергетическая безопасность; контакты между людьми) будет развивать
сотрудничество со странами, у которых существует между собой крупный неразрешенный
конфликт.
Известный германский эксперт по проблемам Евросоюза
Александр Рар в интервью АрмИнфо также высказал точку зрения, согласно которой
ЕС будет заниматься замороженными конфликтами. «Я думаю, что посредством
программы «Восточное партнерство» Евросоюз также будет заниматься
неразрешенными, территориальными конфликтами и сейчас нужно просто подождать
пока ЕС выстроит свои новые институты», - полагает германский политолог.
Развивая свою мысль, Рар утверждает, что европейская внешняя
политика будет стремительно идти на Южный Кавказ, потому что Евросоюз понимает,
что в результате российско-грузинского конфликта, он, как институт, смог войти
на Кавказ и закрепиться в Грузии, и теперь, постарается закрепиться также в
Армении, и в Азербайджане.
Учитывая все вышесказанное, а также, принимая во внимание
ряд других объективных и субъективных факторов, в том числе экономических,
можно предположить, что если в ближайшие полгода-год не будет зафиксирован
реальный прогресс в разрешении этого конфликта, ЕС вполне возможно захочет
примерить на себе роль арбитра в карабахском урегулировании, либо в качестве
сопредседателя МГ ОБСЕ, либо в качестве отдельного субъекта. Очевидно, что
Евросоюз заинтересован в обеспечении безопасности региона Южного Кавказа, который
обеспечивает связь Европы с богатым энергоресурсами Каспийским регионом, а
также Центральной и Средней Азией, и урегулирование карабахского конфликта, так
же как и армяно-турецкая нормализация, входит в зону его интересов. Так что, по
всей видимости, став более консолидированной политической структурой, Евросоюз
действительно захочет увеличить свою вовлеченность в урегулировании
нагорно-карабахского конфликта. И заявление высокопоставленного чиновника ЕС,
кстати говоря, участившего свои визиты в регион, достаточно четко вписывается в
эту концепцию.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.