Главная » 2012»Март»23 » Обращение: Турция - волны "просвещения" и "европеизации" сменяются фанатичным национализмом
Обращение: Турция - волны "просвещения" и "европеизации" сменяются фанатичным национализмом
21:24
Analitika.at.ua. ИА REGNUM публикует обращение общественной организации
Армянский центр этнологических исследований "Азарашен" относительно
вопросов защиты прав человека в Турции и армяно-турецких исторических
отношений. Ниже представлен текст обращения целиком и без корректировки.
Турецкие организации, работающие в области защиты прав
человека и одновременно сотрудничающие с армянскими специалистами, последних
часто призывают осуществлять не только проекты по армяно-турецким темам, но и
по демократизации. "Давайте вместе добиваться того, чтобы Турция стала
демократической страной, в этом случае вопрос армянского геноцида разрешится
гораздо легче", - утверждают они.
Однако, с одной стороны, Турция, кажется, значительно
отходит от политического решения построения демократии, с другой стороны, -
этнические армяне встречают множество различных препятствий при попытке
участвовать в самом процессе демократизации. Это касается и вопроса защиты
невинных граждан, преследуемых со стороны турецких властей. Всегда есть
опасение, что они своими действиями могут лишь навредить преследуемой жертве.
Любая попытка армян предпринять какие-либо шаги в области защиты прав человека
в Турции может привести к противоположному результату.
В этой стране, в частности, сейчас собираются судить
человека, кто, быть может исходя из многочисленных заявлений турецких властей,
не раз до международного уровня поднимавших вопрос относительно беспристрастного
и объективного анализа истории вместо политизации темы геноцида армян, всего
лишь попытался опубликовать некоторые материалы, касающиеся армянского
геноцида. Речь об известном издателе и правозащитнике - Рагыбе Зараколу. Он
является одним из наиболее известных представителей турецкой интеллигенции,
борющихся против отрицания факта армянского геноцида в Турции. За свою
деятельность он регулярно преследуется турецкими властями по печально известной
301 статье УК. Из-за перевода книги Франца Верфеля "40 дней Муса
Дага" и ее публикации в Стамбуле, в своем издательстве "Белге",
в 2007 г. он был приговорен к 6 месяцам заключения, официально - за
"оскорбление турецкой идентичности". По 301 статье Зараколу был
осужден и за публикацию на турецком языке книги Джорджа Джерджяна "Истина
нас освободит", посвященную армянскому геноциду.
Конечно, можно было бы обойти бесплодность никогда не
вызывавших в Армении и армянских кругах какого-либо доверия турецких заявлений
об объективном представлении истории, если бы не многочисленные преследования и
аресты представителей турецкой интеллигенции и аналитиков, серьезно относящихся
к истории и достоинству Турции. После преследований Танэра Акчама основной
мишенью сегодняшних турецких властей, как уже было сказано, стал Рагыб
Зараколу, которого арестовали 27 октября 2011 года и уже около 5 месяцев держат
в заключении. Выдвинутое обвинение грозит ему десятью годами ("Азг",
2012, 21 марта). Это, конечно, хороший урок турецким историкам на случай, если
они захотят вовлечься в процесс написания объективной истории Турции или, кто
знает, захотят участвовать в обсуждениях по проблеме Геноцида армян в рамках
комитета историков, на создании которого так упорно настаивает Турция.
Текущая реальность Турции чем дальше, тем больше напоминает
Османскую империю начала XX в., когда свежесть, привнесенная конституцией 1908
г. и "просвещенными и европеизированными" младотурками, вызвав
первоначально восторг в турецком обществе, быстро сменилось фанатичным
национализмом и завершилось начавшимся в 1915 г. Геноцидом армян, греков,
ассирийцев. Сегодняшняя турецкая демократия сплошь пропитана национализмом,
активно поощряемым властями. Ярким проявлением этого можно считать заявление
премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что "не существует государства
Кипр", бесплатное распространение разжигающей ненависть к армянам
литературы в школах, убийство в турецкой армии военнослужащего армянина 24-го
апреля 2011 г., празднование "освобождения от армян" города Баберд
(ныне Байбурт) и во время этого "празднества" призыв мэра - члена
правящей партии - отомстить армянам с театрализованной имитацией изгнания армян
(в ознаменование очередной годовщины "освобождения" Байбурта
городская мэрия провела праздничные мероприятия. В частности, состоялось
театрализованное представление, во время которого зрителям рассказали, как
"армяне убивали турок", а затем "храбрые турецкие солдаты
освободили город от врага". Мэр Байбурта, Хаджи Али Полат, член правящей
партии "Справедливости и развития", в своем выступлении призвал
"не забывать о мече отмщения" и заявил, что "врага следует знать
в лицо". Мероприятие завершилось факельным шествием, в котором участвовали
и сотрудники мэрии), навязывание турецкой идентичности переживающим кризис
идентичности азербайджанцам посредством лозунга "одна нация, два
государства". В официальной турецкой терминологической лексике этноним
"азербайджанец" полностью заменен "турком". Например, в
заявлении от 23.02.12 турецкого меджлиса относительно ходжалинских событий
говорится о смерти "азербайджанских турок" (текст заявления
подготовил председатель комитета по международным отношениям турецкого меджлиса
Волкан Бозкыр).
Таким образом, ответственность за наименование
азербайджанцев турками несет председатель комитета международных отношений меджлиса.
Другой пример. Во время многотысячного митинга, проходившего 26 февраля 2012 г.
на площади Таксим, полностью организованного, согласно турецким источникам,
властями страны при активном участии губернатора Стамбула и министра внутренних
дел Турции Идриса Наим Шаина, основными лозунгами являлись ежедневно
повторяемое в турецких школах "я горд, что я - турок" и "Карабах
наш и будет нашим". Таким образом, лозунги относительно того, что отныне
азербайджанцы и турки горды тем, что они турки и "Карабах - наш",
озвучивает не только Азербайджан, но Турция. Такой установкой и позицией в
Анкаре стремятся участвовать в урегулировании карабахского конфликта.
Примечательной составляющей митинга было армянофобское выступление министра
внутренних дел Адриса Наим Шаина, в том числе его угроза расправы: "В тот
день была пролита кровь, но ответ этому не был дан. Эта кровь не должна
оставаться на земле. Ответ за эту кровь будем требовать вместе и в Стамбуле, и
в Баку, и где бы то ни было". Воистину, новый Талаат!
Ведущий рубрику в известной турецкой газете Taraf Рона
Маргулис, обращаясь к антиармянской акции, прошедшей 26-го февраля в Стамбуле
как день памяти ходжалинских событий, недоумевает, что "министр внутренних
дел Идрис Наим Шаин выступает на митинге, где на раскрытых плакатах граждан его
страны называют "выкидышами"... Если бы мы жили в нормальной стране,
не только этот министр ушел бы в отставку, но и все правительство".
В отчете за 29 октября 2011 г. "Об исследовании
материалов ксенофобии в прессе" в Турции указано, что подавляющее
большинство материалов, разжигающих ненависть и вражду, составляют публикации
против армян. В газетных публикациях указывалось, что "РКК является
армянской организацией", встречаются формулировки наподобие "наследие
армян", "голова армянина", "предатель", "основной
враг - армяне" и другие подобные выражения. Как же это все напоминает
канун 1915 года! Тем не менее, находящийся в несвободе турецкий правозащитник
Рагыб Зараколу надеется, что достоинство страны еще можно спасти. 11 января 2012
г. через своего адвоката он обратился в Великое национальное собрание Турции,
передав прошение, где призывает этот законодательный орган накануне столетия
Геноцида армян признать преступление XX века. "Накануне столетия геноцида
1915 г. Республика Турции должна это тяжкое бремя, но в то же время благородное
обязательство, от имени всех граждан взять на себя", - по сообщению
турецких СМИ, говорится в его прошении. Однако в Турции, все более и более
делающей официальным национализм, подобные подходы обречены, особенно, если
учесть, что в течение 2010 года в правительство попали такие представители,
которые свои места заполучили в основном за счет националистических голосов.
Примечательно, что борьба за получение турецких голосов разворачивается в
основном вокруг националистических идей, что дополнительно подтверждает, с
одной стороны, глубокую общественную симпатию к сознательному национализму, и с
другой стороны, способствует новым развитиям национализма.
Всего четыре месяца назад председатель Великого национального
собрания Турции Джемил Чичек повторил для международного сообщества заявление,
которое воспроизводится на всех уровнях турецких чиновников: "По поводу
событий 1915 г. мы готовы лицом к лицу встать перед своей историей. Мы открыли
наши архивы и готовы обсудить работы историков. Уверен, что вместо суждений,
основанных на неправильной информации, вернее было бы обсудить реалии,
представляемые нашими учеными". Однако наряду с этими заявлениями для
международного сообщества турецкому обществу даются другие обещания:
"успокойтесь, мы накажем любой шаг, отклоняющийся от официальной
историографии". Путем наказания Рагыба Зараколу угрожают всем историкам.
Какой же турецкий историк посмеет в такой Турции сделать объективное
исследование и анализ?!
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.