Analitika.at.ua. В середине июля 2008г. на церемонии открытия одной
реконструированной мечети в Баку президент этой страны И. Алиев поведал
присутствующим: "Представители всех религий чувствуют себя в Азербайджане
спокойно и комфортно… Наш опыт изучается в мире. В будущем роль Азербайджана,
как пространства толерантности, в налаживании и укреплении межрелигиозного и
межкультурного диалога в мире будет расти”. И до, и после этого большинство
международных правозащитных организаций и демократических стран критиковали
власти Азербайджана за ограничения, в частности, религиозных свобод своих
граждан. Несмотря на это, выступления г-на Алиева продолжились в том же
прозаическом духе и дальше.
Заинтересованным наблюдателям может показаться, что
президент Азербайджана И.Алиев уволил своего спичрайтера. Все свои речи,
заявления и на всевозможных мероприятиях г-н Алиев говорит про армян, Армению и
Нагорный Карабах, не забывая, конечно, особо подчеркнуть, что Азербайджан
является "первой демократией” мусульманского Востока. Но даже если
международное сообщество в упор не хочет замечать свирепую ксенофобию,
армянофобию всего руководства Азербайджана, негативная трансформация
морально-психологического облика народа этой страны должна стать предметом
серьезных опасений. Ведь даже в авторитарных странах арабского мира сегодня
происходят ранее немыслимые общественно-политические трансформации, но при
сохраняющихся тенденциях оголтелой пропаганды даже упадок клана Алиевых в
скором будущем не вернет азербайджанское общество к нормальной жизни. Такой
прогноз подтверждается и последним докладом Европейской комиссии против расизма
и нетерпимости, где "[Комиссия отмечает, что] гипотеза правительства о
возможности быстрых изменений в целом негативном общественном отношении [к
армянской нации] является нереалистичной”.
Речь Ильхама Алиева на церемонии ифтар по случаю священного
для мусульман месяца Рамазан – грустный пример продолжения алиевской
пропаганды, в которую уже никто не верит и не обращает особого внимания. "Наш
опыт в некоторых случаях изучается в мировом масштабе. Я очень рад, что
терпимость, религиозная толерантность – это уже устоявшиеся понятия в
Азербайджане. Это не просто лозунг, а наш образ жизни”, – заявил И.Алиев на
праздничном вечере.
К сожалению, до недавнего времени международные структуры и
демократические центры сил, такие как США и ЕС, высказывали только "сожаления”
относительно подавлений гражданских свобод в Азербайджане. Недостаточно
конкретными были также доклады и заявления правозащитных организаций.
Общую тенденцию замалчивания серьезных проблем с культурой
толерантности в Азербайджане опять же нарушает доклад упомянутой Европейской
Комиссии, который, в частности, подчеркивает, что власти этой страны
приравнивают выражение определенной этнической или религиозной идентичности
угрозе национальной безопасности. Видимо, из-за этого в толерантной
азербайджанской тюрьме в 2010г. скончался 67-летний талышский активист
Новрузали Мамедов, всю судебную тяжбу в отношении которого правозащитная
организация Amnesty International назвала "политической”.
Реальная ситуация с гражданскими правами в Азербайджане
константно ухудшается, несмотря ни на какие процессы евроинтеграции. Доклад по
части выполнения Европейской политики соседства (май 2011) отметил
многочисленные аресты молодежных активистов, а также ограничения свободы слова
и собраний, но выразил лишь пустое "беспокойство”.
Дополняет эту ужасную картину немецкий комиссар по правам
человека (омбудсмен) Маркус Ленинг: "В последний раз я был здесь пять лет назад
и, сравнивая ситуацию, я вижу, что положение ухудшилось" – отметил он на
бакинской пресс-конференции 17 августа, когда ему отказали в праве посещения
политзаключенных. Более того, на следующий день докладчик ПАСЕ по вопросу
политзаключенных в Азербайджане, немецкий депутат Криштофу Штрассеру вообще
было отказано во въезде в Азербайджан.
Случаев нетолерантного отношения к представителям других
наций и нацменьшинств, проживающих в Азербайджане и за его пределами, великое
множество. Взять только притеснения горских евреев и фактический запрет на
строительство синагоги в Баку…
В докладе Государственного департамента CША о международной
ситуации с правами человека за 2010 год отмечается, что в этой стране не только
ограничиваются гражданские права и свободы, но граждане, фактически, лишены их
самого естественного права на мирную смену власти.
В Баку очень любят повторять про резолюции ОИК, ООН и ее
Совета Безопасности (хотя и в своем, "азербайджанском” толковании), но когда
речь заходит не об армянах, а о демократических правах граждан Азербайджана,
руководство этой страны в замешательстве снова берет в руки тексты про
свободолюбивый народ Карабаха и под конец все аплодируют, потому что несогласные
давно сидят в тюрьмах или изгнаны из страны. Panorama.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.