Analitika.at.ua. 25 марта в Москве состоится неформальное заседание совета
министров иностранных дел государств – членов Организации Договора о
коллективной безопасности (ОДКБ). В Москву съезжаются главы внешнеполитических
ведомств Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении, Белоруссии и
России. А 23 марта в Москве под председательством Полномочного представителя
России при ОДКБ прошло заседание Постоянного Совета при ОДКБ. Рассмотренный в
ходе заседания План консультаций представителей государств-членов ОДКБ по
вопросам внешней политики, безопасности и обороны на второе полугодие 2010 года
- первое полугодие 2011 года предусматривает проведение в этот период ряда
консультаций представителей государств-членов ОДКБ по всем направлениям
деятельности Организации, включая политическое и военное сотрудничество,
противодействие современным вызовам и угрозам, правовую и информационную сферу.
Предстоящее празднование 65-летия Великой Победы, как
представляется, станет самостоятельным вопросом для обсуждения. Как известно, в
военном параде 9 мая в Москве примут участие представители воинских
формирований участников Антигитлеровской коалиции – США, Великобритании и
Франции. Это, безусловно, отражает важную грань исторической правды о
совместной борьбе народов против фашизма, но не менее важной гранью правды о
прошлом представляется то, что потерявшая в войне четверть своего населения
Белоруссия и другие бывшие советские республики, ныне независимые государства,
внесли в дело Великой Победы вклад не меньший, чем американские рейнджеры или
авиаполк «Нормандия – Неман». Многие представители российской общественности
уже высказались за то, чтобы в общем праздновании 65-летия Победы наших народов
в Великой Отечественной войне приняли участие представители органов власти, а
также, что не менее важно, ветеранских организаций всех государств СНГ.
На июнь 2010 года планируется проведение очередной сессии
Совета коллективной безопасности ОДКБ, и предстоящая встреча министров (в ряде
случаев – заместителей министров) иностранных дел государств – участников
данной организации даст возможность «сверить часы», определить приоритетные
направления сотрудничества с учётом динамично развивающейся ситуации на постсоветском
пространстве. И надо надеяться, что наметившаяся активизация ОДКБ не будет
измеряться одним лишь количеством саммитов, о которых их участники забудут уже
на следующий день.
Интеграционный потенциал на постсоветском пространстве не
исчерпан. Для большинства населения постсоветских государств всё более очевидны
пагубные последствия противоестественного разделения общего
культурно-исторического наследия наших народов. Как известно, Украина не
является участником ни ОДКБ, ни ЕврАзЭС, однако приход к власти Виктора
Януковича создаёт предпосылки для налаживания плодотворного и взаимовыгодного
сотрудничества Киева с этими организациями. Тем более что, как показал
бесславный итог правления Ющенко, односторонняя ставка политиков на США и НАТО
приводит к отторжению их курса народом. Дискуссии по ключевым проблемам
национальной безопасности приобретают на Украине всё более содержательный
характер, что не может не радовать, как и замена Виктором Януковичем наиболее
одиозных адептов форсированной «евроатлантической интеграции» страны. Несмотря
на наличие определённых разногласий, неплохо развивается сотрудничество в
рамках ОДКБ России и Белоруссии, основанное на сознании общих интересов двух
стран в военно-политической сфере.
Немалым конфликтным потенциалом по-прежнему обладает Южный
Кавказ. Действия Москвы по признанию Абхазии и Южной Осетии не получили должной
поддержки со стороны союзников по ОДКБ, что, видимо, должно стать предметом
дальнейших переговоров и консультаций. После подписания декларации о сотрудничестве
между ООН и ОДКБ Объединённые Нации де-факто признали особую роль Организации
Договора о коллективной безопасности в обеспечении безопасности в Евразии.
Эксперты уже высказывают идею возможного участия миротворческого контингента
ОДКБ в гипотетической миротворческой операции в Нагорном Карабахе, однако этот
вопрос ещё далек от того, чтобы обсуждать его всерьёз. А вот предложение о
проведении силами специально организованной и имеющей соответствующий мандат
наблюдательской миссией ОДКБ мониторинга нарушений режима перемирия на линии
карабахско-азербайджанского противостояния, возможно, заслуживает более
внимательного рассмотрения.
Проблемы координации действий государств – участников ОДКБ
выходят на первый план внешней политики России и союзных ей государств в силу
того, что действия НАТО по-прежнему сконцентрированы на задачах расширения
Альянса на восток. Всё большее значение здесь приобретает Центральная Азия, где
отсутствие должной степени взаимопонимания между республиками, некогда
составлявшими единый народно-хозяйственный комплекс в составе Советского Союза,
а сейчас являющимися союзниками по ОДКБ, ведёт к усилению американского
присутствия, чревато обострением обстановки в регионе и ростом напряжённости
как внутри ОДКБ, так и внутри Шанхайской Организации Сотрудничества.
Показательна в этом отношении ситуация, складывающаяся в Киргизии (где правящие
силы и оппозиция используют самые разнообразные способы заявить о себе) и в
киргизско-узбекских отношениях. Порой сотрудничество с НАТО рассматривается в
Центральной Азии как «страховочный элемент» на случай ослабления позиций России
в регионе, и здесь от политической линии, которую проводит Москва, всё больше
сознающая стратегическую важность этой части мира, действительно зависит
немало.
Важнейшим раздражителем остаётся оккупируемый американцами
Афганистан. В то время как Россия и её союзники по ОДКБ дают зелёный свет –
вслед за воздушным – ещё и сухопутному транзиту НАТО в мятежную, охваченную
повстанческим движением страну, администрация США всерьёз обсуждает перспективы
диалога с «умеренными» талибами. Это ставит ОДКБ перед вызовами, которые
необходимо осмыслить в новых политических категориях, без стереотипов
«международного терроризма». Нужно определить истинных виновников
дестабилизации региона и на этой основе выстроить общую стратегию и тактику
взаимодействия. Иначе размолвка по поводу проектируемой американцами
«антитеррористической» базы в киргизском Баткене окажется далеко не последней,
а Республика Узбекистан и дальше будет уклоняться от антитеррористических
учений «Рубеж-2010», которые пройдут в конце апреля в Таджикистане.
Баланс сил и взаимный учёт интересов - естественная основа
любой системы безопасности на региональном и глобальном уровнях. Резкое
нарушение баланса грозит сползанием к конфронтации и войной «всех против всех».
Отрадно, что в ООН понимают и принимают стабилизирующую роль ОДКБ, юридически
оформляя это в виде совместной декларации о сотрудничестве. Постепенно уходящая
в прошлое монополия США на безопасность ни к чему хорошему не привела и
привести не могла. Государства - члены ОДКБ сами должны стать не потребителями,
а производителями «услуг» в сфере безопасности – только в этом случае
территорию бывшего СССР можно будет считать гарантированной от новых
потрясений.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.