Пятница, 06.12.2024, 21:24
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Ноябрь » 7 » Олег Есаян: Сегодня к востоку от Республики Армения существует Нагорно-Карабахская Республика
Олег Есаян: Сегодня к востоку от Республики Армения существует Нагорно-Карабахская Республика
01:12

Analitika.at.ua. Недавно Армения отпраздновала 20-летие провозглашения независимости, широко отмеченное во всех уголках мира, где существует армянская диаспора. Условия, в которых Армения шла к своему суверенитету с момента установления в стране советской власти и в последние годы существования СССР, в корне отличались от ситуации во многих других советских республиках. Об этом в эксклюзивном интервью чрезвычайного и полномочного посла республики Армения в Российской Федерации Олега Есаяна.

 

Олег Есаевич, история СССР полна мрачных страниц... но тем не менее было ли что-нибудь хорошее, как материальное, так и духовное, в наследии Советского Союза, которое сохраняется до сих пор?

 

Скажу прямо: вопрос своеобразный и в определенной степени даже неожиданный, хотя, казалось бы, в нем ничего нового и непонятного нет. Он своеобразен в том смысле, что в нем уже изначально содержится констатация мрачных страниц в истории СССР, то есть вопрос не в том, есть эти страницы или нет, а в том – в чем их суть. Неожиданность вопроса в том, что накануне 20-летия провозглашения независимости Республики Армения ее посолу придется говорить не об этом, а о прошлом уже несуществующей страны.

 

Очевидно, у каждого из нас, людей, образно говоря, из той эпохи, на данный вопрос может быть свой ответ. Я также выскажу свое личное мнение.

 

Вообще, считаю, что к комментариям тех или иных аспектов истории СССР надо проявить двоякий подход: первый - как к определенной системе социально-экономических и общественно-политических отношений; и второй - как к определенному этапу общего социально-экономического прогресса населяющих его народов. Безусловно, эти два аспекта единой системы отношений проявились не автономно, они составляли одно целое как диалектическое единство общеидеологического содержания и социально-экономической формы исторической формации.

 

С одной стороны, Советский Союз, безусловно, был историческим проявлением известной теории о коммунистическом обществе и, на мой взгляд, во многом достаточно неудачным, по крайней мере в значительной степени искаженным вариантом. СССР как политический и межнациональный конгломерат в концептуальном плане строился не в силу объективной необходимости и здравого смысла, а на основе политической целесообразности, что является категорией переменчивой и не может быть естественным принципом внутригосударственных и межнациональных отношений в многонациональном государстве.

 

При прочих равных условиях и даже при отсутствии внешних обстоятельств вышеназванные реалии, с одной стороны, и отсутствии общепринятых демократических принципов обустройства государства - с другой, впоследствии стали исходными факторами проявления, как Вы отметили, мрачных страниц СССР. Поэтому они в целом в истории СССР, конечно же, были и не обошли стороной Армению и армян. Это и раздел Армении между большевистской Россией и кемалистской Турцией; тот судьбоносный факт, что образованием СССР армянский народ, как в межгосударственном, так и в международном плане был разделен, в результате чего, например, неоспоримые части тысячелетней армянской действительности Нахиджеван и Карабах оказались не в самой Армении, а в соседней республике; репрессии ленинско-сталинского периода, массовые ссылки в дальние края вскоре после Великой Отечественной войны. Это и беспрецедентные для Советского Союза последних лет погромы по национальному признаку в Сумгаите, Баку в 1988-1990 гг., и депортация силами войск МВД СССР и Советской армии армянского населения из десятков сел Нагорного Карабаха в ходе печально известной операции «Кольцо» в апреле-августе 1991 года, которая, кстати, до сих пор не получила свою должную и необходимую военно-политическую и правовую оценку. Надо отметить, что подобные беды в той или иной степени и форме пережили практически все народы огромной страны.

 

Вместе с этим, с другой стороны, не нужно предавать забвению тот безусловный факт, что прошедшие семь десятилетий стали важным этапом социально-экономического прогресса каждого народа этого единого государства. Сложно однозначно утверждать, что все они самостоятельно за 20 лет смогли бы создать ту научную, экономическую и военную базу, на которой базируется экономический аспект их нынешней политической независимости. Поэтому, не вдаваясь в подробности можно смело утверждать, что в экономическом и духовном плане в советский период Армения тоже добилась значительных успехов. Более того, Армения стала республикой с мощным национальным научно-техническим, культурным и интеллектуальным потенциалом, достаточно высокого созидательного уровня, что всегда было характерной чертой нашего народа. Именно это и является нашим традиционным ресурсом, «природным богатством», «нефтью и газом». Поэтому к воссозданию этого базового фактора прогресса мы стремимся и сегодня, безусловно, в новых условиях и на новой основе. И отрадно констатировать, что государство сегодня стремится внедрить новые начинания в этом направлении во многих ведущих сферах жизни.

 

Но и здесь, возвращаясь к нашему недавнему прошлому, надо отметить еще одно важное обстоятельство, а именно: экономика СССР была чрезмерно централизована, она представляла собой не общность экономик союзных республик в их взаимосвязи и взаимообусловленности, а экономика каждой союзной республики являлась частицей экономики СССР. Это принципиально разные ситуации, поэтому экономическая и внеэкономическая зависимость каждой республики от союзного центра была очень существенной, особенно для республик с небогатыми ресурсами. Как правило, в этих республиках подавляющее большинство значимых предприятий были союзного подчинения, с вытекающими из этого обстоятельствами. Это относится и к Армении. После распада СССР разрыв внешних связей, а также сложившаяся военно-политическая ситуация вокруг Армении весьма отрицательно сказывались на формировании национальной экономики и ее переходе на рыночные условия функционирования. Поэтому многое, помимо субъективных факторов, упущений и некомпетентности, безусловно, решалось не так, как это нужно было и могло бы быть сделано, а так, как это возможно было делать.

 

На мой взгляд, касательно армяно-российских взаимоотношений, в годы СССР более непосредственными и существенными стали историческая дружба и сотрудничество между армянским и русским народами, а также с многими народами и национальностями СССР. Именно в эти годы проявилось духовное взаимопроникновение наших народов. Наиболее подчеркнуто стали историческая ориентация нашего народа на Россию и осознанность исторической ответственности России за судьбу Армении и нашего народа.

 

Эти две опоры исторического моста наших взаимоотношений приобретают новый смысл и содержание на современном этапе развития независимых государств - России и Армении, на что направлены усилия наших властей, и прежде всего глав наших государств - С.А. Саргсяна и Д.А. Медведева.

 

Как бы резюмируя ответ на данный вопрос, хотел бы добавить, что даже без учета внешних факторов и обстоятельств можно сказать, что распад СССР - это непосредственный результат развития его внутренних противоречий, имевших место в политической, организационно-экономической и идеологической системе.

 

СССР, безусловно, не был таким прекрасным, как о нем говорили тогда и не был таким уж страшным, как о нем иногда говорят сейчас, особенно для многих народов.

 

У каждого из нас свой взгляд на прошлое, настоящее и будущее, с которым можно соглашаться или нет. 20 лет независимости Армении. Что удалось достичь за это время, а чего нет?

 

Высшей формой самовыражения народа, как правило, считается его политическая независимость, она дает каждому народу возможность полноправного и полноценного участия в формировании международных отношений, сохранения национальной самобытности и идентичности, развития и приумножения национальных и общечеловеческих ценностей. А для армянского народа, который в истории человечества в числе первых добился государственного обустройства своей общественной жизни, провозглашение независимости Республики Армения 21 сентября 1991 года стало не только началом его возвращения на международную арену, но и основным связующим звеном прошлого, настоящего и будущего разбросанного судьбой по всему миру нашего возрождающегося народа. Вместе с этим очевидно, что строительство суверенного государства не может быть самоцелью. Более того, независимость - это не заранее данное условие; независимость народа есть результат, который достигается в итоге сложного и долгого процесса, предполагающего усилия всего народа и даже не одного поколения. Этот процесс во многом зависит от многочисленных социально-экономических, общественных, геополитических и военно-политических условий, при которых и в силу которых он происходит.

 

Многим хорошо известно, что конец 80-х - начало 90-х годов прошлого столетия были самими сложными и трагическими в новейшей истории Армении. Но именно в эти годы были сделаны первые шаги по созданию независимого государства не только де-юре, но и де-факто. Поэтому провозглашение независимости Армении приобрело особый смысл и значение не только для граждан Республики Армения, но и для всего армянского народа. После многих столетий отсутствия государственности, если не считать двух с половиной лет независимости в 1918-1920 гг., в Армении построено независимое государство, ставшее гарантией сохранения идентичности армянского народа не только в границах Республики Армения, но и в масштабах всего мира, в котором, как известно, армян проживает двое больше, чем непосредственно в РА.

 

За прошедшие 20 лет наша страна добилась значительных и значимых результатов во внутренней и внешней политике, с адекватной системой управления. Сегодня Армения - полноценный член мирового сообщества, член Организации Объединенных Наций, СНГ и ОДКБ, Совета Европы, ОБСЕ и других международных и региональных организаций.

 

Все мы хорошо знаем, что на пути независимости были огромные сложности и препятствия как военно-политического, так и экономического характера. Однако усилиями нашего народа был преодолен тяжелейший экономический и энергетический кризис начала 1990-х годов, когда страна осталась практически без газа и электроэнергии и при этом пребывала в условиях навязанной нам соседом агрессии не только по отношению к Арцаху (в Нагорном Карабахе), но и непосредственно к Республике Армения. Последствия и итоги этой агрессии широко известны, и нет необходимости здесь к этому возвращаться. Сегодня к востоку от Республики Армения существует Нагорно-Карабахская Республика, появившаяся в результате распада бывшей Азербайджанской ССР по аналогии с развалом СССР в 1991 году и заявившая свое право на существование в навязанной ей войне и на основании действующих норм международного права и Конституции Союза ССР. Это еще одно большое достижение, которое стало возможным прежде всего благодаря обретению Арменией государственной независимости.

 

В Республике Армения создана современная, динамично развивающаяся государственная система, собственные вооруженные силы, по признанию независимых экспертов наиболее боеспособные в регионе Южного Кавказа, рыночная экономическая система, способная функционировать в столь сложных условиях продолжающегося все годы независимости известной коммуникационной блокады Армении.

 

Безусловно, многие вопросы социально-экономического характера все еще не решены надлежащим образом в силу многих, в том числе независимых от нас обстоятельств. Существует проблема занятости, наиболее равномерного распределения производительных сил по республике. Некоторые нерешенные пока вопросы внешней политики все еще препятствуют социально-экономическому прогрессу страны. Глава армянского государства, Президент Республики Армения С.А. Саргсян практически по каждому случаю, в каждом своем выступлении и речи называет существующие в тех или иных сферах нашей жизни недостатки, конкретно указывает на не решенные еще вопросы. Это есть политический мотив той убежденности, которая наряду с конкретностью задач, поставленных руководством страны перед каждой госструктурой, позволяет быть уверенным, что существующие недостатки и нерешенные вопросы будут успешно преодолены.

 

Общая проблема для многих стран, которые образовались после распада Союза, — поиск и формирование идентичности. Остаются ли армяне разделенным народом или же с появлением независимой Армении они обрели свой дом?

 

Сегодня независимая Армения однозначно является объединяющим фактором всей нашей нации. Исключительно четко и точно высказался Президент Серж Саргсян в своей речи на мероприятии, посвященном 300-летию образования армянской общины Санкт-Петербурга, отметив, что «Республика Армения без НКР и Диаспоры – эта одна Армения, с НКР и Диаспорой - это другая Армения». Внешняя политика нашего государства направлена на объединение усилий и возможностей этой «другой Армении» для решения задач, стоящих перед всем нашим народом.

 

В многовековой истории без государственности объединяющим факторами всего армянского народа были национальная культура, прежде всего наш язык, христианская вера в лице Армянской Апостольской Церкви и наша безграничная любовь к Родине. Сегодня все эти обстоятельства как бы объединены, аккумулированы и сконцентрировано проявляются в виде Независимой Республики Армения. Как видим, армянский народ в значительном смысле слова единый и не разделен. И это единение имеет четкую и стабильную тенденцию к усилению. Примером служат самые разные мероприятия общенационального характера, которые проводятся в Армении с Дня провозглашения нашей независимости. Это и всеармянские молодежные форумы, Панармянские спортивные игры, общенациональные программы («Вернись Домой», «Одна нация - одна культура», программа обучения армян из диаспоры в Армении), национальные бизнес-форумы, и многое другое. Думается, что по мере дальнейшего укрепления и развития Республики Армения эти связи будут укрепляться и приумножаться. Блестящим подтверждением сказанному могут служить красочные мероприятия различного рода и характера, приуроченные к 20-летию Независимости Республики Армения во всем мире и их кульминационный пример в Ереване в минувшие дни.

 

Более того, впервые Президентом Армении был принят и осуществлен принципиально новый подход к вопросам общенациональной важности и значимости – обсуждать данные вопросы не только в Армении, но и со всей Диаспорой.

 

Добавлю также, что, будучи достаточно древним народом, говорить о поиске и формировании национальной идентичности вроде бы не приходится. Другое дело – вопрос национального восприятия при независимой государственности. Поиск собственного общенародного взгляда на свою национальную государственность, основанную на национальных и общественных ценностях, - процесс более длительный, чем 20 лет. Осознанность не только необходимости, но и глобальной сущности независимого демократического государства должна стать неотделимым элементом нравственной культуры создателей этого государства. Сложность этого процесса определяется некоторыми обстоятельствами. Среди них я бы выделил как минимум две: первое - отсутствие исторического аналога перехода от предыдущего исторического этапа к новому и второе то, что этот поиск усложняется и непростой военно-политической ситуацией в нашем регионе, который особенно сегодня стал объектом пристального внимания региональных и мировых держав, а также международных организаций с учетом их многоплановых интересов.

 

Конечно, армяне остаются и частично обречены оставаться диаспорической нацией и в будущем. Однако нет сомнения в том, что обретенная два десятилетия назад независимость положила начало процессу обретения Диаспорой чувства общего дома по отношению к Независимой Республике Армения и Нагорно-Карабахской Республике (Арцаху). И что очень важно, армянское законодательство, с учетом положения соотечественников и в их интересах, приняло двойное гражданство.

 

Как вы оцениваете динамику взаимоотношений Армении и России?

 

Об историческом характере и сущности многовековых армяно-российских взаимоотношений мы достаточно хорошо знаем и немало о них говорили. О стратегическом сотрудничестве России и Армении я бы хотел напомнить слова глав государств Армении и России. Президент РФ Дмитрий Медведев назвал российско-армянские отношения «особыми», а Президент Армении Серж Саргсян их определил как «главное направление внешней политики Армении». Как говорится, этим все сказано, комментарии излишни. Армения и Россия - стратегические союзники, связанные узами многовековой дружбы и сотрудничества. Будучи независимыми государствами, наши страны продолжают тесное взаимодействие в самых разных областях и сферах.

 

За последние 20 лет между двумя странами заключено более 160 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, включая «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи» от 29 августа 1997г. и ряд документов, регламентирующих пребывание российского воинского контингента на территории Армении, особенно протокол о продлении срока пребывания военной базы РФ в РА, который уже ратифицировали парламенты двух стран.

 

С экономической точки зрения Россия является главным торговым партнером Армении. Товарооборот Армении и России по итогам 2011 года, надеемся, достигнет $1 млрд против нынешних $870 млн. В апреле текущего года в Ереване прошел первый армяно-российский форум «К новым достижениям межрегионального сотрудничества в российско-армянских союзнических отношениях”. Это поистине уникальное начинание, так как формат между регионами до сих пор не рассматривался столь приоритетно. Как в своей приветственной речи на форуме заметил Президент Серж Саргсян, «данный форум способствует решению практических вопросов, дает импульс к привлечению новых инвестиций и технологий, росту инноваций между двумя странами». Надо также добавить, что весомым вкладом в развитие межрегионального сотрудничества стало подписание на форуме 23 документов – соглашений и меморандумов о сотрудничестве в различных сферах, в том числе на уровне хозяйственных субъектов. Все участники форума выразили мнение, что такие встречи должны проходить ежегодно, укрепляя союзнические отношения между Арменией и Россией также в экономических вопросах.

 

Главная ценность братских по характеру и всеобъемлющих по уровню армяно-российских взаимоотношений является их нерушимость, которая предопределяется ее исторической неизбежностью, основанной на многовековом поиске политической и духовно-культурной предрасположенности двух народов. Это главное и общее наше богатство, которое каждое поколение наших народов получает в наследство и наследует само. Елена ВЛАДИ, «Собеседник Армении»

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 599
Календарь новостей
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru