Analitika.at.ua. В Ереване прошла III международная научная конференция
"Армянский народный эпос и всемирное эпическое наследие", в которой
приняли участие армянские и зарубежные специалисты. Инициатором проведения
конференции стал профессор Азат Егиазарян. Встреча ученых была организована
Институтом археологии и этнографии НАН РА и Российско-Армянским государственным
университетом. В 25 докладах участников конференции в основном обсуждались
вопросы эпического наследия армян и связи этих произведений с эпосами других народов.
- К СОЖАЛЕНИЮ, ДАЖЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ БОЛЬШИНСТВА НАШИХ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ эпическое наследие армянского народа ограничивается только
"Давидом Сасунским", - рассказывает один из организаторов
конференции, сотрудник Института археологии и этнографии, доктор филологических
наук Армен ПЕТРОСЯН.- Но и это всемирно
известное эпическое произведение, которое, по мнению специалистов, считается
одним из лучших в мире образцов литературного народного творчества, мы знаем по
сводному тексту, созданному учеными Мануком Абегяном, Арамом Ганаланяном и
писателем Геворгом Абовым. Эта версия помимо своих неоспоримых достоинств имеет
и недостатки. Подготовка к изданию эпоса проходила в условиях сталинизма, а
функционер Геворг Абов был в некотором смысле "комиссаром" работы.
Было изменено и само название произведения, более известного в оригинале как
"Сасунские удальцы".
Однако если большинство народов мира имеет только один эпос,
то армянами было создано несколько эпических произведений, охватывающих разные
исторические периоды, - от прародителя Гайка до Ара Прекрасного – эпоха
формирования нашего народа, эпос "Випасанк" - эпическое повествование
о времени царствования династии Арташесидов, "Сасунские безумцы" –
эпос времен арабского владычества. До нас дошли и некоторые другие эпические
произведения. В книгах двух армянских авторов периода раннего средневековья -
Павстоса Бузанда и Ована Мамиконяна - приводятся эпические тексты, которым
Манук Абегян дал названия "Персидская война" и "Таронская война".
Известно и несколько других небольших эпических произведений. Необычное
богатство эпического наследия армян связано с насчитывающей несколько
тысячелетий историей нашего народа, на важных этапах которой возникали
различные эпические произведения.
БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС ДЛЯ УЧЕНЫХ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВЯЗИ АРМЯНСКИХ
ЭПОСОВ с произведениями народного творчества других – индоевропейских,
кавказских и ближневосточных народов. Как показали мои исследования, наиболее
близкие связи выявляются между армянским эпосом и мифо-эпической историей Рима,
а также "Нартским эпосом" осетин. Братья-близнецы Ромул и Рэм
становятся основателями Рима. Свой город создают и братья Санасар и Багдасар.
Прослеживается параллель и с "Нартским эпосом", где также фигурируют
братья-близнецы. Кроме того, главная героиня "Нартского эпоса" -
Сатана, которая не только именем, но и образом идентична с женой царя Арташеса
в "Випасанке" – аланской (древнеосетинской) принцессой Сатеник.
В процессе исследований обнаруживаются и другие
индоевропейские параллели. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" три жены
царя одновременно рожают четырех мальчиков, которые считаются близнецами.
Причем все три женщины пьют жидкую молочную кашу, вследствие чего и происходит
зачатие. А Цовинар - мать Санасара и Багдасара - выпивает две горсти воды из
"молочного источника", после чего рожает двух близнецов.
Были также выявлены связи между армянскими эпосами и древним
месопотамским – шумеро-аккадским эпосом "Сказание о Гильгамеше". В
конце произведения Гильгамеш в поисках бессмертия одевается в шкуру льва и
уходит в северные горы. Есть все основания полагать, что речь идет об Армянском
нагорье. Подобные, связанные с Мгером мотивы мы встречаем в "Сасунских
удальцах", где Мгер выступает в двух ипостасях, –образах Старшего и Младшего Мгеров. Старший
Мгер называется Львом, а Младший Мгер заходит в скалу и становится бессмертным.
Он должен пробыть там до тех пор, пока в мире не восторжествует справедливость.
Явно прослеживается и мотив воскрешения в новом, справедливо устроенном мире.
Верховному урартскому божеству Халди традиционно поклонялись в скальных
святилищах, которые назывались Воротами Халди и представляли собой именно
изображение врат или дверей, вырубленных в скале. Самыми известными Воротами
Халди были те, которые находятся на Ванской скале, вблизи города Вана, с
огромной урартской клинописной надписью, где представлен весь урартский пантеон
богов и порядок жертвоприношений богам. Армяне называют это место Дверью Мгера.
Именно сюда, в эту "дверь" или "ворота", уходит Младший
Мгер, и оттуда он должен выйти в будущем. Этот, а также многие другие
параллельные мотивы свидетельствуют о том, что удалившийся в скалу Мгер
является поздней инкарнацией, или продолжением древнего Бога Халди. Надо
отметить, что мотив рождения или возрождения героя из скалы широко
распространен в эпосах многих народов, проживающих на Кавказе.
В докладах участников конференции были представлены
различные аспекты исследований эпических произведений армян и ряда других
народов. Несмотря на то что проделан огромный объем работы, эпосы - практически
неисчерпаемая область исследований. Что же касается конкретно армянских эпосов,
то в этих произведениях закодированы не только исторические события. Это и
ключи к разгадке тайны армянской души, а может, и предсказания будущего нашего
народа, - сказал А.Петросян.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.