Analitika.at.ua. На фоне активизации усилий по скорому решению карабахской
проблемы Азербайджан активизировал политику, направленную на усиление своих
позиций на международной арене. В этот контекст и вписывается намерение Баку
баллотироваться в непостоянные члены Совета Безопасности ООН.
АЗЕРБАЙДЖАН ВЫДВИНУЛ СВОЮ КАНДИДАТУРУ НА МЕСТО НЕПОСТОЯННОГО
ЧЛЕНА СБ ООН на 2012-2013 годы от восточноевропейской группы. Выборы состоятся
осенью этого года. Как заявил глава азербайджанского внешнеполитического
ведомства Эльмар Мамедъяров, "мы рассчитываем на поддержку России".
Он отметил, что уже обсудил этот вопрос с российским коллегой Сергеем Лавровым.
В СБ ООН 5 постоянных членов (Россия, США, Китай, Франция,
Великобритания) и 10 непостоянных членов, которые избираются на двухлетний
срок. В 2011-2012гг. непостоянными членами СБ ООН являются Босния и
Герцеговина, Бразилия, Колумбия, Габон, Германия, Индия, Ливан, Нигерия,
Португалия и Южная Африка.
Азербайджан впервые выдвинул свою кандидатуру на
непостоянное членство в СБ ООН еще в середине 1990гг. Касаясь мотивов новой
инициативы, глава азербайджанского МИД указал, что Азербайджан, отмечая
20-летие своей независимости, ощущает себя в качестве регионального лидера. На
прошлой неделе постоянный представитель Азербайджана в ООН Акшин Мехтиев
заявил: "Не хочу забегать вперед и говорить сейчас, что Азербайджан будет
делать или не делать в случае, если станет непостоянным членом СБ ООН. Могу
только сказать, что у Азербайджана есть четкое видение вопросов и программа на
тот случай, если все-таки мы станем членом СБ. Одним из приоритетных
направлений постпредства в ООН, безусловно, является работа по самой главной
для страны проблеме - карабахскому конфликту". Отметим, что ООН признает
территориальную целостность Азербайджана в рамках его советских границ. В том
числе поэтому Баку пытается еще теснее сотрудничать с ООН.
Сегодня за место непостоянного члена СБ ООН борются лишь три
страны из восточноевропейской группы. Помимо Азербайджана это Венгрия и
Словения. Недавно стало известно, что Армения, которая ранее выказывала
намерение баллотироваться, отказалась от него.
Эксперт фонда Civilitas Татул Акопян отмечает:
"Внешнеполитическая ошибка Армении заключается в отказе от борьбы: нужно
было бороться за место, за которое сегодня борются Азербайджан и два члена
Европейского Союза. Бороться не только для того, чтобы попытаться пройти, но и
для того, чтобы воспрепятствовать возможному членству Азербайджана". По
его мнению, если б за место непостоянного члена СБ ООН боролись и Армения, и
Азербайджан, избрание кого-либо из них было бы невероятно. И Ереван должен был
использовать этот шанс.
"В МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРУКТУРАХ АРМЕНИЯ И РОССИЯ КАК
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ СОЮЗНИКИ обычно поддерживают друг друга. Сегодня, когда Армения
сняла свою кандидатуру, у России не будет сложностей в плане голосования в
пользу Азербайджана. Отказ Армении от участия в выборах развязывает руки
России, и она проголосует так, как захочет". По мнению Акопяна,
аналогичная ситуация может возникнуть и в случае с арабскими странами.
"Арабские и мусульманские страны в подавляющем большинстве своем, учитывая
религиозную солидарность, голосуют в пользу Азербайджана, но среди них есть
страны, которые отклонялись от этого курса, когда нужно было делать выбор между
Арменией и Азербайджаном. Но сегодня, когда Армения уже не борется за
непостоянное членство в СБ ООН, у Ливана, Сирии или Египта, как и у России, уже
нет повода для колебаний. Они могут проголосовать в пользу Азербайджана".
И теперь армянским дипломатам и лоббистам будет гораздо
сложнее и где-то некорректно убеждать Россию, Ливан, Сирию и другие
дружественные страны, чтобы те голосовали против Азербайджана. Вместе с тем
возможное избрание Азербайджана непостоянным членом СБ ООН чревато усилением
международного давления на Армению. Дело в том, что СБ ООН уполномочен
"расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к
международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли
продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и
безопасности".
Этот орган "определяет существование любой угрозы миру,
любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или решает, какие
меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира
и безопасности".
Совет Безопасности ООН имеет право применять и
принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и
безопасность, в том числе принудительные меры, связанные с применением
вооруженной силы. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.