Понедельник, 25.11.2024, 11:26
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2012 » Апрель » 8 » Оперирование несуществующими источниками или Дискуссия по-эйвазовски
Оперирование несуществующими источниками или Дискуссия по-эйвазовски
00:48

Analitika.at.ua. Опубликованная на страницах Voskanapat.info cтатья «Амир Эйваз - никчемный пропагандист и никудышный филолог» вновь вызвала потоки лжи и оскорблений со стороны нашего оппонента. Можно было отнестись к этому согласно пословице – собака лает – караван идёт – но, признаться, жаль упускать возможность в очTредной раз отхлестать по пухлым щечкам неудачливого азербайджанского пропагандиста. Амир Эйваз – колоритный представитель современной азербайджанской пропагандистской историографии, рисующей с высунутым языком мифическую историю искусственного образования.

 

Вот и Эйваз взялся обвинить нас в «подделке» исторических карт. «Критикуя» представленную нами карту 1762 года, он заявляет: «Даже пятилетний ребенок поймет, что корректировки сделаны как раз таки на «твоей» фальшивке - жирный розовый контур «исконных границ Армении», поверх имевшихся в оригинале настоящих границ (никак не подчеркивающих локализацию Армении)». Во-первых, на брудершафт мы, к счастью, не пили, и хамский тон «ученого» из Азербайджана лишь подчеркивает его ограниченность. А, во-вторых, Эйваз в очередной раз доказывает свою полнейшую научную никчёмность и просто человеческую: «жирный розовый контур» оказывается, был «нанесён» на «оригинальные» границы мною. Гениальное открытие, нечего не скажешь. Самое интересное, что на предоставленном нами в статье «Французские карты против азербайджанской пропаганды» варианте карты 1762 года точно такие же контуры различных других цветов окаймляют границы других регионов. Но Эйваз упорно занимается обманом читателей, заявляя о неких «настоящих» границах Армении в каталоге университета Флориды, отличающихся от отмеченных в практически такой же копии, которую он пытается объявить оригиналом.

 

Интересно, что с обозначением на предложенном варианте карты рубежей Армении с ним можно согласиться, на нём в пределах Турецкой Армении помимо районов Армянского нагорья расположено юго-восточное побережье Чёрного моря с Трапезундом, а Персидская Армения и здесь охватывает районы до Куры, что видно невооружённым глазом. «Критику» стоило бы обратить внимание на то, что историко-географическое понятие «Armenia» на данном картографическом документе распространяется по обе стороны границы Персии и Османской империи, внутри которых армянские земли строго очерчены и разграничены от остальных провинций и вассальных государств. Разделение исторической Армении на две обширные части, в одну из которых входят земли Арцаха и Сюника, строго по науке.  Что же касается провинции Гехаркуник, название которой Эйвазу, склонному величать её «Гейчой», не приглянулось, то оно находит своё отражение в средневековой армянской исторической литературе, с которой интересующему историей филологу стоило бы ознакомиться.

 

Далее Эйваз переходит к приведённой нами цитате Истахри об Армении. «… даже если аль-Истахри писал, что «земли армян тянутся до Барды», то Барда это не просто какая-то точка на карте, Барда – это крупный город-столица с прилегающими землями, которые охватывают в том числе и современный Карабах» - заявляет он. Однако у филолога не хватило сообразительности понять, что мусульманские эмиры Партава не распространяли своё господство на Арцах и Сюник, в которых владычествовали армянские христианские ишханы.

 

Доказательство того факта, что Арцах не только не был подчинён эмирам Барды, но и враждовал с ними, мы находим в «Истории страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци: «В конце армянского 270/822 года отборные мужи из тачиков (арабов) вышли тайно из Партава (Барда'а) и, разорив область Амарас и пленив около тысячи душ, укрепились в пределах Мец-Аранка (на верхнем течении Тертера) в местечке, называемом Шикакар. Затем мужественный и прекрасный князь Сахл-и Смбатян Эраншахик со своими сильными братьями и с их войском на рассвете напал на [арабов], повалил и рассеял их по всей земле и спас пленных как из пасти льва».

 

Интересно, с чего это партавские эмиры занимались разгромом «своих же» владений? И почему Сахл Смбатян спасает арцахцев? Все очень просто. Партавский эмир напал на Арцах, в современном Мартунинском районе которого расположен Амарас, а Сахл Смбатян поспешил на помощь сородичам. По поводу национальной принадлежности Сахла Смбатяна Эйваз может не беспокоиться: арабский автор Абу-ль Фарадж ибн Гарун в своей «Всемирной истории» еще в XIII веке называл его «армянином-патриком»:, - «Восставший водонос Бабек... бежал с 400 своих мужей в Бет-Ромайе. Когда он пришел к армянину-патрику, мужу по имени Стефанос, тот его заманил, ввел в свой дом с необходимыми почестями и заковал в железо».

 

Амир Эйваз: «Да и сам аль-Истахри в другом своем труде («Извлечения из книги о харадже и об обязанностях секретаря Абул-Фараджа Кудама-ибн-Джа'фара, секретаря багдадского»), называет Барду центральным городом Азербейджана».

 

Любопытно, какое отношение Абул-Фарада Кудама-ибн-Джа'фар, «христианин, принявший ислам при халифе Муктефи» (Н.А. Караулов) имеет к Ал-Истахри, совершенно другому автору? Налицо преднамеренная подтасовка фактов, производимая шулером Эйвазом. Придется привести цитату из указанного Эйвазом источника:

 

«Армения, расположенная к северу от Таруна, заключаете в себе провинции: Джурзан, Дабиль, Берзенд, Сирадже Тайр, Баджунайс, Арджиш, Хилат, Сисаджан, Арран, область Каликала и Бусфурджан, а столица ее Нашава. Доход с нее в среднем серебряной монетой 4 000 000 диргемов».

 

В списке провинций Армении видим как собственно армянскую область «Сисаджан»- Сюник, так и Арран. Вместе с тем напомним Эйвазу, что в арабскую эпоху границы между административно-территориальными единицами халифата нередко изменялись и одни арабские провинции увеличивались за счёт других.  Так что ничего парадоксального в том, что некоторое время Бердаа располагалась в пределах Адербейджана, мы не видим. При этом приведём цитату из «Книги царств» Ал-Якубия, в которой говорится об Адербейджане в его реальных пределах:

 

«Кто идет, направляясь в Адербейджан, выходит из Зенджана и идет четырьмя переходами до города Ардабиля, а это первый из встречающихся ему городов Адербейджана».

 

Как видим, Ал-Якубий отмечает, что Адербейджан расположен между Зенджаном и Ардабилем, т.е.  на территории нынешнего Ирана, к югу от реки Аракс. Убедиться в этом Эйваз может, изучив карту ИРИ.

 

Эйвазу стоит обратить внимание на тот факт, что в качестве столицы Армении указана «Нашава» - город Нахиджеван, который горе-критик в своей статейке тщетно пытается причислить к Адербейджану, «подсовывая» читателям буниятовский перевод труда Хамави «Му'джам аль-Булдан», опубликованный под эгидой славящейся своими фальсификациями НАНА.

 

Что же касается исторической принадлежности Нахиджевана, то представляем читателям сведения из труда Жака Шардена, побывавшего в 70-х гг. XVII века в Закавказье:

 

«11-го мы сделали четыре мили по той же дороге и по такой же красивой местности, но менее ровной, а каменистой и холмистой. Мы переехали реку Харпасуй, орошающую соседние земли; она отделяет часть Армении со столицею — Эривань от той части, где столицей Нахичевань.

12-го, пройдя пять миль по гладким и плодородным долинам, мы прибыли в Нахичевань».

 

«Персидская история, как уже сказано, утверждает, что этот город [Нахичевань] был одним из самых больших и красивых городов Армении».

 

«Город Нахичевань под 38° 40' широты и 81° 31' долготы. Будучи столицей части Армении — он управляется ханом».

(«Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1678 гг. // Кавказский вестник, № 9. 1901»)

 

Данные цитаты в корне разрушают «концепцию» Эйваза о расположении армянских земель за пределами Южного Кавказа. Шарден указывает на историко-географическую (но не политическую) принадлежностью этого края к Армении.

 

Что же касается манипуляций азербайджанской пропаганды картой Николя Сансона, то рекомендуем ему внимательнее перечитать нашу предыдущую статью, в которой приводятся источники, подтверждающие факт тюркизации армянских земель и вытеснения армянского этноэлемента тюркским. Стоит упомянуть и о «сургуне» 1603 года, когда сотни тысяч армян были депортированы иранским шахом Аббасом из Восточной (Кавказской) Армении в центральные районы Персии, а на опустошённые земли селились тюркские и курдские племена. Отметим, что процесс заселения тюрками армянских земель начался ранее и вступил в кульминационный период при Сефевидах, опиравшихся на тюркскую военно-феодальную верхушку. Аббас-кули-ага Бакиханов в «Гюлистан-Ирам» отмечал следующее:

 

«Из древних грамот видно, что Шах Исмаил переселил из Ирака племя Баят частью в Эриван, а частью в Дербенд и Шабран, чтобы усилить местных правителей».

(Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку. 1991)

 

Окраинные районы Сефевидской империи целенаправленно заселялись лояльными Иранскому государству тюрками-шиитами. Причём это способствовало не только усилению власти на местах, но и изменению этнического состава населения этих регионов (Восточная Армения, Лезгистан, Ширван и пр.).

 

Факт переселения иноземцев на земли Восточной Армении подчёркивал и И.Петрушевский:

 

«В Ереванской области в XVI в. были поселены части кызылбашских племен устаджлу, алпаут и байят, при шахе Аббасе I были поселены также ахча-койюнлу каджар; еще раньше здесь утвердились курдские племена чамишкизек, хнуслу и пазуки».

(И. Петрушевский. «Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI —начале XIX вв.» — Л., 1949.)

 

Так что претензии Эйваза защитить идиотские высказывания президента Азербайджана И. Алиева относительно исторической принадлежности Армении тюркам тщетны и глупы.

Стоит заметить, что наш «критик» отчего-то проигнорировал представленную нами прусскую карту 1865 года «Западная Азия», на которой Армения дотягивается на востоке до Гандзака, а Адербейджан локализуется в Персии. Видимо, на это ему не хватило подтасованного материала.

 

Под конец же горемычный Эйваз взялся цитировать некого Элли Смита, коварнейшим образом подбившего всех географов мира на замену «исконнейшего» термина «Туркомания» на… Армянское нагорье (?!). Элли Смит и его «Путевые заметки» Смита упоминается лишь в перле… закавказского турка Тахира Мобилогу под громким названием «Великая ложь о Великой Армении». И все! Больше его нигде нет! В связи с этим становится ясно, откуда Эйваз «содрал» данную цитату на «труд», которого нет и в помине. В связи с этим делаем вывод, что данный «источник» с одной единственной цитатой – плод безудержной фантазии азербайджанской пропаганды. Нехорошо обманывать читателей и оппонента, Эйваз. Настоятельно рекомендуем отбросить фальшивки и перестать дурить собственных читателей, а также избавиться от наглого базарного тона. Тем более, что конкуренции в среде азербайджанских мифотворцев это не убавит, и рано или поздно псевдонаучные работки А.Эйваза, теснимые более «грандиозными» трудами новых эйвазов и мобилоглу канут в забвение, как это случалось с его предшественниками – такими же примитивно-лживыми. Николай МЕЛКУМОВ, voskanapat.info

Категория: Новости | Просмотров: 740
Календарь новостей
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru