Главная » 2011 » Ноябрь » 29 » Опора национальной перспективы – история как непрерывный процесс
Опора национальной перспективы – история как непрерывный процесс
01:28
Analitika.at.ua. 29 ноября 1920 года Революционный комитет Армении вместе
с подразделениями большевистской армии вступил в Иджеван и провозгласил в
городе Советскую власть. В тот же день он опубликовал Декларацию о
провозглашении Армении Советской Социалистической Республикой.
СУДЬБА РАСПОРЯДИЛАСЬ ТАК, ЧТО ЗА ТРИ ЧЕТВЕРТИ ПРОШЛОГО
СТОЛЕТИЯ – исторически ничтожный срок – на нынешней территории Армении
возникли, сменяя друг друга, три республики. К сожалению, власть каждой
последующей республики, вопреки ощущению народом своей истории как непрерывного
процесса, пыталась из сиюминутных идеологических и политических соображений
опорочить, исказить, в лучшем случае предать забвению общее национальное
прошлое. В этом и следует искать истоки многих наших бед, тем более что сам
принцип подобного ретроспективного взгляда остался по сути неизменным:
базирующаяся на измышлениях и лжи официальное отношение Третьей республики ко
Второй, является зеркальным отражением соответствующих подходов Второй
республики к Первой.
Зло такого агрессивно-нигилистического отношения к
собственному прошлому не только в том, что с каждой новой республикой нарастало
идеологическое противостояние в армянском обществе. Возможно, это в
определенной степени историческая неизбежность. Важнее то, что подобный подход
не позволяет нам трезво осознать опыт собственного прошлого и извлечь из него
необходимые уроки.
О беспрецедентных достижениях армянского народа в годы
Второй республики (равно как и о судьбоносных потерях, в том числе
территориальных) написаны тома, и мы не будем перечислять их. Обратим внимание
на главное: именно в период существования Советской Армении стало возможным
безопасное существование уцелевшей части нации на уцелевшей площади
исторической родины, и именно в этот период весь спектр национальной культуры -
музыка, литература, живопись, наука… - впервые за многие столетия
"вернулся на родину".
Советская Армения стала стабильным центром армянской жизни и
поддержания этнокультурного иммунитета нации. Именно в административных
границах СССР и в первую очередь Советской Армении в пределах ее
интеллектуальной мысли по-новому стала складываться и наша историческая память.
В конечном итоге Советская Армения стала родиной рассеянного по миру
национального гена, главной национальной перспективой.
Ведь выжившие в погромах и резне наши соотечественники
проблему физической безопасности достаточно легко решали и в других концах
мира. Но, в отличие от армян, обживающих Советскую Армению, они - оторванные от
Родины и не видящие никаких перспектив национального развития - жили в основном
прошлым, в то время как население Советской Армении ориентировалось на
национальную перспективу. Более того, уже второе поколение оказавшихся на
чужбине соотечественников обрекалось на адаптацию к новым условиям жизни, оно
вынужденно искало и в большинстве случае находило способы достойной интеграции
в новые общества, однако вместе с тем стремительно утрачивало традиционные,
национальные черты.
ВПРОЧЕМ, ВОЗРОЖДЕНИЮ ВСЕАРМЯНСКОГО ДУХА В СОВЕТСКОЙ АРМЕНИИ
ВО МНОГОМ СПОСОБСТВОВАЛИ ЗАПАДНЫЕ АРМЯНЕ, которые, как, впрочем, и
переселившиеся в республику наши соотечественники из кавказских регионов, стали
закваской, сформировавшей дух и характер населения страны. Армянский народ
строил свою республику и прежде всего столицу, вложив в нее всю душу, талант и силу
своего гения. Именно так в течение нескольких десятилетий из маленького
уездного городка возник один из центров мощной индустрии, передовой науки,
высокой культуры, развитой духовной жизни и цивилизации. Только такой Ереван и
только такая Армения могли выполнить возложенную на них историей функцию
национальной плавильни, котла, в котором исторически сформировавшиеся различные
армянские ментальности, часто остановившиеся в своем развитии или обретшие
откровенно чужеродные черты, переплавлялись в единое органическое целое -
прообраз армянина будущего, носителя общенационального менталитета и
государственного мышления. Этого значения Советской Армении и советского
Еревана не могли не признать и те наши зарубежные соотечественники, которые так
и не приняли советскую власть и которые Советскую Армению настоящей Арменией не
считали.
История Советской Армении закончилась в 1991 году. Новая
власть Третьей республики, вопреки ощущению народом своей истории как
непрерывного процесса, пыталась из сиюминутных идеологических и политических
соображений опорочить, исказить, в лучшем случае предать забвению общее
национальное прошлое. Именно этот поход до сих пор не позволяет нам трезво и
объективно, исходя из наших национальных интересов, осознать опыт собственного
прошлого, извлечь из него необходимые уроки, оценить то лучшее, к чему
стремились и что успели сделать наши предшественники, и не повторять их
трагических ошибок. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.