Analitika.at.ua. Начало ноября выдалось холодным. Запоздалая осень с ее нудной и тоскливой моросью заставила стряхнуть с себя затянувшуюся эйфорию бабьего лета и, при выходе из дома, брать с собой зонтик.
Под стать обычной погоде – погода политическая. В регион Южного Кавказа (читай: зону армяно-азербайджанского и нагорно-карабахского конфликтов) обещались приехать сопредседатели МГ ОБСЕ. Визит подобного характера – не новость для региона, и в данном случае просто фиксируется факт, озвученный на очередной встрече сопредседателей с главами МИД Азербайджана и Армении. Как и прежде, было сообщено общественности, что встречи прошли в конструктивном духе, и вслед за оценкой текущего этапа переговоров были рассмотрены также и последующие шаги. Понятно чего – примирения, которое тянется уже много лет, и судя по погоде, опять же, политической, шаги эти также потребуют наличия при себе зонтика как компромисса.
Однако компромисса промежуточного, ничего не решающего. То бишь такого, какого и следует ожидать при нынешнем геополитическом раскладе в регионе. Иными словами сопредседатели посетят регион в начале ноября, чтобы провести встречи с президентами Азербайджана и Армении и, как было отмечено в их последнем совместном заявлении, «продолжить работу с ними на основе базовых принципов мирного решения нагорно-карабахского конфликта».
Вот такое как всегда оптимистичное и как всегда дипломатически взвешенное заявление было сделано сопредседателями, которое как всегда не отражает реального положения вещей в данном процессе. А все потому, что оптимизм и взвешенность существуют сами по себе, а неизменная азербайджанская позиция – сама по себе. И нет в этой позиции ни оптимизма, ни взвешенности, не говоря уже об обычной логике – человеческой, дипломатической, политической, какой угодно. Азербайджан стоял и еще долго будет стоять на своем – вывод войск с «оккупированных территорий», и только потом остальные разговоры. Так сказать, о главном. О статусе Нагорного Карабаха. И о том, что статус этот предполагается не иначе как в составе Азербайджана. Словом, опять – двадцать пять, что и в самом деле ассоциируется с осенней моросью, от которого может спасти только зонтик. Ибо здравого смысла, как надежной крыши, тут нет никакого. Не могут, а скорее не хотят в Баку понять, что весь смысл карабахской национально-освободительной борьбы заключается именно в том, что Нагорный Карабах не может и не должен находиться в вертикальной, да и в любой другой подчиненности Азербайджану. Попросту говоря, за что боролись? И за что сложили головы карабахцы в неравной войне, навязанной им тем же Азербайджаном?
Вопросы довольно простые. Но простые по своей постановке. И довольно сложные при поиске ответов на них со стороны международных структур. Иначе не стали бы международные структуры в лице таких деятелей, как, например, министр иностранных дел Швеции, или госсекретарь Испании по европейским вопросам, или даже Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности, не говоря уже о самих сопредседателях, со всеми которыми недавно встречался министр иностранных дел Азербайджана, отмалчиваться от его заявлений в виде заученных фраз о мирном решении конфликта и продвижении вперед в духе тех или иных принципов, время от времени подвергающихся формальной корректировке, не меняющей, однако, их сути.
Из чего следует, что и нынешний осенний марафон сопредседателей в регионе не станет способствовать продвижению процесса урегулирования. Главным образом, в сторону примирения двух народов, поскольку именно примирение и является краеугольным камнем армяно-азербайджанских отношений на современном этапе истории. И дело не только в том, что примирение это сегодня все еще входит в определенные противоречия с реальным положением вещей, конфигурацию которого выстраивают сопредседатели и иные международные посредники под диктовку более мощных, глобальных игроков Большого шахматного поля, часть черно-белых клеток которого расположена далеко окрест библейской горы. Дело еще и в том, что на этих самых клетках происходят процессы, которые, если верить господину Бжезинскому, носят цивилизационный характер.
А не верить Бжезинскому нет никакого резона. И в плане объективного анализа и моделирования геополитических ситуаций в мире, и, в частности, в регионе Южного Кавказа и вокруг него, и в плане тех конкретных событий, которые в этом регионе происходят.
Так, Азербайджан снова прибегнул к помощи исламского мира в поддержке своих интересов в нагорно-карабахском урегулировании. Организация Исламская Конференция (ОИК) призвала страны-члены структуры использовать политические и экономические меры, необходимые для прекращения оккупации азербайджанских земель. Об этом заявил не кто иной, как генеральный секретарь этой организации Экмеледдин Ихсаноглу. Он призвал для решения нагорно-карабахского конфликта придерживаться норм международного права и резолюций Совбеза ООН, которые не только не допускают нарушения международных границ и присвоения чужих территорий насильственным путем, но и, видите ли, «четко подтвердили суверенитет и территориальную целостность Азербайджана».
Заявление генсека ОИК в той форме, в какой оно было сделано, разумеется имеет чисто символическое значение, особенно учитывая то, что данная организация, даже занимая (после ООН) второе место в мире по количеству членов, все же не является консолидированной организацией или структурой. Тем не менее, сбрасывать со счетов определенное негативное воздействие этого заявления не следует. Прежде всего потому, что делается очередная попытка придать азербайджано-карабахскому конфликту и, в целом, армяно-азербайджанским отношениям религиозный характер. Тем более, что, генсек Ихсаноглу является гражданином Турции, известным в этой стране общественным и политическим деятелем, которому в 2000-ом году за выдающуюся государственную службу на посту председателя турецкого общества истории и науки было присвоено звание кавалера ордена почета. Такой же награды он удостоился и от Азербайджанской Республики. Трудно не предположить, что OИК и его генсек Ихсаноглу проводят политику, которая выгодна Анкаре и, вполне возможно, что и координируется ею.
Ведь не случайно, в недавнем телеобращении к народу премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган в очередной же раз заявил, что Турция не сделает ничего, что противоречит интересам Азербайджана. «Допущение подобного с нашей стороны невозможно», - сказал он. Эрдоган прямо указал на то, что «в отношениях Турции и Азербайджана нет никаких изъянов, и их не может быть». А проблемы «азербайджанских братьев» он склонен рассматривать, «как свои собственные».
Конечно же, и Эрдоган призывает к «разрешению карабахского конфликта путем мирного диалога». Но это не более, чем хорошая мина, обусловленная общими мировыми установками. На деле же Эрдоган сталкивается с интересами своей страны, политика которой по армянскому вопросу не претерпела коренных изменений. И рассматривая интересы Азербайджана, как «свои собственные» Турция тем самым активно и целенаправленно связывает нагорно-карабахское урегулирование с армяно-турецкими отношениями, что еще более затрудняет общий процесс примирения.
Источник: Де-факто |