Analitika.at.ua. 15 сентября в поселке Нардаран,
расположенном в пригороде Баку, сотни демонстрантов скандировали лозунги
однотипного содержания. Среди них наиболее вызывающие - «Смерть США», «Смерть
Израилю и его союзникам», «Чтоб обрушился Белый Дом». И так далее в том же
духе...Местный священнослужитель Хаджи Нухбала заявил, что «в мире у мусульман
нет друзей, кроме самих мусульман». После чего были демонстративно сожженны
флаги Соединенных Штатов, Израиля и Великобритании.
Что сие означает в светской – по Конституции Азербайджана –
стране? Чем была вызвана столь антизападная акция протеста? Случайностью
фанатичного настроя, характерного для этого пригорода Баку, или проявлением
протестных настроений в азербайджанском обществе, имеющих под собой серьезную
социально-политическую основу?
Не станем гадать в поисках ответа, не имея на сей счет
достаточной информации, и проделегируем головную боль по данному поводу властям
Азербайджана, если, конечно, демонстрация антизападных настроений в отдельно
взятом поселке является для них головной болью.
В поисках возможных ответов еще раз вспомним, что, согласно
Конституции, Азербайджан – светское государство. Так же, как и Турция, которая
светским государством провозгласила себя давно. Однако в последние годы там
начал доминировать «умеренный исламизм», который не преминул сказаться и на
умонастроениях азербайджанских исламистов. Эта параллель вовсе не
безосновательна. Следует обратить внимание на то, что акция «во имя Корана»
состоялась в Нардаране 15 сентября – в день, имеющий особое значение для Турции
и Азербайджана.
Именно в этот день в 1918 году «Кавказская исламская армия»
вошла в Баку. «Кавказская исламская армия» - это не что иное, как
экспедиционный корпус Вооруженных сил Османской Турции. В Гандзаке
(Елизаветопольской губернии) этот корпус, истребляя армян, стал опорной силой
для создания искусственой Азербайджанской Демократической Республики, а затем,
как любят писать азербайджанские историки и вторившие им журналисты, «освободил
столицу Баку от армяно-большевистской оккупации».
На самом деле эта армия создала в Восточном Закавказье
второе тюркское государство. И как бы удивительно это ни звучало, но дальнейшие
политические события никак не повлияли на турецко-азербайджанское
сотрудничество.
Общеизвестно, что 26 апреля 1920 года Мустафа Кемаль
обратился с письмом к правительству большевистской России и гарантировал
советизацию Азербайджана. С 28 апреля 1920 года Азербайджан в одночасье стал
советским. Иными словами, и «демократический», и «советский» Азербайджан как
государственное образование был «продуктом», произведенным Турцией.
«Продуктом турецкого производства» является и нынешний
Азербайджан. Анкара признала независимость Азербайджанской Республики почти за
два месяца до распада Советского Союза. Все вернулось на круги своя?
А как же иначе, если 15 сентября, то есть день «освобождения
Баку» 92 года назад, был ознаменован подписанием совместной Декларации, по
которой две страны – Турция и Азербайджан - создали Высший совет
стратегического сотрудничества.
Во время совместной с премьер-министром Эрдоганом
пресс-конференции Ильхам Алиев охарактеризовал перспективу отношений двух
государств словом «союзнические». Это первый случай, когда параллельно
эмоциональной характеристике «одна нация – два государства» речь стала идти о
«союзничестве». Более того, Ильхам Алиев сделал еще одно немаловажное
заявление, характеризующее отношения двух стран. «Сила Турции – наша сила», -
сказал президент Азербайджана.
Сопоставим сказанное с высказыванием официального представителя
НАТО Роберта Симмонса о том, что Альянс не будет препятствовать Турции в
вопросе размещения военной базы в Азербайджане. Добавим, что в тот же день (15
сентября) Ахмед Давутоглу, министр иностранных дел Турции, определил свою
страну, как – «одновременно кавказскую, черноморскую, средиземноморскую,
ближневосточную и балканскую страну».
Из всего вышеприведенного становится очевидным, что Турцию и
Азербайджан объединяют не только дипломатические, экономические, культурные,
пропагандистские, коммуникационные, но и военно-политические возможности. Со
всеми вытекающими отсюда последствиями, одно из которых может сулить в будущем
Азербайджану определенную роль в регионах, отмеченных Давутоглу.
Так что исламистский «бунт» в Нардаране и официальные
заявления, сделанные 15 сентября этого года – в символичный для Турции и
Азербайджана день – скорее всего не могут быть случайными. Вообще в политике
внешняя символика зачастую выбирается вовсе не случайно. defacto.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.