Analitika.at.ua. В ноябре 2009 года, выступая перед
партийными соратниками, министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу сообщил,
что правительство Турции приступило к реализации политики неоосманизма.
"Мы - неоосманы. Мы вынуждены заниматься соседними странами. И даже идем в
Африку", - заявил Давутоглу. Тогда наша статья ("Голос Армении",
1 декабря 1989 года), в которой подчеркивалось, что "идеология османизма,
взятая на вооружение нынешним правительством Турции, воспринимает всех людей
нетюркской национальности исключительно в качестве объекта для ассимиляции
и/или уничтожения", была воспринята отдельными зарубежными и даже
армянскими аналитиками со скепсисом. "Турки уже не те. Не надо забывать,
что на дворе ХХI век" - вот главный аргумент оппонентов. При этом
старательно замалчивается общеизвестный факт - османизм (оттоманизм) является
одной из первых в мире идеологий, исповедующих расовую и национальную
нетерпимость.
Одной из зловещих особенностей османизма является
провозглашенное равноправие (и равенство) всех жителей Турции. Но равноправие
гарантируется только при условии, если они согласятся "стать"
турками-османами. То есть граждане этого государства могут надеяться на
равенство перед законом, одинаковых правах и обязанностях лишь в том случае,
если они откажутся от своей национальной идентификации. Одним из этапов
реализации этой идеологии стал Геноцид не пожелавших отказаться от этнической
самобытности армян в 1894-1923 годах. Та же участь постигла и греков, и
ассирийцев, и езидов. Сегодня в Турции проводится политика ненависти и
дискриминации по отношению к курдам.
Стоит отметить, что положения османизма закреплялись в
турецком государстве законодательно. В этом ряду стоит вспомнить принятый в
1934 году расистский закон об именах. Закон вменял жителям в обязанность взять
себе фамилии – до этого турки фамилии не использовали, – корень которых обязательно
должен был быть турецким.
Заявляя о переходе к реализации политики неоосманизма,
А.Давутоглу лукавил. Турецкое государство никогда не отказывалось от этой
человеконенавистнической идеологии, жестоко претворяя ее на подконтрольной ей
территории. Начавшаяся после Геноцида армян политика насильственной ассимиляции
и, в случае сопротивления, истребления курдов является тому подтверждением.
Однако экспансия политики османизма направлена внутрь государства лишь в тех
временных отрезках, когда Анкара бывает лишена возможности проводить
экспансионистскую политику за пределами Турции. Вместе с тем Турция никогда не
упускала "удобный" случай для экспансии за пределы государства.
Порождение Азербайджанской Республики в 1918 году, аннексия Александреттского санджака
в 1939 году, оккупация северной части Кипра в 1974 году - все это является
частью политики османизма. В этот ряд проявлений османизма – с приставкой нео-
или без нее – вписывается и блокада Республики Армения. Так что Давутоглу лишь
констатировал то, что и без него было известно.
Сегодня турецкая экспансия вновь готовится выплеснуться за
пределы государства, в частности в сторону Сирии, долгие века пребывавшей под
пятой Османской Турции. Череда арабских революций возродила в Турции надежду на
создание возможности для новых территориальных экспансий. И если такие страны,
как Ливия, Йемен или Египет, недоступны для современной Турции, то Сирия
представляется им удобной мишенью. Именно по этой причине весь последний год
Анкара проводит в Сирии активную подрывную деятельность.
В последние дни мировые СМИ активно обсуждают новость из
Анкары: премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, комментируя возрастающий поток
беженцев из Сирии, заявил о необходимости создания защищенной от сирийских
правительственных войск "буферной зоны" и "гуманитарного
коридора". В переводе на нормальный язык это означает, что Турция
готовится оккупировать, а затем и аннексировать северные районы Сирии. Точно по
той же схеме, по которой в 1938 году оккупировала, а в 1939-м – аннексировала
Александреттский (отуреченное название - Искендерун) санджак Сирии. И если в
первой половине ХХ века Турция действовала с помощью Франции, то на этот раз
она готовится воспользоваться помощью некоторых арабских государств. В
частности, Тунис уже дал согласие отправить своих солдат в "буферную
зону", а Саудовская Аравия и Катар уже совершенно открыто снабжают оружием
так называемую Сирийскую свободную армию.
Идея новой аннексии сирийской территории возникла у Турции
не спонтанно. Еще в первой половине июня прошлого года турецкая газета
"Радикал" сообщила, что "власти Турции рассматривают возможность
создания на территории соседней страны "буферной зоны". Однако июнь
стал лишь началом реализации "проекта" по оккупации северных районов
Турции, ибо по большому счету Анкара никогда не отказывалась от планов по
восстановлению Османской империи. Претворение этих планов носит выжидательный и
поэтапный характер, но от этого не становится менее трагичным для соседних
государств.
Нынешние действия Турции явно поддерживаются Вашингтоном. И
дело не только в том, что в антисирийскую кампанию затесались Катар, Оман,
Иордания, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты - то есть страны, абсолютное
влияние Америки на которые не подвергается сомнению. Судя по всему, часть Сирии
предполагается "отдать" Турции в качестве "компенсации" за
фактическую легализацию суверенитета Иракского Курдистана, от которого Америка
ожидает не только политические, но и крупные финансовые дивиденды (в октябре
прошлого года крупнейшая американская нефтяная компания ExxonMobil подписала с
правительством Курдистана договор на разработку и эксплуатацию шести нефтяных
месторождений). Поддерживая аннексионистские устремления Турции, Вашингтон
пытается убить двух зайцев сразу: добиться зарождения нового государства,
способного стать рычагом американского давления на Иран, Турцию и Ирак, и
покончить с режимом Башара Асада, ведущего самостоятельную, без учета интересов
США, политику.
14 марта в Анкару прибыли руководитель ЦРУ Дэвид Пэтреус и
директор Национальной службы разведки США Джеймс Клапер, где встретились с
премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом и главой Национальной
разведывательной организации (MIT) Турции Хаканом Фиданом. Согласно официальным
сообщениям, руководители спецслужб Америки обсудили ситуацию в Сирии и задачи
совместного противодействия Курдской рабочей партии (ПКК). Можно не
сомневаться, Д. Пэтреус и Д. Клапер заверили турок, что приложат необходимые
усилия для предотвращения действий курдских партизан. А планирующаяся
транспортировка добытой ExxonMobil нефти из Иракского Курдистана через
территорию Турцию придает этим заверениям материальную основу.
Турция, лишенная возможности помешать планам Америки по
легализации Иракского Курдистана, явно пытается выторговать себе как можно больше
преференций. "Компенсация" за счет Сирии представляется Турции
важной, но недостаточной, ибо в этом государстве понимают, что влияние Америки
на революционно настроенных курдов в самой Турции далеко не столь бесспорно,
как в Иракском Курдистане. А крупное восстание курдов в Турции непременно будет
поддержано соплеменниками из Ирака, желают того в Вашингтоне или нет. Тем не
менее антисирийский альянс между США и Турцией можно считать состоявшимся. На
это указывает прозвучавшее спустя день после визита американских гостей
заявление Эрдогана о планах по созданию на территории Сирии "буферной
зоны". В Вашингтоне правильно рассчитали, что на сегодня самым важным для
Турции является провозглашенная А. Давутоглу реализация политики османизма.
Однако во всех этих потенциально кровавых расчетах
Вашингтона и Анкары существует крупный изъян: в них, как представляется, слабо
или вовсе не учтены реакция России и особенно Ирана. Пока обе эти страны
ограничиваются явными и тайными поставками оружия законному правительству
Сирии. Однако практически нет сомнений, особенно по части Ирана, что при
необходимости они готовы оказать правительству Сирии и более действенную
помощь. Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.