Analitika.at.ua. Переименование Агдама вызвало в Азербайджане бурю
возмущения. Вновь в ход пошли обвинения в том, что город так и остается
разрушенным и незаселенным, вновь посыпались фотографии послевоенного Агдама –
"города-призрака", как не устают гневно восклицать в Азербайджане. Правда,
недавно придумали новое определение: "Агдам – Кавказская Хиросима",
видимо, не совсем понимая, что же такое Хиросима.
Послевоенный Агдам, ставший своеобразным памятником
жестокостям войны, давно используется азерпопом в качестве одной из
составляющих антиармянской истерии. Между тем эта проблема имеет несколько
важных аспектов, на фоне которых переименование города выглядит лишь
технической деталью, способной обрести значение только после возможных
существенных перемен в перспективе. Прежде надо бы разобраться – кто кого
критикует за состояние, в котором пребывает город, и чем оно обусловлено?
Еще в конце 90-х в регионе с подачи международных
организаций вошел в моду термин "постконфликтная реабилитация". Речь
шла о выделении донорских средств на восстановление пострадавших от военных
действий районов. В отличие от Армении, в "богатом" Азербайджане
быстро смекнули, какую можно из всего этого извлечь выгоду, и рьяно взялись за
дело, оперативно подсчитав нанесенный войной ущерб. А вот армянские власти
практически проигнорировали настойчивые призывы ряда общественных организаций и
СМИ, в частности, "Голоса Армении", воспользоваться предоставляемыми
возможностями, организовать исследование и представить необходимые расчеты для
получения финансов на реабилитацию приграничных районов. В результате
Азербайджан добился многомиллионных средств от различных международных
финансовых институтов (например, Всемирного банка) и донорских организаций
(Программы развития ООН), Армения не получила фактически ни копейки.
Более того, армянская сторона даже не заикнулась о том, что
в первую очередь в восстановлении отчаянно нуждается Арцах, ставший основной
ареной жесточайших военных действий. Армянская дипломатия в целом крайне редко
и эпизодично обращалась и обращается к этой важнейшей теме, не ведя никакой
работы в направлении привлечения внимания международных доноров к тем
масштабным разрушениям, которым подверглась молодая республика в результате
развязанной Азербайджаном агрессии. В итоге агрессор цинично поплакался в
мировую жилетку и получил огромные средства, а жертвы в лице НКР и Армении не
получили буквально ни гроша. О том, что обе армянские республики находилась и
продолжают пребывать в блокаде, напоминать, думается, излишне.
То, что было сделано в НКР за послевоенные годы, невзирая на
внутреннюю и внешнюю ситуации, на непризнанность и отсутствие в международных
программах помощи, достойно без преувеличения восхищения. Народу Арцаха удалось
восстановить значительную часть своей родины и встать на путь развития - и
процесс этот продолжается и форсируется благодаря усилиям всего армянства. И
обвинять сегодня НКР в том, что отдельные районы, в том числе Агдам, все еще
остаются в прежнем состоянии, по меньшей мере безнравственно: сделали, что
могли, на что хватало скудных средств и сил. Теперь, наконец, руки дошли и до
Агдама - символическая акция по переименованию означает намерение приступить к
восстановлению, заселению и реабилитации города. На это, безусловно, уйдут
годы. Можно не сомневаться, что все эти годы в Баку не перестанут фарисейски
обвинять армян Арцаха в том, что, мол, город все еще напоминает призрак.
Стоит в связи с этим вспомнить историю Шуши, который еще
совсем недавно опять-таки называли призраком. Но при этом редко говорили о том,
что значительная часть шушинских руин – наследие отнюдь не военных действий
начала 90-х. Город, вернее, его армянские кварталы были разгромлены в начале
века, в частности 23 марта 1920 года, когда армянское население Шуши – его
истинные хозяева – подверглось страшной резне, а армянская часть города, в том
числе прекрасные архитектурно-исторические памятники, была безжалостно
разрушена. В мирные и благополучные советские годы, когда Азербайджан шагал так
"широко", Шуши продолжал пребывать в руинах: азербайджанское
руководство и не думало восстанавливать армянские кварталы. Наоборот, с лица
города усердно стирались армянские следы, взамен он застраивался уродливыми
советскими многоэтажками, уничтожавшими его исторический облик. Может быть,
сегодня Азербаши ответит – почему за 70 лет советской власти, в том числе в
долгие годы правления его папаши, Шуши, по которому в Баку не перестают рвать
на себе волосы, не восстанавливался?
Еще один аспект касается того, что творили в Агдаме
азербайджанские вооруженные формирования в годы войны - до того, как город был
освобожден. Вот лишь несколько выдержек из документов, приводимых в книге одной
из наиболее одиозных фигур азерпропа Татьяны Чаладзе "Обреченный
Ходжалу". (Кстати, канувший в Лету другой боец азерпропа, незабвенный
Вугар Сеидов, в своих электронных письмах подробно описывает, каким образом и
для чего не нюхавшая пороху Чаладзе получила удостоверение "ветерана
Карабахской войны".) Вот всего пара из приводимых в книге документальных
свидетельств.
Из журнала оперативного дежурного МВД АР от 17 февраля
1992г.: "Местные жители Агдама (женщины) ворвались в райотдел вн. дел. Громят
помещение". Из донесения начальнику главного штаба Минобороны от 6 февраля
1992г.: "В Агдаме действуют 27 местных военных формирований. В основном
они после захвата селений занимаются мародерством, угоном скота, личного
имущества". Из выступления президента Муталибова на совещании 29 января
1992г.: "Сегодня в Агдаме бушует площадь. Там взорвали самолет".
Список можно продолжать, но, думается, и так понятно, что еще до освобождения
армянскими силами в Агдаме царил беспредел, а бесконтрольные бандитские
формирования громили город, занимаясь грабежом и мародерством.
Наконец, еще одна весьма красноречивая деталь. Крича на весь
мир о "городе-призраке", в Баку "сознательно" умалчивают,
что агдамская мечеть как стояла, так и стоит нетронутой, точно так же, как и
мусульманское кладбище. А вот армянская церковь города до сих пор в руинах. Что
было сделано с прекрасными армянскими храмами того же Шуши - напоминать
излишне: Аменапркич был полуразрушен и превращен в склад боеприпасов, а многие
старинные шушинские храмы - Кусанац Анапат, Агулецоц, Мегрецоц и другие - были
в разное время сровнены с землей. О судьбе средневекового кладбища Старой Джуги
и говорить нечего.
Может быть, все сказанное заставит замолчать тех, кто
обвиняет власти НКР в плачевном состоянии Агдама-Акна? В том числе тех
российских журналистов, которые примерно пару месяцев назад, отправившись в
Арцах "смотреть армянскую архитектуру", сразу направились в Агдам и
принялись усердно снимать руины. А потом возмущались - с чего это их, мол,
депортировали из страны?
Если непонятно до сих пор, то объясню: потому что страна и
сегодня находится в военном состоянии и, несмотря на относительный мир,
страдает и от последствий войны, и от блокады, и от отсутствия внимания и
помощи мирового сообщества. Того самого сообщества, которое присвоило себе
право решать судьбу Арцаха, но упорно отказывается думать о том, как же
выживает ее народ, переживший и войну, и разруху, и немыслимые лишения, но
упорно и настойчиво, шаг за шагом восстанавливающий свою родину. Марина
ГРИГОРЯН, golosarmenii.am
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.