Понедельник, 25.11.2024, 19:41
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Май » 20 » От айрумов до шахсеванов: в дебрях азербайджанской истории
От айрумов до шахсеванов: в дебрях азербайджанской истории
14:46

Analitika.at.ua. Очевидный тупик, в котором сегодня пребывают азербайджанцы в процессе поиска и обретения собственного национального самосознания, вынуждает азербайджанскую политическую элиту выискивать формы и способы, призванные «консолидировать нацию». В данном материале мы попробуем рассмотреть некоторые исторические вопросы, которые ввиду своей «внутренней неразрешенности» все еще представляются весьма серьезным политическим фактором.

 

 Как совершенно справедливо отмечает политолог Александр Скаков, «Азербайджан сегодня находится на пути становления новой государственности, новой нации, новой идеологии, и процессы, идущие в этой стране, носят объективный характер». Процесс осознания собственного (азербайджанского) перехода из стадии «кавказских татар» в более культурную фазу новой – государствообразующей - нации имеет весьма болезненные проявления. О некоторых из них мы поговорим в конце материала.

 

В данном аспекте отдельным пунктом выступает вопрос о так называемой «титульной нации» этой закавказской республики, само название которой - «Азербайджан» - являет собой сугубо историко-географическое понятие. И тем не менее, в силу любопытных исторических процессов в первой половине прошлого века (представление которых выходит за рамки данного материала), именно «кавказские мусульмане», или «азербайджанские татары», стали обладателями права на государственность, хотя эта территория всегда имела весьма пестрый этнический состав. Более того, сами тюрки никогда не были здесь государствообразующим элементом, ибо занимались преимущественно яйлажным скотоводством.

 

По мнению Скакова, сегодня «необходимой частью формирования нации и ее идеологии является, во-первых, создание образа врага (русские, армяне, иранцы), во-вторых, конструирование новой национальной истории, а именно - подтверждение исконного проживания своих предков на данной территории и доказательство многовекового существования своей государственности...».

 

***

 

В середине XI в. Азербайджан был завоеван  тюркскими племенами сельджуков - выходцами из Центральной Азии. Завоевание сопровождалось массовыми передвижениями населения. Огузские и примкнувшие к ним другие тюркоязычные племена переселялись под эгидой династии Сельджуков, и по этой причине за ними утвердился собирательный термин «сельджуки». Это наименование постепенно заменило термин «огуз», хотя в источниках встречается также их одновременное бытование.

 

В настоящее время мало кто ставит под сомнение факт участия в этногенезе современной турецкой нации многих народов, исторически населяющих Армянское нагорье, Анатолию, Левант, Междуречье, Балканы. Именно вследствие вовлеченности представителей европеоидной расы в этот процесс и подвергся кардинальному изменению фенотип вторгшихся в регион монголоидов. Обращая внимание на это обстоятельство, многие аналитики обходят между тем стороной тот факт, что в становлении уже современного азербайджанского (в нынешнем значении) народа принимали участие не только разнообразные тюркские племена – айрумов, карапапахов, афшаров, шахсеванов, баятов и других, но и местные индоевропейские и кавказские этносы.

 

Вопрос этногенеза современных азербайджанцев-тюрок крайне политизирован, и именно поэтому история каждого из составляющих его народностей толкуется по-разному. Примечателен пример научного представления одного из наиболее крупных племенных союзов – айрумов.  

 

Айрумы - этнографическая группа, область расселения которой в прошлом простиралась от персидско-турецкой границы (район оз.Урмия, окрестности Хоя, Маку, Салмаста) до западных рубежей современного Азербайджана (Казах, Акстафа). По мнению азербайджанского исследователя М. Велиева (Бахарлы), предками айрумов были малоазиатские тюрки, которые после разгрома их государства в Анатолии в 1301г. нашли убежище в пределах Закавказья (Велиев М. Г. (Бахарлы). Азербайджан: Физико-географический, этнографический и экономический очерк. Баку, 1921). Замечания об айрумах как о более поздних пришельцах на Кавказе содержатся в работах известного востоковеда В.Минорского и историка И.Мещанинова. Они полагали, что айрумы переселились из Персии во время персидско-турецкой войны в XVIIв.

 

В противовес этим миграционным теориям выступали азербайджанские ученые советского периода - А.Алекперов и К.Каракашлы, которые выдвинули тезис об автохтонном происхождении айрумов, который, правда, каждый из них обосновал по-своему.

 

Каракашлы в частности утверждал, что айрумы «по своему этнографическому и общественно-хозяйственному быту отличаются от равнинных тюрков постольку, поскольку горец может отличаться от аранца, т.е. от жителя равнины» (Каракашлы К. «Об айрумах». Известия Общества обследования и изучения Азербайджана, Баку, 1929, N8). Этноним айрум, по мнению Каракашлы, мог возникнуть «вследствие перемены территориального района и ухода, вернее, отделения одной части населения от другой и заселения ею нового края отдельными группами или семьями» («отдельно» по-татарски – «айры», отсюда – «айрым»; так себя называют айрумы). Каракашлы заключает, что айрумы представляют собой «фрагмент земледельческо-скотоводческих равнинных жителей», происхождение которых следует искать «не в каких-то «Румах», а в пределах самого Кавказа и, в частности, в Казахском уезде, откуда большинство айрумов переселилось в горы Кошкара и Кяпаза».

 

Алекперов же пришел к другому заключению: в материальной и духовной культуре айрумов явственно проступают напластования двух разнородных культур - оседлой земледельческой, уходящей своими корнями в местную этническую среду, и пришлой скотоводческой, связанной с появлением в Азербайджане кочевых тюркских племен (Алекперов А. «У айрумов». Известия Общества обследования и изучения Азербайджана, Баку, 1928, N5).

 

По его версии, оседлые предки айрумов - древние албанцы - в начале средних веков в процессе христианизации края подпали под сильное влияние армянской церкви и в значительной степени были ассимилированы армянами. Это, по мнению Алекперова, подтверждается наличием развалин древних храмов с армянскими надписями, сохранившихся в «айрумских горах до наших дней. Однако в V в. Халкедонский церковный собор расколол армян и албанцев на два враждебных лагеря: монофизитов, или халкедонитов, - поборников греческого православия и диофизитов, или антихалкедонитов, - сторонников старой армянской церкви, из которых первые за свою приверженность к Византии получили в просторечии прозвище хай-хором, т.е. «армян-греков». В Армении халкедониты остались в меньшинстве и вынуждены были впоследствии эмигрировать из страны; в Албании (Кавказской) их оказалось гораздо больше. В последующие века тюркизация и исламизация Азербайджана привели к полному исчезновению здесь христианской религии, к забвению первоначального смысла термина хай-хором, который в усеченной форме айрум сохранился до наших дней как название части аборигенного населения, уже тюркского по языку и мусульманского по религии».

 

Обращает на себя внимание, что советский азербайджанский историк, несмотря даже на тенденциозность своих взглядов, вполне допускает участие армянского этнического элемента в генезисе современных азербайджанцев. Схожих позиций придерживался и этнограф В. Кобычев (Кобычев В. П. «Айрумы». Сов. этнография, 1962, №3.). В своей работе он выдвинул гипотезу, в основе своей базирующуюся на факте наличия тесных культурных и политических отношениях населения «западного Азербайджана» с Арменией.

 

«Здесь было распространено христианство григорианского толка, существовала письменность, построенная на общей с армянским алфавитом графической основе. Армяне составляли значительную часть населения края, занимая в нем преимущественно горные местности (Карабахское плато, древняя область Арцах), тогда как коренное население (албанцы) проживало преимущественно на прилегающем плоскогорье - Аране. В 591 г., во время второго раздела Армении между Византийской империей и Сасанидской Персией, по территории западного Азербайджана прошла граница, которая отделила часть армянского населения вместе с албанцами от остального населения страны. Раздел 591 г. в дальнейшем был закреплен договором 628 г. между Византией и Персией и просуществовал до падения Сасанидской империи и нашествия арабов на Закавказье, т.е. почти до конца VIII в».

 

 По мнению Кобычева, именно в этих условиях, особенно в пограничной полосе, и могло  сложиться новое этническое наименование хай-рум (или в армянской огласовке хай-хором) в качестве отличительного прозвища для той части автохтонного населения, которая после раздела оказалась в пределах Византийской империи. При этом, по версии самого автора, новое название в равной степени могло применяться как для наименования народа, так и для обозначения занимаемой им территории, как это было, например, с названием «греки» в древней Руси или «урум» на Востоке.

 

Новая политическая ситуация, сложившаяся в Армении в результате ее раздела между Персидской и Византийской империями, получила отражение и в исторической литературе, и в топонимии края. Так, арабский ученый Хв. Баладзори упоминает в провинции Адирбейджан «область Урума», в которой арабам пришлось подавлять восстание армян и других народов провинции. «Действительно, внимательное изучение топонимии в местах прежнего расселения айрумов дает значительное количество географических названий с корнем рум: гора и населенный пункт Урумбазар, р.Урумбазарчай у стыка Шахдагского, Мровдагского и Зангезурского хребтов, гора Урумыс к югу от Севана, гора Айрумча и три селения Айрум, Гюлядзарайрум, Чарвадараурум, местность под названием Айрумское кочевье в северной части Карабахского нагорья, селения Чоирум на берегу Куры, Хейрум в Казахе и др. Все эти топонимы сосредоточены на относительно ограниченной территории, тянущейся узкой полоской от южного берега Куры в районе несколько выше впадения в нее р.Алазани и р.Иори, через горы Карабаха по направлению к Нахичевани. Вне этого пространства подобные наименования не встречаются…  Можно прийти к выводу, что айрумы представляют co6oй тюркизированных и исламизированных потомков армянизированных албанцев и части армян, которые после раздела Армении в конце VI в. оказались в пограничном районе с византийской стороны и для которых использовалось наименование айрум, означавшее армян, подданных Византии».

 

Другой важной составляющей этногенеза современных азербайджанцев-тюрков являются шахсеваны. Есть версии о том, что в конце XVI столетия айрумы разделились на две части, причем одна часть переселилась в Персидский Азербайджан и здесь получила название «шахсеван». «Ушедшие в Персидский Азербайджан айрумы заняли в нем Ардебильскую провинцию под именем шахсеванов. Отсюда они впоследствии перешли в пределы Закавказья и первоначально основались на Мугани, потом рассеялись по территории современного Азербайджана. В Персидский Азербайджан пришло более 3 тыс. шахсеванских семейств во главе с Юнис-пашой. От внуков последнего Бейдали-бека и Коджабека произошли поколения: бейдиллы и ходжалы. От бейдиллы впоследствии отделилось несколько колен, из которых в Азербайджане живут каракасумлы, полатлы, димирчи, халифели, удюглы, мурадлы, заргяр и Милли».

 

Показательно в этой связи, что в этнографической науке широко распространено мнение о том, что «Шахсевенами, или шахсеванами, называли иноплеменных христиан, добровольно принявших мусульманство. Они отличались особым усердием в исполнении религиозных обрядов и преданностью шаху, за что их и называли шахсеванами (шахолюбами)». Это определение, в свою очередь, вписывается в контекст гипотезы о происхождении шахсеванов из христиан Восточного Закавказья – армян и албанцев.

 

Изучение этнонимов племен, которые в течение XI-XII вв. сыграли важную роль в этногенезе современных азербайджанцев, позволяет получить ответы на вопросы, связанные с судьбой переселившихся племен и с их распространением и оседанием. Топонимы, появление которых в Закавказье можно приурочить к XI-XII вв., отражают важный этап в этнической истории региона, связанный с огузами и другими тюркоязычными напластованиями.

 

В числе прочих составляющих современный азербайджанский этнос ученые выделяют сельджукские племена шамлы (согласно полулегендарному преданию, оно происходило от пленников из Малой Азии, уведенных Тимуром после битвы при Анкаре и переданных им сефевидскому шейху Ходжа Али, который поселил их в Азербайджане), караманлы (получило свое название от самостоятельного княжества Караманлы, образовавшегося в результате распада сельджукского султаната в Анатолии), айдин и др.

 

В начале XIIIв. под натиском монголов в Азербайджан пришло тюркское племя половцев, или куманы. Во второй четверти XIв. они еще занимали степи между Волгой и Доном, но в XIIIв. были оттеснены на юг. Часть их поселилась на территории современного Азербайджана, где они смешались с другими тюркскими племенами, оставив память о себе лишь в названии трех селений Куманлы в Ленкоранском районе. Тогда же вместе с монгольскими завоевателями пришло племя баят или баятов (это племя еще в XI в. упоминается в числе 24 древних огузских племен). В начале оно поселилось в Малой Азии, где смешалось с другими сельджукскими племенами, но на рубеже XV - XVIвв. влилось в племя кызылбашей и переселилось в Азербайджан.

 

Как известно, с XVIв. территория Азербайджана входила в состав Кызылбашского государства, во главе которого стояла династия Сефевидов, происходившая из Ардебиля в южном Азербайджане. Главной опорой Сефевидов стали тюркоязычные кочевые племена, принадлежавшие к особой тюркской ветви (белых гуннов), называемой кай и жившей в западном Туркестане. Главными племенами считались: каджары, авшары, ульгудары, чобаны, бахарлы, падар, устаджаллы, ляк, халиллы, сор-сор, шемя (шагаг), осаллу, зенгене, армалу.

 

СПРАВКА. Кызылбаши (от тюркск. красноголовые) — объединение тюркских родов, кочевавших на территории Ирана, Анатолии и современного Азербайджана в XV-XVI веках. Кызылбаши, будучи шиитами, носили чалмы с 12 пурпурными полосами в память 12 шиитских имамов (откуда и название); они также имели обычай брить головы и бороды, оставляя чубы и длинные усы. Кызылбаши консолидировались вокруг суфийского ордена сефеви, чьи шейхи имели резиденцию в Ардебиле. В 1502г. кызылбаши, разгромив государство Ак-Кюнлу, возвели на иранский престол своего шейха Исмаила Сефеви. Последний дал племени имя «шахсеваны» («любящие шаха»). Поэтому Сефевидский Иран часто называли «государством кызылбашей», например, в тогдашних русских документах. Кызылбаши также составили один из компонентов азербайджанской народности.

 

***

 

Таким образом, современный термин «азербайджанец» объективно не является этнонимом: это собирательное название, применимое в отношении разных народов, обживающих данную территорию. В этом отношении «азербайджанцами» являются и армяне, и сами кавказские татары, и талыши, и лезгины, и рутульцы, и удины, и таты, и другие народы исторической провинции Атрпатакан-Азербайджан. 

 

Кавказские татары нынче продолжают блуждать в потемках в поисках идентификации собственного «я». Это сколь уязвимое, столь и опасное явление, ибо мифологическая история, как правило, всегда требует более предметного обоснования легендарных «фактов», в том числе и посредством ведения войн.

 

Известно, например, что бывший президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей, несмотря даже на конфессиональные различия между турками и азербайджанцами, проводил государственную политику по их полной идентификации. В 1992г. Милли меджлис республики принял закон о языке, в котором азербайджанский язык был переименован в тюркский. Реформа Эльчибея относительно превращения тюркизма в государственную идеологию не встретила в Азербайджане должного понимания. Будучи представителем сугубо советской нации, рядовой «азербайджанец» (в современном понимании) психологически не был готов к столь скорому и одностороннему своему перевоплощению. Именно по этой причине политика националистически настроенного президента вызвала недовольство населяющих республику национальных меньшинств, которое вскоре вылилось в провозглашение Али-Акрамом Гумбатовым Талыш-Муганской Республики.

 

В данном случае важно то, что радикализм Эльчибея высветил хрупкость руководимого им общества. Симптоматичной была и реакция самой Турции; глава официальной Анкары Тургут Озал, ратующий, как известно, за применение против Армении турецкой военной силы, тем не менее, в апреле 1993 г., выступая в Баку, заявил: «Азербайджанцы наши друзья, я бы сказал, родственники. На международной арене мы всегда защищаем наших азербайджанских братьев, но никто не должен рассчитывать на большее». Болезненный процесс поиска и окончательного обретения национального самосознания имел свое продолжение и при Гейдаре Алиеве. В Конституции 1995г. государственный язык в республике вновь был переименован в азербайджанский.

 

Таким образом, современные азербайджанцы до сих пор блуждают в этнических дебрях собственного происхождения и часто рубят ветки своего же генеалогического древа, на которых, кстати, сидят. Если в начальный период советской истории, так или иначе, но допускалась вероятность участия армянского элемента (по одной из версий – айрумского) в этногенезе азербайджанского народа, то в настоящее время этот вопрос не подлежит обсуждению. Извращенная историография на сегодняшний день остается главным механизмом, призванным способствовать консолидации «кавказских татар», становлению в их сознании первых ростков национального самоощущения.

 

«В качестве «предшественников» азербайджанской государственности проходят Мидия и Атропатена, а то еще более раннее государство Манна, - отмечает Скаков. - Никоим образом нельзя доказать, что эти государства были тюркоязычными, поэтому ставка делается на доказательство многовекового, возможно, более длительного проживания тюрок на данной территории. И это при том, что говорить о каком-либо существенном тюркском компоненте или о значимой роли тюркских языков в регионе до XI-XIII вв. не представляется возможным: тюрками объявляются скифы, киммерийцы и саки, а также албанцы. Делается вывод, что азербайджанский народ ко времени появления в XI-XII вв. сельджуков-огузов уже вполне сложился».

 

Смбат Саакян

Источник: arunion.info, nationalidea.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 1035
Календарь новостей
«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru