Analitika.at.ua. Итак, завершились первый государственный визит президента
России в Армению и первый в Армении неформальный саммит лидеров ОДКБ. С точки
зрения армяно-российских отношений визит прошел без сенсаций. Без сенсаций,
потому что уровень армяно-российских отношений столь высок, что было бы
сенсацией, если бы государственный визит российского лидера не ознаменовался новыми
договоренностями, укрепляющими этот союз. Были подписаны договоры об участии
России в строительстве нового атомного энергоблока в Армении, о
военно-техническом сотрудничестве.
КАК УЖЕ НЕ РАЗ ОТМЕЧАЛОСЬ, В ПЛАНЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ трудно переоценить подписание протокола об изменениях в договоре о
деятельности в Армении российской военной базы. Глава армянского государства
подчеркнул в ходе пресс-конференции двух президентов: одним из принципиальных
изменений является то, что если раньше функции российской базы по обеспечению
безопасности Армении касались только так называемых внешних границ СНГ, то
сейчас это ограничение снято. Кроме того, с целью решения вопросов безопасности
российская сторона берет на себя обязательство об обеспечении армянских
вооруженных сил современным и совместимым вооружением.
Некоторым эти договоренности не понравились. Официальный
Баку официально выразил надежду, что потенциал 102-й базы не будет использован
против Азербайджана... Несколько странная реакция, с учетом понимания того, что
ни Россия, ни Армения, ни Нагорный Карабах в обозримом будущем на Азербайджан
нападать не собираются. Незачем. Озабоченность Баку имеет смысл только в том
случае, если Азербайджан намерен развязать новую войну. Но и тут вопрос чисто
риторический, поскольку в случае новой агрессии Азербайджана против Нагорного
Карабаха это будет прямая угроза безопасности Армении, и тут уже вступают в
силу договоренности как о российской базе, так и в рамках ОДКБ. Когда в ходе
пресс-конференции президенту России Дмитрию Медведеву был задан вопрос о
действиях российской базы в случае агрессии Азербайджана против Карабаха,
Медведев еще раз выразил свою уверенность в необходимости мирного
урегулирования конфликта, в безальтернативности мирного решения, но вместе с
тем отметил, что все остальные вопросы регулируются как двусторонними
договорами, так и обязательствами в рамках ОДКБ, и подчеркнул, что Россия очень
серьезно относится к своим обязательствам...
ДОБАВИМ, ЧТО ВОПРОС АРМЯНСКОГО ЖУРНАЛИСТА ТАКЖЕ ВЫГЛЯДЕЛ
НЕСКОЛЬКО РИТОРИЧЕСКИМ, поскольку о реальности угроз Ильхама Алиева говорить не
приходится и все уже давно это знают. Глава МИД России Сергей Лавров в интервью
Общественному телевидению Армении, комментируя возможные поставки в Азербайджан
двух дивизионов С-300 и периодические угрозы Азербайджана, выразился
дипломатично, но внятно: "Мы никогда не поставляем вооружение в регионы,
где такая поставка может дестабилизировать ситуацию, будь то Закавказье,
Ближний Восток, Средний Восток или какая-либо другая часть нашего земного
шара... Я не стал бы слишком драматизировать периодически звучащую риторику: во
многом, как и в целом ряде других случаев, она связана с внутриполитической
ситуацией в той или иной стране, откуда такая риторика раздается, но, конечно,
она делу не помогает... Я убежден, что в регионе, о котором мы говорим, ни одно
государство не планирует начинать новых военных действий, потому что это было
бы катастрофично. А то, что агрессор все равно не достигнет своих целей, все мы
убедились в августе 2008 года, когда ваш сосед господин Саакашвили решил
урегулировать проблемы Абхазии и Южной Осетии методами, неприемлемыми с точки
зрения международного права. Я на 100 процентов убежден, что между Арменией и
Азербайджаном таких попыток не будет, поскольку я участвовал во встречах
президента Медведева с президентами Саргсяном и Алиевым, и все три президента
подписывались под документами, которые не допускают применения силы, которые
подчеркивают приверженность исключительно мирному урегулированию любых проблем
в контексте нагорно-карабахского процесса".
Иначе говоря, своими воинственными заявлениями Ильхам Алиев
просто блефует по тем или иным причинам, а вот за переговорным столом ведет
себя совершенно иначе. Гораздо более разумно и вменяемо.
ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ НЕФОРМАЛЬНОГО САММИТА ЛИДЕРОВ ОДКБ, то, как
известно, главным вопросом были киргизские события и ставшие в связи с этим
актуальными вопросы, связанные с повышением эффективности ОДКБ. Известно, что
руководство Киргизии обратилось к ОДКБ с обращением о помощи, но поскольку
одним из базовых принципов ОДКБ является принцип невмешательства во внутренние
дела друг друга, то в ОДКБ разработаны механизмы, призванные защитить
страны-члены от внешней агрессии, угроз международного терроризма и так далее...
Так что лидерам ОДКБ было о чем поговорить без протокола, и,
судя по всему, результатом этого неформального общения стало согласие не только
помочь Киргизии, но и меры по усилению эффективности ОДКБ, которые должны быть
разработаны и представлены на утверждение уже официального саммита лидеров ОДКБ
в декабре текущего года, где председательство в ОДКБ примет в лице Александра
Лукашенко Белоруссия, что тоже интересное решение с учетом зачастую весьма
критической настроенности Лукашенко к деятельности организации. Но,
по-видимому, лед и тут тронулся, не зря же президент Белоруссии прибыл в Ереван
за два дня до начала саммита...
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.