Analitika.at.ua. Вышла в свет книга Рафаела Амбарцумяна
"Кредо Мамиконянов-Таронаканов". Это четырнадцатая книга историка,
публициста, национального, политического и общественного деятеля Амбарцумяна,
автора многих патриотических инициатив, листовок, статей, инициатора учреждения
Дня Айренатирутюн".
КНИГА РАЗДЕЛЕНА НА ДВЕ ЧАСТИ. Первая выполнена в форме
одноактной пьесы, написанной по сведениям армянских летописцев с ключевыми
деятелями нашей истории: Айк, Ара Гехецик, Тигран Великий, Григор Лусаворич и
другие. Во втором разделе изложено собственно "Кредо
Мамиконянов-Таронаканов" (Основы армянской национальной идеологии -
айадаванутюн). Эта часть, переведенная на армянский, английский, французский,
польский и русский языки, позволит иноязычным читателям составить представление
о сути "Кредо".
Начиная со времен праотца Айка (2492г. до н.э.), автор
прослеживает основы армянской национальной идеологии, указывая на то, что с
противостояния Айка и Бела армяне были зачинателями духовной борьбы цивилизации
против идолопоклонства и многобожия. После принятия христианства национальной
идеологией стало созданное Григором Лусаворичем армянское христианство,
развитое впоследствии деятелями духовенства, выдающимися представителями
культуры. Мушег Мамиконян и его сподвижники, обобщив в VIII веке систему
самозащиты армянского христианства, назвали ее "Ухт (Обет)
Мамиконянов".
Затем через века преданную забвению армянскую идеологию
самозащиты возродил и придал ей целостный вид Гарегин Нжде. Считая "Ухт
Мамиконянов" "вечным оружием рода", он в 1919-1921гг. в
Зангезуре назвал его "Ухт Давид-Бека", в 1934 в США - "Цегакрон
Ухт", в 1936-1937гг. в Болгарии - "Таронаканутюн".
РЯД ПОЛОЖЕНИЙ "КРЕДО" ПОМОЖЕТ ПРЕОДОЛЕТЬ ЛЮДЯМ
(как правило, неосведомленным) определенную настороженность, а порой и
враждебно-нигилистический настрой по отношению к тому, что называется сегодня
"Таронаканутюн" и подвергается атакам со стороны поборников
ультралиберализма и глобализации. С их точки зрения, идеи Мамиконян-Таронакан
содержат в себе махровый национализм, а то и отдают фашизмом. Но разве называть
Великую и Малую Армению родиной армян - это национализм? Прочитайте, к примеру,
одно из положений "Кредо" с заменой слова "армянский" на
название любого иного народа: "Армянский народ - это объединенная
единосущная и неделимая совокупность прошедших, настоящего и будущих
поколений". Прочитали? И где же тут национализм?
"Кредо" завершается молитвой
Мамиконянов-Таронаканов: "Господи, спаси армянскую нацию и собери нас на
нашей Родине, сделай нас достойными права стать хозяевами наших храмов, гробниц
наших святых и могил предков".
Разве жизнь на родной земле и почитание могил предков - это
ущемление чьих-то иных национальных прав? Нет, конечно. Кто с этим не согласен,
молится иным богам и идеалам. Автор "Кредо" верит в возможность
духовного единства всего армянского народа и в достижение на этой основе
общенациональных целей.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.