Главная » 2010»Январь»15 » Отец Хайрик: Ворота монастыря Сурб Хач открыты для всех верующих
Отец Хайрик: Ворота монастыря Сурб Хач открыты для всех верующих
02:23
Analitika.at.ua. Средневековый армянский монастырь Сурб Хач в Крыму,
неоднократно разоренный и покинутый, возвращается к жизни: здесь появился
первый монах, возобновились богослужения. О новой жизни древнего монастыря –
зарисовка из цикла "Крым зимой".
У въезда с восточной стороны в городок Старый Крым сначала
замечаешь одиноких торговцев с ведрами яблок и пирамидами домашних солений.
Когда-то именно этот главный город золотоордынского улуса с именем Эски Кырым,
что означает "Ров", и дал название не только Крымскому ханству, но и
всему Крымскому полуострову. Я приехал сюда, чтобы посмотреть, как живет
нынешней зимой средневековый армянский монастырь Сурб Хач, который находится в
трех-четырех километрах к юго-востоку от городской окраины, на склоне горы
Святого Креста. На вопрос, как туда добраться, в полученных от торговцев
директивах звонко зазвучали советские топонимы: улицы Ленина, Свердлова и Коммуны,
потом надо примерно два с половиной километра подниматься вверх по недавно
проложенной асфальтовой дороге.
Монастырский комплекс похож на крепость и состоит из
соборной церкви, пристроенного к храму притвора с колокольней, кухни,
трапезной, и двух ярусов монашеских келий. Совсем недавно здесь появился первый
и пока единственный монах – отец Хайрик:
– Сейчас я только один, как монах, как иеромонах. Но у нас
есть служащие здесь, четыре человека.
Монастырь был построен в XIV веке силами и на средства армян,
поселившихся в восточной Таврике в XI веке. Они бежали сюда, спасаясь от
нашествия турок-сельджуков.
– Многие из Трабзона и Западной Армении были вынуждены
оставить свои дома и переселялись в эти края, – продолжает отец Хайрик. – К
сожалению, три раза была депортация армян, и не только армян, но и других малых
наций тоже. То есть тут были выселены не только крымские татары, но многие
забывают, что и болгары, и греки... Раньше здесь, в старом Крыму, все были
армянские деревни, сейчас только 3-4 армянские семьи здесь живут.
Название монастыря – "Сурб Хач", то есть
"Святой Крест" – связано с хачкаром, или каменным крестом VI века,
который был привезен в Таврику первыми беженцами из Армении морским путем. С
тех пор монастырская жизнь прерывалась здесь не раз, иногда – на века. В
последний раз монастырь Сурб-Хач был ликвидирован в 1925 году советской
властью. Богослужения восстановились здесь через 85 лет.
– Сейчас уже, слава богу, три раза в день "часы"
делаем: утреннее, дневное, вечернее, – рассказывает отец Хайрик. – Иногда
бывает, что только с ангелами, которых не видно, но они присутствуют. Иногда
бывает, что посещают паломники.
Пока отец Хайрик молился в древнейшем строении монастыря,
храме Сурб Ншан ("Святого Знамения"), я подошел познакомиться с реставратором
– каменщиком по имени Сергей.
– Вообще, как зима здесь переносится?
– Тяжеловато. Несколько месяцев погода стоит нормальная,
неплохая, а потом, бывает, заметает. Вездеходы проходят, джипы периодически
проходят, конечно, но тоже проблематично.
– Вы же тут живете. Как быт у вас налажен, где вы берете воду, где
берете продукты?
– Слава богу. Там есть родник, из него воду берем. Дрова
есть, электрификация у нас появилась. Потихоньку все нормализуется, слава богу.
Это царская жизнь в сравнении с жизнью церковных отцов, которые здесь жили
раньше, - говорит Сергей.
Особенность этого монастыря в том, что он открыт для всех –
христиан, инославных и даже мусульман.
– Этот храм принадлежит армянам, но открыты ворота для всех
верующих, паломников, – объясняет отец Хайрик. – В Новый год татары приехали
сюда, потому что в Старом Крыму очень много татар. Они приехали, зашли,
помолились и ушли. Удивительно. Когда был в Эчмиадзине, иранцы тоже посещали
церковь. И татары тоже приходят, особенно когда свадьбы у них бывают, как
паломничество, приходят сюда, молятся и уходят.
Я спросил у русского крымчанина, каменщика Сергея, какой
храм он посещает.
– Я хожу, естественно, в эту церковь. Если у меня есть
свободное время, я также могу зайти в православную церковь, но различий,
собственно говоря, я для себя не делаю никаких. Потому что моя субъективная
точка зрения заключается в том, что это есть христианство. Я не делаю никаких
различий между, скажем, Русской православной и Армянской апостольской церковью,
- ответил Сергей.
Я заметил, что Русская православная церковь никогда не
допускала причащения армянских верующих, считая их еретиками-монофизитами и
инославными. Отец Хайрик смотрит на это как на древнее историческое
недоразумение Халкидонского собора:
– Иногда, когда мы даем причащение, мы говорим: ты христианин
(если человек, скажем, не из нашей паствы), принимаешь Господа нашего Иисуса
Христа, Отца и Сына, и Святого Духа? И если человек крещеный, мы принимаем. И
нет такой проблемы.
Я поинтересовался у Сергея, что удерживает его в этом
монастыре:
– Ну, во-первых, это моя родина. Во-вторых, место само по
себе просто замечательное. Оглянитесь вокруг, посмотрите – красота, чистый
воздух, покой, тишина. Здесь я, даже когда работаю физически, отдыхаю душой.
Притвор храма Сурб Ншан выложен могильными плитами с полустершимися
армянскими надписями. Входя в храм, вы не можете их миновать и неизбежно
вынуждены ступать по ним. Так через века выполняется последняя воля
скончавшихся в монастыре праведников – служить надежной опорой для подошвы
приходящего к Богу человека.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.