Главная » 2010»Август»26 » "Откат" США и новая расстановка сил на Южном Кавказе
"Откат" США и новая расстановка сил на Южном Кавказе
14:34
Analitika.at.ua. Эйфория, вызванная государственным визитом президента
России, продлится в Армении ровно до тех пор, пока Дмитрий Медведев не нанесет
такой же визит в Азербайджан. Россия продолжит поддерживать военно-политический
баланс между Арменией и Азербайджаном, считая это единственно возможной
региональной стратегией, а также своеобразным средством удержания статус-кво в
зоне карабахского конфликта.
Между тем, реальная проблема России в Закавказье была и
остается не в создании средств баланса между Ереваном и Баку, а в отсутствии
политических связей с Грузией, территория которой стала для Москвы непроходимым
региональным буфером. Поэтому время, которое Москва выигрывает в процессе
балансирования между Арменией и Азербайджаном, должно быть всецело посвящено
скорейшему разрешению проблем с Грузией. Благо политическая элита этой страны
временно осталась в подвешенном состоянии: программная линия американских
неоконсерваторов в отношении Грузии была оборвана в августе 2008 года, а
администрация Барака Обамы сформировала новую систему внешнеполитических
приоритетов, среди которых прямая конфронтация с Россией на постсоветском
политическом пространстве не значится.
Важно обозначить, что Южный Кавказ - стратегический регион,
однако несущий для США и России совершенно разную функциональную нагрузку. Если
для Вашингтона доминировала транспортно-коммуникационная составляющая, функция
звена между Центральной Азией и Европой, то для Москвы на передний план выходит
военно-политическая функция, тесно связанная с задачами обеспечения
безопасности на Северном Кавказе. После войны расклад приоритетов не изменился.
Однако если Россия дислокацией двух военных баз в Абхазии и Южной Осетии в
определенной степени нивелировала возможные угрозы для Северного Кавказа, то
для США стратегическая позиция Грузии оказалась ущербной, и не выполняет
функции альтернативного энергетического коридора.
В условиях, когда главная региональная ставка США - Грузия -
оказалась бита, а выстроенная здесь военная инфраструктура практически
уничтожена (хотя и восстанавливается быстрыми темпами), на арену вышли игроки,
выступавшие до этого под американским прикрытием, в частности Турция. Анкара,
чьи отношения с США с момента прихода к власти в США демократической
администрации переживают сложный период выяснения отношений, громогласно
заявила о своих национальных интересах в кавказском регионе, которые не могут
быть защищены без плотного диалога с Россией. Таким образом, война августа 2008
года в Южной Осетии объективным образом способствовала регионализации проблем
Южного Кавказа.
Однако было бы наивно предполагать, что США уступили свое
влияние на Южном Кавказе полностью и бесповоротно. За прошедшее десятилетие
американцами в регионе была проделана огромная работа на глубоком общественном
уровне. США воспринимались и продолжают восприниматься как "третья
сила", способная в определенный момент полностью изменить ход событий или
же навязать альтернативный региональный сценарий. Один из таких сценариев,
связанный с ядерной программой Ирана, и сейчас является наиболее масштабным и
непрогнозируемым элементом будущего военно-политического обустройства региона.
После признания Москвой независимости Абхазии и Южной
Осетии, проблема урегулирования нагорно-карабахского конфликта оказалась в
центре регионального политического процесса. Активная позиция Турции по
карабахской проблеме получила максимально ясное выражение на фоне попыток
нормализовать армяно-турецкие отношения. Само детище американских демократов -
"дорожная карта" разблокирования армяно-турецкой границы - была
торпедирована турецкими властями, поскольку в случае реализации вернула бы
расклад сил в регионе в исходную позицию, а именно, США получили бы механизмы
дальнейшей эффективной конкуренции с региональными силами - той же Турцией,
Россией и Ираном. В итоге, нагорно-карабахский конфликт оказался практически
целиком в поле влияния двух региональных игроков - России и Турции, с сильным
ситуационным влиянием Ирана.
Обеспечив политический контроль над процессом урегулирования
нагорно-карабахского конфликта, Москва и Анкара сделали второй шаг - усилили
военную составляющую своего влияния. Россия зацементировала свое военное
присутствие в Армении на ближайшие десятилетия, пролонгировав срок дислокации
военной базы в Гюмри до 2044 года, а Турция заключила с Баку договор о
стратегическом партнерстве и взаимопомощи, закрепив за собой функции гаранта
интересов азербайджанской стороны. Судя по всему, региональный военный паритет
между Россией и Турцией будет полностью оформлен с дислокацией турецкой военной
базы или мобильных частей в Нахичевани. Во всяком случае, высшее руководство
Турции публично заявило о том, что задача обеспечения безопасности этой
автономной республики в составе Азербайджана - прямая задача Турции, исходящая
из международных договоров.
В общем и целом, в регионе разворачивается новая
конкурентная система, главными участниками которой становятся Азербайджан и
Турция с одной стороны, Армения и Россия с другой. С этой точки зрения позиции
Турции выглядят предпочтительнее по той простой причине, что она планомерно
наращивает экономическое присутствие в Грузии. Более того, для Турции Грузия
продолжает выполнять функции главной транзитной артерии, соединяющей ее с
Азербайджаном. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), газопровод Баку-Тбилиси-Эрзрум
(БТЭ) и проектируемая железнодорожная ветка Баку-Ахалкалаки-Карс (БАК)
преследуют цель обеспечения постоянного доступа Турции в Каспийский регион - к
углеводородным запасам Центральной Азии. В достижении этой цели Турция
пользуется полной поддержкой Запада и в настоящее время прилагает все усилия
для реализации проекта NABUCCO - газопроводной сети, обеспечивающей доставку
газа из Азербайджана, Ирака, Туркмении, а будущем и Ирана в Европу через
Турцию. Вместе с тем, Турция наладила взаимовыгодный диалог с Москвой
относительно участия в проекте "Южный поток". Выгодная географическая
позиция Турции позволяет ей позиционировать себя как перекресток конкурирующих
направлений "Север-Юг" и "Восток-Запад".
Кроме того, Турция заявила о намерении строительства железной
дороги в Нахичевань, по узкому коридору собственной территории, граничащей с
Ираном. Если данные железнодорожные проекты будут осуществлены, то Армения
навсегда потеряет функцию железнодорожного узла на Южном Кавказе (в настоящее
время железнодорожная связь между Турцией, Грузией и Азербайджаном может
осуществляться только через Армению, однако участок Карс-Гюмри заблокирован
Турцией).
В этих условиях перспективы Армении будут связаны с
развитием транспортно-коммуникационной связи с Ираном (ТЭО проекта
строительства железной дороги Иран-Армения разрабатывают российские
специалисты), а также обеспечением рынков сбыта электроэнергии. Строительство
нового атомного реактора в Армении, договор о котором подписан между Ереваном и
Москвой, сохранит за армянским энергетическим комплексом позицию самого мощного
и развитого в регионе.
Что же касается нагорно-карабахского конфликта, то все будет
зависеть от дальнейшей динамики российско-турецких политических отношений.
Москва и Анкара, кажется, выступают против дислокации в зоне карабахского
конфликта миротворческого контингента, в состав которого войдут военнослужащие
нерегиональных государств. В этой позиции их полностью поддерживает Иран. Таким
образом, по данной наиболее важной составляющей процесса урегулирования
сложился региональный консенсус. По всей видимости, пат, оформленный на
переговорах в Астане в начале июля 2010 года, продержится достаточно долго.
Захотят ли Москва, Анкара и Тегеран сформулировать новую карту карабахского
урегулирования - вопрос будущего. Пока региональная триада занята укреплением
своих позиций, заполнением вакуума, который образовался после американского
"отката".
Ситуация может получить иное развитие лишь в том случае,
если Вашингтон пересмотрит функцию Южного Кавказа, скажем, встроит его в свои
задачи на Ближнем Востоке и Афганистане, что маловероятно. США продолжают
использовать регион для транзита военных грузов из Ирака в Афганистан, и это
тот минимум, который укладывается в стратегические задачи Обамы. Точка зрения о
том, что Вашингтон укрепляет азербайджанские военно-морские силы и систему ПВО
на случай военной операции против Ирана, выглядит весьма сомнительной, особенно
на фоне информации о будущих поставках Азербайджану российских комплексов
С-300. Последнее, наоборот, свидетельствует опять-таки о расширении спектра
действий России, в том числе и в рамках российско-американских договоренностей
по иранской проблеме.
Тем не менее, говорить о том, что Южный Кавказ выпал из
контекста глобальной политической конкуренции, было бы неверным. Суть процесса
в ином. С обострением внешнеполитических проблем США, Россия и Турция резко
повысили свое влияние в мире и в настоящее время выстроили собственный тренд
развития сопредельных регионов. Турция расставила акценты не только на Кавказе,
но и на Балканах, Ближнем Востоке и в арабском мире. Пока очевидных дивидендов
Анкара не приобрела. Наоборот, турецкая активность зачастую вызывает отторжение
со стороны субъектов региональной конкуренции. Однако Анкара получила
совершенно новую повестку отношений с США, в которой диктат Вашингтона отныне
невозможен. С другой стороны, обострилась внутриполитическая ситуация в самой
Турции, где США и Израиль за последние годы выстроили эшелонированную систему
влияния. Впрочем, правительство умеренных исламистов на данном этапе
прикладывает максимум усилий для уничтожения этой системы.
Что касается России, то она оказалась лицом к лицу с Китаем,
Ираном, Турцией, Румынией, Польшей и другими традиционными силами, политическая
и экономическая линия которых и без масштабного американского воздействия была
ясна, но сейчас кристаллизировалась и получила четкие ориентиры. Эти ориентиры,
если не конкурируют прямо с российскими интересами, то, по крайней мере,
требуют от России максимально квалифицированной, сильной и инициативной
политики в сопредельных регионах и особенно - на Кавказе.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.